Решение по делу № 2а-3878/2021 от 26.03.2021

УИД 11RS0001-01-2021-004950-36 Дело № 2а-3878/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2021 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Крутикове П.П.,

с участием административного истца Курочкина А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курочкина Алексея Сергеевича к ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о расчете задолженности, о восстановлении пропущенного процессуального срока,

установил:

Курочкин А.С. обратился в суд с административным иском к ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми, заявляя требование об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 10.10.2019 и постановления о расчете задолженности по алиментам от 13.03.2021, также заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.

Основанием для обращения в суд явилось несогласие как с действиями должностных лиц ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми по принятию оспариваемых постановлений, так и несогласие с принятыми должностными лицами вышеназванными постановлениями по мотиву несогласия с определением размера задолженности, указывав на выполнение расчета с нарушением норм действующего законодательства, а также на пропуск срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

Определениями суда к участию в деле привлечены УФССП по Республике Коми, судебный пристав - исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми Красильникова И.О., Курочкина А.В..

В судебном заседании административный истец, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Иные лица, участия не принимают, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, принимая во внимание дату 19.03.2021 получения Курочкиным А.С. копии оспариваемого постановления должностного лица ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми от 13.03.2021 и дату обращения Курочкиным А.С. с административным иском в суд 26.03.2021, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный частью 3 статьи 219 КАС РФ десятидневный срок не пропущен.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Положениями статей 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Как определено частью 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу части 4 статьи 21 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Таким образом, исполнение решения о взыскании о взыскании алиментов, является правом заявителя, не ограниченным трехлетним сроком, поскольку данное право может быть реализовано в любой период времени, на который присуждены периодические платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением мирового судьи Димитровского судебного участка г. Сыктывкара от ** ** ** с Курочкина А.С. взысканы в пользу Курочкиной А.В. алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части заработка или иного дохода должника ежемесячно, начиная с ** ** ** и до совершеннолетия ребенка.

Изначально исполнительный документ был предъявлен Курочкиной А.В. в 2011 году, в том же году отозван с исполнения. С повторным заявлением о возбуждении исполнительного производства Курочкина А.В. обратилась 10.10.2019 (до достижения ребенком совершеннолетия), т.е. в пределах установленного срока.

10.10.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство № №....

Задолженность Курочкина А.С. по выплате алиментов по состоянию на 01.01.2020 числится <данные изъяты> руб.

В рамках исполнительного производства установлено, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 должник трудоустроен в ООО «...», алименты не удерживались, должник получил доход в размере <данные изъяты> руб., задолженность по алиментам за данный период составила <данные изъяты> руб.

13.03.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности, где она определена по состоянию на 01.01.2021 в размере <данные изъяты> руб.

На основании вышеизложенного следует, что судебным приставом-исполнителем обоснованно было возбуждено исполнительное производство о взыскании алиментов с Курочкина А.С. в пользу Курочкиной А.В. на содержание несовершеннолетнего ребенка, поскольку исполнительный лист был предъявлен взыскателем в сроки, установленные для предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей, что соответствует требованиям части 4 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Не противоречит требованиям закона и вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление от 13.03.2021 о расчете задолженности по алиментам по состоянию на 01.01.2021.

В силу статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2 статьи 80 данного кодекса).

Поскольку взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства и имеет особое социальное значение, федеральный законодатель в целях гарантирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, установил в Семейном кодексе Российской Федерации и в Законе об исполнительном производстве обязанность судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения решения суда о взыскании алиментов на содержание детей определять размер задолженности по алиментам путем принятия постановления в соответствии с требованиями статьи 14 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 СК РФ, взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 113 СК РФ, в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

Пунктом 3 статьи 113 Семейного кодекса РФ установлено, что размер задолженности определяется судебным приставом - исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Аналогичная норма права закреплена в части 2 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с положениями пунктом 4 статьи 113 СК РФ и частью 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам, уплачиваемых на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка или иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в течение этого периода времени не работал либо не были предоставлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В силу положений пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. По смыслу приведенного правового регулирования судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности по алиментам исходя из документально подтвержденных доходов должника, которые задекларированы в налоговом органе в установленном законом порядке и с которых удержаны (уплачены) соответствующие налоги.

При отсутствии сведений о таких доходах судебный пристав-исполнитель производит расчет задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Из указанных норм следует, что к полномочиям судебного пристава-исполнителя относится расчет задолженности по алиментам в рамках конкретного исполнительного производства, который он должен производить, исходя из полученных им сведений о порядке взыскания алиментов, а также сведений о произведенных платежах.

Порядок расчета задолженности по алиментам разъяснен в разделе V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России 30.11.2016 № 0001/14, согласно которому следует, что если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ).

В случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам. При этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом.

Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.

При оценке законности постановления о расчете задолженности правовое значение для правильного расчета размера задолженности по алиментам по данному делу имеет размер алиментов, установленный судом, а также сумма полученных административным истцом в расчетный период доходов от экономической или трудовой деятельности и размер среднего заработка по России - в случае, если должник доходов не получал.

В постановлении указан расчет задолженности, определенный за спорный период, он произведен в соответствии с представленными в материалах исполнительного производства документами.

Из содержания обжалуемого постановления усматривается, что оно по форме и содержанию соответствует названным законоположениям: оформлено согласно рекомендуемым Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, в котором указан расчет задолженности, определенный за спорный период, приведены численные данные.

Более того, факт совместного проживания Курочкина А.С. с Курочкиной А.В. и несовершеннолетним ребенком, сам по себе, не является доказательством, подтверждающим надлежащее исполнение отцом возложенной на него законом обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего ребенка.

При таком положении доводы административного истца о том, что расчет задолженности не основан на законе и нарушает его права, не соответствуют действительности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной законом совокупности условий, необходимых для удовлетворения административного иска, и признает постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 10.10.2019 и о расчете задолженности по алиментам от 13.03.2021 не противоречащими закону, поскольку судебные приставы-исполнители при вынесении обжалуемых постановлений действовали в рамках Федерального закона "Об исполнительном производстве", при этом, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов действиями административных ответчиков.

Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, установив, что судебные приставы-исполнители правомерно (в рамках полномочий и с соблюдением установленной формы) вынесли оспариваемые административным истцом постановления, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования Курочкина А.С. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Отказать Курочкину Алексею Сергеевичу в удовлетворении административных исковых требований к ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми, УФССП по Республике Коми, к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми Красильниковой Ирине Олеговне об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 13.03.2021, о возбуждении исполнительного производства от 10.10.2019 в полном объеме.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02.08.2021.

Судья И.В. Новикова

2а-3878/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Курочкин Алексей Сергеевич
Ответчики
ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми
Другие
Курочкина Анастасия Валерьевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация административного искового заявления
29.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.04.2021Предварительное судебное заседание
24.06.2021Предварительное судебное заседание
19.07.2021Судебное заседание
19.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее