Дело 5-43/2024
УИИ № 10RS0017-01-2024-000898-68
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 июля 2024 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Ратомская Е.В. (Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Лесная, д. 2), с участием:
секретаря Мелентьевой Е.И.,
привлекаемого лица Рахманова Х.Б.У.,
инспектора МП ОМВД России по Сортавальскому району старшего лейтенанта полиции Егорова И.А.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении:
Рахманова Х.Б.У.,
установил:
Рахманов Х.Р.У., являясь гражданином Республики Узбекистан, нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, установленный п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а именно: 20.03.2024 прибыл в Российскую Федерацию, пребывал до 21.05.2024 года (63 дня), 21.05.2024 выехал из Российской Федерации и 13.06.2024 года вновь прибыл в Российскую Федерацию, мог находится на территории России 27 дней, то есть до 09.07.2024 года включительно (90 дней из 180 суммарно). До настоящего времени находится на территории Российской Федерации по истечении окончания 90 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации, то есть с 10.07.2024 года по настоящее время не имеет законных оснований для пребывания в России, так как не подавал заявлений о выдаче патента на осуществление трудовой деятельности в России, о разрешении на временное проживание в России, о получении вида на жительство в России и гражданства России, не урегулировал свой правовой статус на территории России.
Таким образом, с 10.07.2024 по настоящее время Рахманов Х.Р.У. не имеет законных оснований для пребывания в России.
Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Рахманов Х.Р.У. указал, что услугах защитника и переводчика не нуждается, русским языком владеет. Вину признал полностью. Пояснил, что имеет возможность самостоятельно выехать за пределы Российской Федерации. По специальности сварщик. 19.06.2024 сдал экзамен по русскому языку для получения возможности трудоустройства в России. Полагал, что имеет право на пребывание в России в течение трех месяцев со дня въезда 13.06.2024 года. Закон никогда не нарушал. Имеет возможность заработка и в Узбекистане. В Россию приехал для подработки, чтобы накопить на свадьбу дочери.
Инспектор МП ОМВД России по Сортавальскому району Егоров И.А. в судебном заседании пояснил, что на данный момент гражданин Рахманов Х.Р.У. находится на территории России незаконно. С учетом установленных обстоятельств, просил применить дополнительное наказание в виде его принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан, заключенного 30.11.2000 г. Минске, установлено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, указанных в приложениях 1 и 2, являющихся неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.
Согласно статье 5 указанного Соглашения, граждане государства одной Стороны во время пребывания на территории государства другой Стороны должны соблюдать законы и правила государства этой Стороны, в том числе правила пребывания, действующие в этом государстве.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определены Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 названного Федерального закона, находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
С учетом пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу п.5 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении подтверждаются, кроме объяснений привлекаемого лица, собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16.07.2024; сведениями из базы данных миграционной службы в отношении Рахманова Х.Р.У., копией паспорта Рахманова Х.Р.У., уведомлением о прибытии иностранного гражданина, сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ, миграционной картой Рахманова Х.Р.У., объяснениями Рахманова Х.Р.У. от 16.07.2024 и иными документами.
Оценивая указанные доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что факт совершения гражданином Республики Узбекистан Рахмановым Х.Р.У. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, доказан.
Как видно из материалов дела, гражданин Республики Узбекистан Рахманов Х.Р.У. 20.03.2024 прибыл на территорию России и пребывал до 21.05.2024 (63 дня), далее въехал на территорию Российской Федерации 13.06.2024 в порядке, не требующем получения визы, в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, превысив, таким образом, с 10.07.2024 года разрешенный срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. Обстоятельств, дающих Рахманову Х.Р.У. право находиться на территории Российской Федерации с 10.07.2024 по настоящее время, из материалов дела не усматривается.
Обстоятельством, смягчающим ответственность, является признание вины в совершении административного правонарушения, раскаяние в содеянном, наличие несовершеннолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, не имеется.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
С учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его поведения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, наличия совокупности смягчающих административную ответственность обстоятельств при отсутствии отягчающих, считаю, что к привлекаемому лицу надлежит применить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере в сумме 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 3.10 КоАП РФ, административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Исходя из пояснений привлекаемого лица о готовности самостоятельно выехать из России и наличия возможности приобрести билеты, суд считает возможным применить к нему административное выдворение в виде самостоятельного контролируемого выезда за счет собственных средств
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать гражданина Республики Узбекистан Рахманова Х.Б.У. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, за которое ему назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 2000 (две тысячи) рублей, с административным выдворением за пределы территории Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет собственных средств.
Разъяснить, что административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Сумму штрафа необходимо оплатить по следующим реквизитам: <Данные изъяты>
Копию платежного документа об уплате штрафа следует направить в Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления.
Судья Ратомская Е.В.