Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 сентября 2023 года село Большая Черниговка
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,
при секретаре Трубниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-983/2023 по исковому заявлению Мамонтовой С.В. к Администрации Большечерниговского района Самарской области, Администрации сельского поселения Петровский муниципального района Большечерниговский Самарской области о признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Мамонтова С.В. обратилась в суд с иском к Администрации Большечерниговского района Самарской области, Администрации сельского поселения Петровский муниципального района Большечерниговский Самарской области о признании права собственности на квартиру, мотивируя свои требования тем, что между ней и колхозом «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор дарения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Договор составлен в письменной форме, подписан сторонами, условия сделки сторонами были выполнены в полном объеме, недвижимое имущество передано ей. Однако, поскольку договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке, в настоящее время колхоз «<данные изъяты>» ликвидирован, сам договор ею утерян, имеется только его копия, она не может зарегистрировать право собственности на жилое помещение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать за ней право собственности на жилое помещение.
В судебное заседание истец Мамонтова С.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Большечерниговского района Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, направил отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Петровский муниципального района Большечерниговский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представил.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные Мамонтовой С.В. требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В силу пункта 3 статьи 574 указанного Кодекса договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Из выписки из протокола № № общего собрания членов колхоза «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на общем собрании было принято решение о передаче жилых домов колхозникам, проработавшим в колхозе не менее 10 лет, в собственность на основании договора-дарения.
Материалами дела подтверждается, что Мамонтова работала в колхозе более 10 лет и имела право на приобретение жилого дома в дар.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между колхозом «<данные изъяты>» и Мамонтовой С.В. был заключен договор дарения, в соответствии с которым колхоз «<данные изъяты>» передает в собственность Мамонтовой С.В. жилую квартиру, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Указанный договор подписан сторонами. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ квартира передана колхозом «<данные изъяты>» Мамонтовой.
Материалами дела подтверждается, что с 1985 года по настоящее время Мамонтова С.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости: помещение, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией <данные изъяты> района <данные изъяты> области и Администрацией сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не состоит.
Из технического паспорта, изготовленного ГУП <данные изъяты> области «<данные изъяты>» <данные изъяты> филиал следует, что общая площадь здания, расположенного по адресу: <адрес>, составляет № кв.м., жилая - № кв.м.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ колхоз «<данные изъяты>» ликвидирован 17 апреля 2007 года; согласно исторической справе, представленной архивным отделом Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области АПК «<данные изъяты>» в 2001 году был реорганизован в колхоз «<данные изъяты>».
В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате.
Анализируя приведенные выше нормы, и обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку существенные условия договора сторонами были исполнены: жилое помещение было передано истцу, он несет бремя его содержания на протяжении длительного времени, что подтверждается справками об отсутствии задолженностей по оплате за коммунальные услуги, электроэнергию и газ.
Доказательств того, что обязательства по договору сторонами не были исполнены, в судебном заседании не добыто.
Кроме того, недействительным указанный договор не признан. Даритель колхоз «<данные изъяты>» ликвидирован, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и исторической справкой архивного отдела Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области.
Право собственности на объект недвижимости согласно статье 223 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента его государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Отсутствие в ЕГРП записей о государственной регистрации права собственности колхоза «<данные изъяты>» на вышеназванный объект недвижимости не является препятствием для перехода права собственности на этот объект и соответствующей государственной регистрации.
Статьей 36 Закона СССР от 26 мая 1988 года N 8998-XI "О кооперации в СССР" было установлено, что все имущество колхоза или другого сельскохозяйственного кооператива, а также произведенная им продукция, полученные денежные средства являются его собственностью.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, год постройки 1980 на момент заключения договора дарения являлся собственностью колхоза и он имел право передать его в собственность Мамонтовой.
В силу Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных и сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года N 708, при реорганизации колхоза или совхоза объекты жилого фонда могли быть переданы в собственность соответствующим местным органам власти, переданы или проданы гражданам занимаемых ими помещений, либо остаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов.
Материалами дела подтверждено, что испрашиваемое жилое помещение было передано истцу на основании решения колхоза «<данные изъяты>», принятые на себя сторонами по договору обязательства по передаче недвижимого имущества исполнены в полном объеме. Договор не оспорен, в связи с чем, суд считает требования Мамонтовой обоснованными и подлежащими удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Мамонтовой С.В. – удовлетворить.
Признать за Мамонтовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт серия №, право собственности на жилое помещение (квартиру) – общей площадью – № кв.м., жилой – № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд Самарской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено 25 сентября 2023 года.
Председательствующий Е.Н.Дмитриева