г. Сыктывкар Дело № 2-2875/2020 г.
(№ 33-5993/2020 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Сироткиной Е.М., Шерстневой А.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2020 года дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом МОГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2020 года, по которому
исковые требования Караван Анастасии Владимировны удовлетворены.
Признано незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», выраженное в ответе Караван Анастасии Владимировне от 15.04.2020 № 08/3595 об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья».
Обязана администрация МОГО «Ухта» принять Караван Анастасию Владимировну с членами семьи Караван Максимом Павловичем, Костенко Владимиром Семёновичем, Караван Вероникой Максимовной на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 17.03.2020.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Караван А.В. обратилась в суд с иском к КУМИ МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» о признании отказа КУМИ МОГО «Ухта» от 15.04.2020 № 08/3595 в принятии истца с членами семьи Караван М.П., Караван В.М., Костенко В.С. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья по категории молодая семья незаконным, обязании администрации МОГО «Ухта» принять на такой учет, в обоснование требований указав, что 19.03.2020 обратилась к ответчику КУМИ МОГО «Ухта» с необходимыми документами, однако 15.04.2020 в принятии на учет было отказано, поскольку супруг истца снят с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м с 01.02.2018, что является умышленным ухудшением жилищных условий. Истец с отказом не согласна, так как супруг права собственности на указанное жилое помещение не имеет.
Определением суда от 20.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Караван М.П.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе КУМИ МОГО «Ухта» просит решение отменить со ссылкой на нарушение норм материального права.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ходатайство истца и ответчика о рассмотрении дела без их участия, дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что 17.03.2020 истец обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», с составом семьи она, ее супруг Караван М.П., их общая дочь Караван В.М., сын истца Костенко В.С., в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.метров, право собственности на которую зарегистрировано за истцом.
Письмом от 15.04.2020 ответчик отказал в принятии истицы с составом семьи на учет по категории «молодая семья», поскольку супруг истца отказался от права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>, где на него приходилось ... кв.метров общей площади.
Из материалов дела следует, что супруг истца Караван М.П. в период с 25.04.1993г. по 01.02.2018г. был зарегистрирован в жилом помещении муниципального жилого фонда по адресу: <Адрес обезличен>. С 01.02.2018 г. Караван М.П. зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности истцу по адресу: <Адрес обезличен>
Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретения жилья, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 1 указанного Закона право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи.В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании пункта 4 части 13 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года №23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», учетная норма - 11 кв.метров на каждого члена семьи.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела и руководствуясь положениями Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что после отказа Караван М.П. от права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением и вселении в жилое помещение, право собственности на которое зарегистрировано за истцом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца составлял более учетной нормы общей площади жилого помещения; нуждаемость молодой семьи в жилом помещении возникла после рождения 13.10.2018 дочери Караван В.М., что с очевидностью умышленным ухудшением жилищных условий признано быть не может.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Учитывая установленные обстоятельства о том, что право на постановку на учет у семьи истца возникло не в связи с отказом Караван М.П. от права пользования жилым помещением по договору социального найма, а только после рождения дочери Караван В.М., 13.10.2018 года рождения, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований, поскольку при рассмотрении дела не установлено со стороны истца и членов его семьи умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении истца и членов его семьи другим жильем.
Выводы суда соответствуют приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась администрация в суде первой инстанции в обоснование своего заявления, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом МОГО «Ухта» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи