Дело № 2-1343/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Ивановой Т.Ю.,
с участием представителя истцов – ФИО7, действующей на основании доверенностей,
представителя ответчика – ФИО8, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4 к Администрации города Симферополя о признании права собственности на занимаемые жилые помещения в порядке приватизации, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО12 Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Аванград»,
У с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2 и ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации города Симферополя о признании права собственности на занимаемые жилые помещения в порядке приватизации, мотивируя исковые требования тем, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 является нанимателем <адрес> в г. Симферополе со следующим составом семьи: жена – ФИО2, дочь – ФИО9, брат жены – ФИО10 Квартира была предоставлена семье нанимателя ФИО1 на основании ордера №, выданного КОП «Крымстрой» ДД.ММ.ГГГГ по решению профсоюзного комитета КОП № от ДД.ММ.ГГГГ. Повторная выдача ордера за № от ДД.ММ.ГГГГ произошла в связи с переименованием организации на ТППРС ТСО «Крымстрой». Затем ДД.ММ.ГГГГ – в связи с переименованием органа выдачи ордера на ОАО «Крымстрой». В 1993 году семья ФИО1 была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с правом внеочередного получения жилья как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 2-й категории. Однако в связи с изменением жилой площади и в связи с присоединением помещения № к <адрес>, в феврале 2018 года семья ФИО1 была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что каждый член семьи обеспечен жилой площадью в размере, превышающем установленный уровень средней обеспеченности граждан жилой площадью, и семье выделена 2-х комнатная квартира. В результате этих изменений семья ФИО1 получила новый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Исполкомом Симферопольского городского Совета на основании решения ГИК от ДД.ММ.ГГГГ №. Квартира относится к жилищному фонду, и принадлежит ФИО3 образованию городской округ Симферополь. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, а также договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, квартира расположена на 5-м этаже, общая площадь квартиры составляет 48,3 кв.м, жилая – 29,1 кв.м, и состоит из жилой комнаты – 11,4 кв.м, жилой комнаты 17,7 кв.м, кухни – 14,0 кв.м, туалета – 3,3 кв.м, коридора – 1,9 кв.м. Истцы приняли решение приватизировать занимаемую ими по договору социального найма квартиру с передачей квартиры в общую долевую собственность, обратившись с соответствующим заявлением в Администрацию г. Симферополя. Зарегистрированный вместе с истцами брат жены – ФИО10 подал в Администрацию г. Симферополя заявление об исключении его из числа участников приватизации жилого помещения – <адрес> в г. Симферополе. Администрацией г. Симферополя было сообщено о невозможности приватизировать объект недвижимости в связи с тем, что квартира не образует единого объекта для целей учета, а обращаться за приватизацией жилых помещений граждане РФ могут один раз. Действительно, на кадастровом учете и в Реестре муниципальной собственности имеются сведения о <адрес>, кадастровый №, площадью 34,3 кв.м, и о комнате в <адрес>, кадастровый №, площадью 14,0 кв.м. Однако <адрес> вместе с комнатой, площадью 14,0 кв.м была предоставлена истцам на законных основаниях. Считают, что отказ ответчика в приватизации квартиры нарушает их законное право на приватизацию жилого помещения, в связи с чем вынуждены были обратиться в суд с настоящим иском. Просят признать за ними право собственности на <адрес>, кадастровый №, площадью 34,3 кв.м, и комнату в <адрес>, кадастровый №, площадью 14,0 кв.м, в порядке приватизации; признать отказ Администрации г. Симферополя в приватизации занимаемой квартиры недействительным; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым прекратить зарегистрированное за муниципальным образованием городской округ Симферополь право собственности на указанные объекты недвижимости.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили признать за ними право собственности на <адрес>, кадастровый №, площадью 34,3 кв.м, и комнату в <адрес>, кадастровый №, площадью 14,0 кв.м, в порядке приватизации. В части остальных требований истцы подали заявление об отказе от иска, просили производство в данной части по делу прекратить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО10 и Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Аванград».
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации города Симферополя в судебном заседании возражала против исковых требований по тем основаниям, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не образует единый объект для целей учета, так как согласно техническому паспорту «квартира» включает пять помещений (помещение 1 – коридор, площадью 1,9 кв.м; помещение 2 – санузел, площадью 3,3 кв.м, жилое помещение 3 – комната, площадью 11,4 кв.м; жилое помещение 4 - комната, площадью 17,7 кв.м; и помещение № 5- кухня, площадью 14,0 кв.м на плане), которые имеют отдельные входы, не совмещаются между собой и не объединены другими помещениями, разделены местом общего пользования (коридором), которое используется жильцами других квартир для доступа в другие жилые помещения и иные места общего пользования, что не соответствует требованиям статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации об установлении критериев изолированности. Между тем, приватизация осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и ФИО3 жилищном фонде социального использования один раз.
Третье лицо – ФИО10 в судебное заседание не явился, подал заявление, в котором указал, что в 2018 году он обращался в Администрацию г. Симферополя с заявлением об исключении его из числа участников приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> комнаты в <адрес>. По состоянию на сегодняшний день он также не имеет намерений участвовать в приватизации вышеуказанных помещений. Просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.93).
Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «Аванград» в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что при открытии лицевого счета они основывались на размере площади жилого помещения, указанного в договоре социального найма. Уполномоченной по техническому учету помещений организацией – БТИ был составлен технический паспорт. Администрация г. Симферополя должна была проверить на какое помещение она составляет договор социального найма. В данном случае полагает необходимым защитить право истцов на приватизацию занимаемых помещений, признав за ними право собственности на 2 отдельных объекта, учитывая, что на кадастровый учет они поставлены как самостоятельные объекты, соответственно зарегистрировать право собственности истцы смогут тоже только на 2 отдельных объекта.
Представитель третьего лица – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии ср ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Исходя из положений ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что истцу ФИО1 на основании ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ КОП «Крымстрой» по решению профсоюзного комитета КОП № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено жилое помещение – комната №, площадью 28,0 кв.м, в <адрес> в <адрес>, с составом семьи – ФИО2 – жена, ФИО9 – дочь (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ ТППРС ТСО «Крымстрой» выдал истцу ФИО1 ордер на то же жилое помещение – комнату №, площадью 28,0 кв.м, в <адрес> в г. Симферополе, на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола № от ДД.ММ.ГГГГ, на тот же состав семьи (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Крымстрой» выдал истцу ФИО1 ордер № на жилое помещение – вышеуказанную квартиру, размером 27,6 кв.м, на тот же состав семьи (л.д.16).
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ отменен статус общежития по адресу: <адрес> (л.д.24, 35).
В связи с изменением статуса жилых помещений в общежитиях и приданием им статуса квартир, решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ к квартире ФИО1 присоединено 1 нежилое помещение (л.д.103, 120).
В результате этих изменений семья ФИО1 получила новый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Исполкомом Симферопольского городского Совета на основании решения ГИК от ДД.ММ.ГГГГ № на право занятия жилого помещения жилой площадью 29,1 кв.м в <адрес> в <адрес> (л.д.17).
Квартира относится к жилищному фонду, и принадлежит ФИО3 образованию городской округ Симферополь (л.д.51-61).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Симферополя и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому истец ФИО1 является нанимателем <адрес> в г. Симферополе со следующим составом семьи: жена – ФИО2, дочь – ФИО9, на изолированное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в квартире, общей площадью 48,3 кв.м, в том числе жилой 29,1 кв.м. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи нанимателя ФИО1 дополнен членом семьи – братом жены – ФИО10 (л.д.31-34, 106, 113-115).
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, а также договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры составляет 48,3 кв.м, жилая – 29,1 кв.м, и состоит из жилой комнаты – 11,4 кв.м, жилой комнаты 17,7 кв.м, кухни – 14,0 кв.м, туалета – 3,3 кв.м, коридора – 1,9 кв.м. (л.д.85-88).
Истец ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию г. Симферополя Республики Крым по вопросу приватизации квартиры.
Согласно ответу Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, и МКУ Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не образует единый объект для целей учета, так как согласно техническому паспорту «квартира» включает пять помещений (помещение 1 – коридор, площадью 1,9 кв.м; помещение 2 – санузел, площадью 3,3 кв.м, жилое помещение 3 – комната, площадью 11,4 кв.м; жилое помещение 4 - комната, площадью 17,7 кв.м; и помещение №- кухня, площадью 14,0 кв.м на плане), которые имеют отдельные входы, не совмещаются между собой и не объединены другими помещениями, разделены местом общего пользования (коридором), которое используется жильцами других квартир для доступа в другие жилые помещения и иные места общего пользования, что не соответствует требованиям статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации об установлении критериев изолированности. Между тем, приватизация осуществляется в порядке, установленном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которому каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (л.д.26, 38).
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления, исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно пункту 3 части 1, части 4 статьи 16 данного кодекса комната является жилым помещением, представляющим собой часть жилого дома или квартиры, предназначенным для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что в здании жилого <адрес> в <адрес> были сформированы такие объекты недвижимости как <адрес>, кадастровый №, так и комната в <адрес>, кадастровый №, отвечающие вышеуказанным признакам жилых помещений по смыслу ч. 3 ст. 16 ЖК РФ (л.д.27-30, 81-84).
Таким образом, объекты недвижимого имущества в виде <адрес>, и комнаты в <адрес> сформированы в установленном законом порядке как объекты недвижимого имущества.
Истцу ФИО1 на законных основаниях предоставлена <адрес>, в том числе комната в <адрес> (л.д.120), а всего площадью 48,3 кв.м, что соответствует площади помещений, поставленных на кадастровый учет: <адрес>, площадью 34,3 кв.м, кадастровый №, и комната в <адрес>, площадью 14,0 кв.м, кадастровый № (л.д.51-61).
Предметом договора социального найма также является <адрес>, общей площадью 48,3 кв.м (л.д.31-32).
Данных о том, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, включено в специализированный жилой фонд, является аварийным, материалы дела не содержат.
Истцы в собственности жилого помещения, приобретенного в порядке приватизации, не имеют.
Одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами по делу, суд приходит к выводу, что истцы вправе приобрести занимаемое ими на условиях социального найма жилое помещение в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение могло быть приватизировано только в случае, если бы занимаемые истцами помещения представляли единый объект, не могут быть приняты во внимание, поскольку требования Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» тем, что в собственность истцам передается в порядке приватизации два отдельных объекта недвижимого имущества, не нарушаются, учитывая, что данные объекты недвижимости составляют в целом <адрес> в <адрес>, и являлись предметом одного договора социального найма.
Учитывая, что факт занятия истцами жилого помещения на условиях социального найма установлен, а ранее истцы участия в приватизации не принимали, суд полагает, что в силу закона на истцов распространяется право приватизировать занимаемое жилое помещение.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО4 – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2 и ФИО4 право собственности на <адрес>, кадастровый №, площадью 34,3 кв.м, и комнату в <адрес>, кадастровый №, площадью 14,0 кв.м, в равных долях, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 17.07.2019 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>