Решение по делу № 2-1269/2024 от 14.12.2023

Дело № 2-1269/2024

УИД 44RS0001-01-2023-006416-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2024 года                                                       г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., с участием прокурора Орловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к Шемякину МН, Шемякиной ТЕ об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, снятии обременения, прекращении права собственности, признании права собственности на земельный участок и жилое помещение за муниципальным образованием, признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения и оплатить задолженность за жилищно-коммунальные услуги, встречному исковому заявлению Шемякина МН, Шемякиной ТЕ к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения взамен ранее занимаемого,

установил:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обратилось в суд с иском к Шемякину М.Н., Шемякиной Т.Е., Шемякину Н.М., Шемякиной М.А., Шемякину И.Н. об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, снятии обременения, прекращении права собственности, признании права собственности на земельный участок и жилое помещение за муниципальным образованием, признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения и оплатить задолженность за жилищно-коммунальные услуги. Требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <дата> , многоквартирный дом по адресу: <адрес> признана аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации города Костромы от <дата> «О признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу и его дальнейшем использовании» (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации города Костромы от <дата> , от <дата> ) признано необходимым проведение сноса многоквартирного дома по <адрес>, срок отселения граждан из жилых помещений указанного дома установлен до <дата>. Правообладателями жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> являются: Шемякин М.Н. и Шемякина Т.Е. по ? доле в праве собственности у каждого. При этом на основании постановления о запрете на совершение действий по регистрации , выданного <дата> ОСП по Давыдовскому и Центральному округам города Костромы, произведена государственная регистрация ограничений (обременений) в отношении ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: г. <адрес>, принадлежащей Шемякину М.Н., в виде запрещения регистрации. Из справки от <дата> , представленной МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан», следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, наряду с правообладателем, зарегистрированы: Шемякин И.Н., <дата> года рождения, Шемякина М.А., <дата> года рождения, Шемякин Н.М., <дата> года рождения. Установлено, что Шемякин И.Н., Шемякина М.А., Шемякин Н.М. фактически проживают в данном жилом помещении, Шемякин М.Н. фактически не проживает в данном жилом помещении. В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на <дата> годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от <дата> -а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на <дата> годы», постановлением Администрации города Костромы от <дата> утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома», в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с фактическим износом в процессе их эксплуатации. Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы <дата> годы. Администрацией города Костромы принято постановление от <дата> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> согласно которому Администрация города Костромы постановила изъять для муниципальных нужд, в частности, земельный участок, имеющий местоположение: <адрес> <адрес>, пропорционально размеру общей площади помещений, находящихся в частной собственности, в частности жилое помещение . Администрацией города Костромы в адрес собственников жилого помещения направлена копия постановления Администрации <адрес>, требования о сносе указанного многоквартирного дома, проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения с отчетами об оценке. Подписанное соглашение ответчиками в течение девяноста дней не представлено.

С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 32 ЖК РФ, ст. 56.10 ЗК РФ, истец просит принудительно изъять для муниципальных нужд у Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2252кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: <адрес>, путем выплаты возмещения в размере 935 418 руб. каждому; снять обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>, погасить записи о регистрации обременения от <дата> ; прекратить право общей долевой собственности Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. на жилое помещение с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером пропорционально размеру общей площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ <адрес> на земельный участок с кадастровым номером пропорционально размеру общей площади жилого помещения и на жилое помещение с кадастровым номером признать Шемякина М.Н., <дата> года рождения, утратившим право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета по адресу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>а; выселить Шемякина И.Н., <дата> года рождения, Шемякину М.А., <дата> года рождения, Шемякина Н.М., <дата> года рождения, из жилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, без предоставления другого жилого помещения со снятием их с регистрационного учета по указанному адресу; обязать Шемякину Т.Е., Шемякина М.Н. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение девяносто календарных дней со дня выплаты возмещений, передать ключи от вышеуказанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникающие до подписания акта приема-передачи жилого помещения.

В процессе рассмотрения дела истец муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы уточнил исковые требования, предъявив их к Шемякину М.Н. и Шемякиной Т.Е., в связи с чем Шемякин Н.М., Шемякина М.А., Шемякин И.Н. исключены из числа ответчиков и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. В окончательном виде истец просит принудительно изъять для муниципальных нужд у Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2252 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: <адрес>, путем выплаты возмещения в сумме 935 418 руб. каждому; снять обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, погасить записи о регистрации обременения от <дата> ; прекратить право общей долевой собственности Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. на жилое помещение с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером пропорционально размеру общей площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером пропорционально размеру общей площади жилого помещения и на жилое помещение с кадастровым номером ; признать Шемякина М.Н., <дата> года рождения, утратившим право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>; обязать Шемякину Т.Е., Шемякина М.Н. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение девяносто календарных дней со дня выплаты возмещений, передать ключи от вышеуказанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникающие до подписания акта приема-передачи жилого помещения.

Шемякин М.Н. и Шемякина Т.Е. предъявили к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы встречный иск, в котором просили принудительно изъять для муниципальных нужд у Шемякина М.Н. и Шемякиной Т.Е. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2252 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, путем выплаты возмещения в сумме 1 219 464,50 руб. каждому. В обоснование требований указали, что являются собственниками квартиры общей площадью 27,8 кв.м, расположенной на ... этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации города Костромы от <дата> вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на <дата> годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от <дата> постановлением Администрации города Костромы от <дата> утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома», в соответствии с которой многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Администрацией города Костромы принято постановление <дата> «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>». Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. Не возражая против требований об изъятии земельного участка и жилого помещения, находящегося в их собственности, они не согласны ценой выкупа изымаемого имущества. Так, согласно отчету об оценке рыночной стоимости размера возмещения за их имущество, подготовленного независимым оценщиком ФИО11 <дата>, размер такого возмещения составляет 2 438 929 руб.

В ходе судебного разбирательства Шемякин М.Н. и Шемякина Т.Е. встречные исковые требований уточнили, в окончательном виде просят обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить в общую долевую собственность (по ? доле каждому) Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. жилое помещение, равнозначное жилому помещению, находящемуся у них в общей долевой собственности, а именно двухкомнатной квартире с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, расположенному по адресу: <адрес>; изъять из общей долевой собственности Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы жилое помещение, а именно ... квартиру с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером площадью 2252 кв.м пропорционально размеру площади вышеуказанного жилого помещения; погасить в ЕГРН записи о праве долевой собственности (по ? доле в праве у каждого) Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. на жилое помещение, а именно двухкомнатную квартиру с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. В обоснование требований указали, что, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав. Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения. Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы не предложило им равнозначное занимаемому жилое помещение, предложив только безальтернативную денежную компенсацию. Вместе с тем отсутствие у Администрации города Костромы жилого помещения само по себе не является основанием для ее освобождения от обязанности по предоставлению равнозначного жилого помещения.

В рассмотрении дела в качестве третьих лиц участвовали Управление Росреестра по Костромской области, УМВД России по Костромской области, Шемякин Н.М., Шемякина М.А., Шемякин И.Н., ООО «Комфортные условия», УФССП России по Костромской области.

В судебное заседание представитель истца, ответчика по встречному иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В прошлом судебном заседании представитель истца, ответчика по встречному иску Зиновьева Ю.В. против удовлетворения встречных исковых требований возражала, указав, что возложение на орган местного самоуправления обязанности обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением неправомерно, поскольку по смыслу закона на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Ответчики, истцы по встречному иску Шемякина Т.Е., Шемякин М.Н. и их представитель по устному ходатайству Семионов Д.Л. в судебном заседании поддержали встречные исковые требования, полагали, что требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о прекращении права собственности Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. на принадлежащее им жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения, признании права собственности на эти объекты недвижимости за муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы, признании Шемякина М.Н. утратившим право пользования спорным жилым помещение, возложении на Шемякину Т.Е. и Шемякина М.Н. обязанности передать жилое помещение по акту приема-передачи, передать ключи от жилого помещения и оплатить задолженность за жилищно-коммунальные услуги подлежат удовлетворению только после предоставления Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. жилого помещения взамен ранее занимаемого.

Третьи лица Управление Росреестра по Костромской области, УМВД России по Костромской области, Шемякин Н.М., Шемякина М.А., Шемякин И.Н., ООО «Комфортные условия», УФССП России по Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы подлежащими частичному удовлетворению, встречные исковые требования Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. – полному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. на праве общей долевой собственности (по ? доле в праве у каждого) принадлежит жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (право зарегистрировано <дата>).

<дата> в ЕГРН на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Давыдовскому и Центральному округам города Костромы от <дата> о запрете на совершение действий по регистрации, принятого в рамках возбужденного в отношении Шемякина М.Н. исполнительного производства -ИП о взыскании с него в пользу ООО «Комфортные условия» задолженности по плате жилищно-коммунальных услуг, внесена запись о запрещении регистрации.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Давыдовскому и Центральному округам города Костромы от <дата> запрет на совершение действий по регистрации принадлежащей Шемякину М.Н. доли в праве собственности на жилое помещение снят, в этот же день исполнительное производство -ИП окончено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем в ЕГРН обременение в отношении принадлежащей Шемякину М.Н. доли в праве собственности на жилое помещение не снято, запись о регистрации обременения не погашена.

Из дела также усматривается, что принадлежащее Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. жилое помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером , находящимся на земельном участке с кадастровым номером площадью 2252+/-17 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной жилой застройки.

В жилом помещении по адресу: <адрес> по месту жительства были зарегистрированы Шемякин М.Н., <дата> года рождения, Шемякин Н.М., <дата> года рождения, Шемякина М.А., <дата> года рождения, Шемякин И.Н., <дата> года рождения.

Вступившим в законную милу решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> исковые требования Шемякиной Т.Е. удовлетворены, Шемякин Н.М., Шемякина М.А., Шемякин И.Н. признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> и сняты с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.

Согласно вступившему в законную силу решению суда и пояснениям сторон в процессе, Шемякин М.Н., Шемякин Н.М., Шемякина М.А., Шемякин И.Н. фактически в указанном жилом помещении не проживают.

Судом также установлено, что межведомственной комиссией <дата> принято заключение о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Костромы от <дата> с учетом изменений, внесенных постановлениями от <дата> и от <дата> , признан необходимым снос указанного многоквартирного дома, установлен срок отселения жителей до <дата>, прекращена регистрация граждан в муниципальных жилых помещениях дома за исключением несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами).

<дата> в адрес собственников помещения многоквартирного дома № по <адрес> Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. направлены требования о необходимости принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о подаче уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства, направления заявления на получение разрешения на строительство нового дома на месте сносимого в срок до <дата>.

Поскольку собственниками в установленный срок не принято решение о сносе аварийного многоквартирного дома № по ул. <адрес>, Администрацией города Костромы принято постановление от <дата> об изъятии для муниципальных нужд земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2252 кв.м с кадастровым номером под многоквартирным домом с кадастровым номером 44:27:040721-183, расположенным по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади, в том числе, жилого помещения, находящегося в частной собственности, - <адрес> с кадастровым номером 44:27:040721:254 общей площадью 27,8 кв.м, расположенной по адресу: Российская Федерация, <адрес>, а также об изъятии для муниципальных нужд указанного жилого помещения.

Копия постановления от <дата> направлена Управлением муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы в адрес Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. <дата>, возвращена отправителю без вручения по истечении срока хранения <дата>.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на <дата> годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от <дата> -а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на <дата> годы», постановлением Администрации города Костромы от <дата> утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой жилой дом по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения.

Срок реализации Программы <дата>.

<дата> Управлением муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы в адрес Шемякиной Т.Е., Шемякина М.Н. направлен для подписания проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и жилого помещения – квартиры в этом доме, в котором в соответствии с отчетом об оценке ЗАО «Аудит-Центр» от <дата> размер возмещения за изымаемое имущество указан в сумме 1 870 836 руб. (по 935 418 руб. каждому), включая возмещение за доли в праве собственности на земельный участок – 853 949 руб., в праве собственности на жилое помещение – 262 487 руб., убытки – 754 400 руб.

От подписания данного соглашения Шемякина Т.Е. и Шемякин М.Н. отказались.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 названного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 210.7.2007 года № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (часть 2).

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (часть 2.2).

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (часть 3).

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (часть 6).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

При этом, согласно тому же Обзору судебной практики требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Шемякина Т.Е. и Шемякин М.Н. имеют право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Принимая во внимание, что Шемякиной Т.Е. и Шемякиным М.Н. избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, суд приходит к выводу об удовлетворении встречного иска и возложении на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обязанности предоставить в общую долевую собственность (по ? доле в праве собственности) Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению замен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 27,8 кв.м.

Предоставление Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания предполагает, что после предоставления нового жилого помещения жилое помещение в аварийном и подлежащем сносу доме подлежит изъятию для муниципальных нужд, как и часть земельного участка под аварийным домом, пропорционально площади изымаемого жилого помещения. Одновременно следует снять запрет на совершение действий по регистрации в отношении ? доли в праве собственности на изымаемое жилое помещение, погасить запись о регистрации обременений от <дата> , прекратить право общей долевой собственности Шемякиной Т.Е. и Шемякина М.Н. на изымаемые объекты и признать право собственности на них за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Таким образом, правовым последствием изъятия у Шемякина М.Н. принадлежащего ему на праве общей долевой собственности жилого помещения в связи с предоставлением другого, равнозначного жилого помещения, будет также признание собственника утратившим право пользования жилым помещением со снятием его с регистрационного учета в нем.

Также суд полагает необходимым возложить на Шемякиных Т.Е. и М.Н. обязанность передать муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы жилое помещение по адресу: <адрес> по акту приема-передачи в течение 90 календарных дней со дня предоставления благоустроенного жилого помещения взамен ранее занимаемого, передать ключи от указанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах первоначальные исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к Шемякиной Т.Е. и Шемякину М.Н. подлежат частичному удовлетворению.

К доводам представителя муниципального образования городской округ город Костромы в лице Администрации города Костромы Зиновьевой Ю.В. о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанность органа местного самоуправления по предоставлению собственнику жилья взамен изымаемого аварийного, и подобный порядок изъятия возможен лишь по соглашению сторон, суд относится критически.

По смыслу действующего законодательства, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Утверждение представителя истца по первоначальному иску о том, что между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, не может служить основанием к отказу в удовлетворении встречного иска.

Предоставление другого жилья взамен изымаемого осуществляется только по соглашению сторон в том случае, если жилой дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в последнем случае у органа местного самоуправления возникает обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Между тем, поскольку жилой дом № по <адрес> включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, это дает право собственнику жилого помещения в таком доме выбрать любой из двух вышеуказанных способов обеспечения своих жилищных прав.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к Шемякину МН, Шемякиной ТЕ об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, снятии обременения, прекращении права собственности, признании права собственности на земельный участок и жилое помещение за муниципальным образованием, признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения и оплатить задолженность за жилищно-коммунальные услуги удовлетворить частично, встречные исковые требования Шемякина МН, Шемякиной ТЕ к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения взамен ранее занимаемого удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить в общую долевую собственность Шемякина МН, Шемякиной ТЕ (по ? доле каждому) благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению замен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 27,8 кв.м.

После предоставления Шемякину МН, Шемякиной ТЕ в общую долевую собственность благоустроенного жилого помещения взамен ранее занимаемого:

- прекратить право собственности Шемякина МН, Шемякиной ТЕ на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2252 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной жилой застройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- снять обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, погасить запись о регистрации обременений от <дата> ;

- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 27,8 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2252 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- признать Шемякина МН утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, снять его с регистрационного учета по указанному адресу;

- обязать Шемякина МН, Шемякину ТЕ передать муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы жилое помещение по адресу: <адрес> по акту приема-передачи в течение 90 календарных дней со дня предоставления благоустроенного жилого помещения взамен ранее занимаемого, передать ключи от указанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объекта недвижимости.

В удовлетворении остальной части исковых требований муниципального образования городской округ город Кострома к Шемякину МН, Шемякиной ТЕ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                          М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 23.09.2024.

2-1269/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация г.Костромы
Прокуратура г. Костромы
Ответчики
Шемякина Татьяна Евгеньевна
Шемякин Максим Николаевич
Другие
УФССП по КО
УФСГРКК по Костромской области
ООО "Комфортные условия"
Шемякина Марина Александровна
УМВД России по Костромской области
Шемякин Николай Михайлович
Информация скрыта
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
14.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2024Дело оформлено
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее