Решение по делу № 12-75/2022 от 25.01.2022

Дело № 12-75/2022

РЕШЕНИЕ

21 марта 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону Иванова Е.Ю., рассмотрев в помещении суда жалобу защитника Волковой Н.В. –Атапина А.Н. на постановление УФК по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» - Волковой Н.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГг. должностное лицо – заместитель начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» - Волкова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Волковой Н.В. – Атапин А.Н. подал жалобу в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону, в которой просит указанное постановление отменить.

Волкова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещалась судом надлежащим образом.

Защитник Волковой Н.В. – Атапин А.Н. в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление.

Представитель УФК по Ростовской области по доверенности Пономарева Н.К. в судебное заседание явилась, доводы жалобы не признала, просила постановление оставить без изменения, представила дополнения к письменным возражениям, ранее поступившие через канцелярию суда.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.

Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вместе с тем, необходимо отметить, что производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, в рамках определенной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности.

Как следует из п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Средства федерального бюджета предоставлены в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации.

Как следует из ст.78 БК РФ субсидии предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от № 1711 (в редакциях от 31.10.2019, от 27.07.2020) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей (далее - Правила № 1711), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам).

Основные условия выдачи кредитов (займов) установлены пунктами 1, 9 и 10 Правил № 1711, которыми определены виды и сроки выдачи кредитов (займов), категории граждан, имеющих право на получение льготных кредитов (займов), требования к кредитным договорам (договорам займа).

Пунктом 10 Правил № 1711 предусмотрен перечень субсидии предоставляются кредитным организациям и обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества «ДОМ.РФ» и ипотечных агентов по кредитам (займам) при соответствии кредитного договора (договора займа) или дополнительного соглашения о рефинансировании.

Согласно п. 15 Правил № 1711 для получения субсидии кредитная организация и общество «ДОМ.РФ» представляют в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, заявление на получение субсидии по форме согласно приложению № 3, подписанное руководителем кредитной организации (уполномоченным им лицом) или общества «ДОМ.РФ» (уполномоченным им лицом) (далее - заявление). В случае подписания заявления уполномоченным лицом в Минфин России одновременно с заявлением представляются документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия уполномоченного лица кредитной организации или общества «ДОМ.РФ».

Указанные заявления подаются ПАО КБ «Центр-инвест» в Минфин России в электронном виде в государственной информационной системе «Электронный бюджет».

Согласно п. 3 Правил № 1711 субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Минфину России на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до Минфина России как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 Правил № 1711.

Абз. 3 п. 4 Правил № 1711 предусмотрено условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

В ходе проведения выборочной проверки правильности отражения в заявлениях за 2020 год данных по графе «Сумма процентов, уплаченная заемщиком в расчетный период согласно кредитному договору (рублей)», установлено 55 фактов неправомерного включения в расчет размера субсидии полностью неуплаченных процентов в расчетном периоде, процентов, уплаченных не в полном объеме, а также просроченных процентов, уплаченных за предыдущие периоды с нарушением условий кредитных договоров, в том числе 6 фактов за октябрь 2020 года, что привело к завышению суммы субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам за октябрь на 10 625,00 руб.

В ходе проведения проверки ПАО КБ «Центр-инвест» предоставлено пояснение от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует: «Абзац 5 пункта 4 Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 в редакции от 30.06.2021 предусматривает, что возмещение недополученных доходов осуществляется исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа). В соответствии с п. 1 cт. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее. Действующая редакция Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017, а также предыдущие не предусматривают взаимосвязь между надлежащей или ненадлежащей формой исполнения обязательств по кредитным договорам по % уплате процентов за пользование кредитом с целью формирования субсидии кредитным организациям, а указывает на фактическую уплаченную сумму процентов за пользование кредитов в расчетном месяце в соответствии с условиями кредитного договора для расчета субсидии.

Исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ №1711 от 30.12.2017, следует, что возмещение кредитной организации недополученных доходов осуществляется из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом без установленного ограничения на получение возмещение при наличии оплаты процентов с нарушением установленного кредитным договором графиком погашения задолженности...».

Банк в своих пояснениях апеллирует к Положениям Правил № 1711 в редакции от 30.06.2021, не распространяющей свое действие на отношения, возникшие в 2020 году, являющиеся предметом проверки.

Расчеты сумм субсидии по возмещению недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за период с 01.10.2020 по 31.10.2020 должны были производиться в соответствии с редакциями Правил № 1711 от 31.10.2019 и от 27.07.2020, действовавшими в расчетном периоде, в которых установлено, что «субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа)».

Согласно пп. д) п. 10 Правил № 1711 погашение кредита (займа) производится равными ежемесячными (аннуитетными) платежами в течение всего срока действия кредита (займа) (за исключением первого и последнего месяцев) без возможности увеличения остатка ссудной задолженности. Изменение размера аннуитетного платежа допускается в случаях, предусмотренных кредитным договором (договором займа).

В соответствии с р. 3 кредитных договоров от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , указанных в Информации о выявленных расхождениях в расчете размера субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в 2020 году с пояснениями причин (приложение № 14 к акту проверки), заемщик обязан возвратить полученный кредит, уплачивать проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

В соответствии с р. 2. кредитных договоров, указанных в Информации о выявленных расхождениях в расчете размера субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в 2020 году с пояснениями причин. проценты уплачиваются ежемесячно согласно графику погашения, являющемся неотъемлемой частью к кредитному договору.

При этом в нарушение условий кредитных договоров заемщиками, указанными в таблице №2 настоящего протокола, осуществлялись платежи по кредитам с нарушением графиков и сроков, установленных кредитными договорами. Вместе с тем банком, в нарушение условий, установленных абз. 3 п.4 Правил № 1711, включены в расчеты субсидий проценты, уплаченные заемщика" не в полном объеме, не уплаченные в расчетном периоде и уплаченные ; нарушением установленного срока, то есть не в соответствии с условиям?: кредитных договоров.

В нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711 ПАО КБ «Центр-инвест» за октябрь 2020 года в 6 случаях неправомерно включило в расчет субсидии суммы процентов, уплаченные заемщиками не в полном объеме, не уплаченные в расчетном периоде и уплаченные с нарушением установленного срока (не в соответствии с условиями кредитных договоров), на сумму 28 333,32 руб. Сумма неправомерно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за октябрь составила 10 625,00 рублей.

Согласно п. 1 Правил № 1711, ими установлены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества «ДОМ.РФ» и ипотечных агентов.

В соответствии с п. 1 Правил № 1711 субсидии предоставляются по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, указанным в п. 9 Правил № 1711, на следующие цели:

приобретение у юридического лица (за исключением управляющей компании инвестиционного фонда) на первичном рынке жилья готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком по договору купли-продажи, либо на приобретение у юридического лица (за исключением управляющей компании инвестиционного фонда) находящегося на этапе строительства жилого помещения или жилого помещения с земельным участком по договору участия в долевом строительстве (договору уступки прав требования по указанному договору) в соответствии с положениями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо на приобретение у юридического или физического лица на вторичном рынке жилья готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, расположенных в сельских поселениях на территории Дальневосточного федерального округа (абз. 2 пп. «а» п. 1 Правил № 1711);

погашение ранее выданных кредитов (займов) независимо от даты их выдачи на вышеуказанные цели, в том числе кредитов (займов), по которым ранее были изменены условия кредитного договора (договора займа), за исключением целей кредита (займа) (абз.З пп. «а» п. 1 Правил № 1711).

Также субсидии предоставляются по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, указанным в п. 9 Правил № 1711, в том числе по кредитам (займам), по которым ранее были изменены условия кредитного договора (договора займа), за исключением целей кредита (займа), на цели, указанные в абзацах втором, третьем и пятом пп. «а» п. К независимо от даты их выдачи, по которым заключено дополнительное соглашение к договору о предоставлении кредита (займа) о приведении кредитного договора (договора займа) в соответствие с настоящими Правилами либо по которым положения кредитного договора (договора займа) приведены в соответствие с настоящими Правилами без заключения такого соглашения.

Согласно п. 1(1) Правил № 1711 субсидии из федерального бюджета предоставляются кредитным организациям и обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества «ДОМ.РФ» и ипотечных агентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), указанным в пункте 1 Правил № 1711, при условии соответствия договоров о предоставлении кредита (займа) или дополнительного соглашения о рефинансировании Правилам .

В ходе проведения проверки выявлен факт неправомерного возмещения в ДД.ММ.ГГГГ ПАО КБ «Центр-инвест» недополученных доходов за счет средств субсидии в размере 97 248,52 рублей по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , цели (предмет) которого не соответствует п.1 Правил № 1711, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ - 7 022,48 рублей.

Между ПАО КБ «Центр-инвест» и Кононоговым А.В. заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ , предметом которого является предоставление Банком Заемщику кредита в размере 8 400 000,00 рублей на приобретение <адрес>, парковочного места и парковочного места в многоэтажном жилом доме со встроенными общественными помещениями и подземной автостоянкой по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером . Кредит предоставлен в следующей пропорции:

Квартира ,00 рублей (67,62%);

Парковочное место ,00 рублей (16,19%);

Парковочное место ,00 рублей (16,19%).

В 2020 году к кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ между ПАО КБ «Центр-инвест» и Кононоговым А.В. заключены дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о приведении кредитного договора в соответствии с Правилами № 1711, согласно которым цель предоставления кредита осталась прежней, а изменения прежней, а изменения включают в себя следующее:

- надлежащее исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору обеспечивается ипотекой недвижимого имущества, указанного в п. 1.1.1 кредитного договора (то есть квартирой ) и поручительством физических лиц;

- кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ заключается в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711;

- за пользование кредитом Заемщик уплачивает Банку проценты: с ДД.ММ.ГГГГ до полного погашения кредита по ставке 4,5% годовых;

- возврат кредита производится согласно новому графику погашения.

Таким образом, цель предоставления кредита изначально не соответствует целям, установленным п. 1 Правил № 1711, поскольку ими предусмотрено приобретение или долевое участие в строительстве только жилых помещений, тогда как кредитным договором предусмотрено приобретение еще и парковочных мест.

Частичное исполнение обязательств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось в целом по кредитному договору, без указания, за какую часть кредита производится погашение; высвобождение из залога по данному кредиту парковочных мест и .

В соответствии с п. 2.2. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ заемщик уплачивает Банку проценты, начисленные на сумму равную дебетовому остатку на ссудном счете на начало каждого дня пользования кредитом по ставке, установленной договором.

Из п. 2.3 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что суммы, вносимые Заемщиком, распределяются в следующем порядке: просроченные проценты по кредиту, просроченный основной долг, текущие проценты по основному долгу, текущий основной долг пеня, если таковая имеется, издержки Банка по получению исполнения по договору (судебные, почтовые и иные расходы). Очередность выплат может быть изменена.

Таким образом, разделение платежей по погашению основного долга и уплате процентов между жилым помещением и парковочными местами кредитным договором не предусмотрено.

Общая сумма заемных средств по кредиту составляла 8 400 000,00 рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) остаток заемных средств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ составил 5 675 897,59 рублей, предмет кредитного договора, как уже сказано выше, не изменился, и включает в себя сумму заемных средств, предоставленных Банком Заемщику на приобретение квартиры № и парковочных мест и .

В нарушение ст. 78 БК РФ, п. 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ПАО КБ «Центр-инвест» неправомерно получена субсидия за октябрь 2020 года по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , цели которого не соответствуют целям, установленным Правилами , а именно: целью кредитования является в том числе приобретение парковочных мест при том, что Правилами предусмотрено приобретение или долевое участие в строительстве только жилых помещений. Сумма неправомерно полученной субсидии за ДД.ММ.ГГГГ составила 2 273,95 рублей.

С учетом изложенного, ПАО КБ «Центр-инвест» нарушены условия предоставления субсидии, а именно: ПАО КБ «Центр-инвест» в заявлении за октябрь неправомерно включило в расчет субсидии суммы процентов, уплаченные заемщиками не в полном объеме, не уплаченные в расчетном периоде и уплаченные с нарушением установленного срока (не в соответствии с условиями кредитных договоров), проценты по кредитному договору, цели которого не соответствуют целям, установленным Правилами , что привело к завышению суммы полученной субсидии.

Согласно ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, - наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидии.

Субъектом данного правонарушения являются должностные и юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Приказом ПАО КБ «Центр-инвест» от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу» Волкова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест».

Согласно пункту 11 Должностной инструкции заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», утвержденной Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест» контролирует правильность исчисления размера субсидий на возмещение недополученных доходов Банка по выданным кредитам, предоставленным физическим лицам, в рамках участия Банка в соответствующих государственных программах поддержки физических лиц.

Следовательно, Волкова Н.В. при замещении ею (на дату совершения административного правонарушения) должности заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется необеспечением со стороны Волковой Н.В. исполнения требований по осуществлению иных бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, и невыполнении своих служебных обязанностей по осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности, поскольку, являясь должностным лицом – заместителем начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», осуществляющим организационно-распорядительные функции, Волкова Н.В. имела возможность проконтролировать правильное исчисление размера субсидий на возмещение недополученных доходов банка по выданным кредитам при направлении за ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение субсидии в Минфин России.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Управление Федерального казначейства по Ростовской области, пришло к правильным выводам о квалификации административного правонарушения.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина Волковой В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами, постановлением Управления Федерального Казачейства по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, которые в силу ч. 2 данной статьи подлежат указанию в протоколе, в этом процессуальном документе приведены, событие административного правонарушения описано должным образом в соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 7.30 названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, решения, не допущено, нормы материального права применены правильно. Срок давности и порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.

Доводы заявителя о том, что редакция Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017, а также предыдущие редакции не предусматривают взаимосвязь между надлежащей или ненадлежащей формой исполнения обязательств по кредитным договорам по оплате процентов за пользование кредитом с целью формирования субсидии кредитным организациям, а указывает на фактическую уплаченную сумму процентов за пользование кредитов в расчетном месяце в соответствии с условиями кредитного договора для расчета субсидии, поскольку исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ №1711 от 30.12.2017, следует, что возмещение кредитной организации недополученных доходов осуществляется из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом без установленного ограничения на получение возмещение при наличии оплаты процентов с нарушением установленного кредитным договором графиком погашения задолженности, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании подлежащих применению норм права, не соответствуют установленным фактам и имеющимся в деле доказательствам.

Кроме того, заявитель ссылается на Правила № 1711 в редакции от 30.06.2021, которая не распространяет свое действие на отношения, возникшие в 2020 году, являющиеся предметом проверки.

Расчет суммы субсидии по возмещению недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 должен был производиться в соответствии с редакциями Правил № 1711 от 31.10.2019 г. и от 27.07.2020 г., действовавшими в проверяемом периоде, в которых установлено, что «субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).» (абз. 3 п. 4 Правил № 1711).

Согласно пп. д) п. 10 Правил № 1711 погашение кредита (займа) производится равными ежемесячными (аннуитетными) платежами в течение всего срока действия кредита (займа) (за исключением первого и последнего месяцев) без возможности увеличения остатка ссудной задолженности. Изменение размера аннуитетного платежа допускается в случаях, предусмотренных кредитным договором (договором займа).

Вопреки доводам жалобы, установлено наличие однозначного толкования нормы Правил № 1711, так как абз. 3 п. 4 Правил № 1711 четко установил условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) и произвольному толкованию не подлежит.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Как следует из статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Вместе с тем, допущенное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства и на установленные условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере; нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства.

Учитывая совокупность вышеуказанных доказательств, судья считает, что вывод Управления Федерального Казначейства по Ростовской области о наличии в действиях состава административного правонарушения и о виновности Волковой В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, а также мера административного наказания являются верными и законными.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление УФК по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» Волковой А.В., - оставить без изменения, а жалобу защитника Волковой Н.В. – Атапина А.Н.,– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Е.Ю. Иванова

Дело № 12-75/2022

РЕШЕНИЕ

21 марта 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону Иванова Е.Ю., рассмотрев в помещении суда жалобу защитника Волковой Н.В. –Атапина А.Н. на постановление УФК по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» - Волковой Н.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГг. должностное лицо – заместитель начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» - Волкова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Волковой Н.В. – Атапин А.Н. подал жалобу в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону, в которой просит указанное постановление отменить.

Волкова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещалась судом надлежащим образом.

Защитник Волковой Н.В. – Атапин А.Н. в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление.

Представитель УФК по Ростовской области по доверенности Пономарева Н.К. в судебное заседание явилась, доводы жалобы не признала, просила постановление оставить без изменения, представила дополнения к письменным возражениям, ранее поступившие через канцелярию суда.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.

Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вместе с тем, необходимо отметить, что производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, в рамках определенной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности.

Как следует из п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Средства федерального бюджета предоставлены в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации.

Как следует из ст.78 БК РФ субсидии предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от № 1711 (в редакциях от 31.10.2019, от 27.07.2020) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей (далее - Правила № 1711), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам).

Основные условия выдачи кредитов (займов) установлены пунктами 1, 9 и 10 Правил № 1711, которыми определены виды и сроки выдачи кредитов (займов), категории граждан, имеющих право на получение льготных кредитов (займов), требования к кредитным договорам (договорам займа).

Пунктом 10 Правил № 1711 предусмотрен перечень субсидии предоставляются кредитным организациям и обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества «ДОМ.РФ» и ипотечных агентов по кредитам (займам) при соответствии кредитного договора (договора займа) или дополнительного соглашения о рефинансировании.

Согласно п. 15 Правил № 1711 для получения субсидии кредитная организация и общество «ДОМ.РФ» представляют в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, заявление на получение субсидии по форме согласно приложению № 3, подписанное руководителем кредитной организации (уполномоченным им лицом) или общества «ДОМ.РФ» (уполномоченным им лицом) (далее - заявление). В случае подписания заявления уполномоченным лицом в Минфин России одновременно с заявлением представляются документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия уполномоченного лица кредитной организации или общества «ДОМ.РФ».

Указанные заявления подаются ПАО КБ «Центр-инвест» в Минфин России в электронном виде в государственной информационной системе «Электронный бюджет».

Согласно п. 3 Правил № 1711 субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Минфину России на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до Минфина России как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 1 Правил № 1711.

Абз. 3 п. 4 Правил № 1711 предусмотрено условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).

В ходе проведения выборочной проверки правильности отражения в заявлениях за 2020 год данных по графе «Сумма процентов, уплаченная заемщиком в расчетный период согласно кредитному договору (рублей)», установлено 55 фактов неправомерного включения в расчет размера субсидии полностью неуплаченных процентов в расчетном периоде, процентов, уплаченных не в полном объеме, а также просроченных процентов, уплаченных за предыдущие периоды с нарушением условий кредитных договоров, в том числе 6 фактов за октябрь 2020 года, что привело к завышению суммы субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам за октябрь на 10 625,00 руб.

В ходе проведения проверки ПАО КБ «Центр-инвест» предоставлено пояснение от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует: «Абзац 5 пункта 4 Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017 в редакции от 30.06.2021 предусматривает, что возмещение недополученных доходов осуществляется исходя из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа). В соответствии с п. 1 cт. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее. Действующая редакция Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017, а также предыдущие не предусматривают взаимосвязь между надлежащей или ненадлежащей формой исполнения обязательств по кредитным договорам по % уплате процентов за пользование кредитом с целью формирования субсидии кредитным организациям, а указывает на фактическую уплаченную сумму процентов за пользование кредитов в расчетном месяце в соответствии с условиями кредитного договора для расчета субсидии.

Исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ №1711 от 30.12.2017, следует, что возмещение кредитной организации недополученных доходов осуществляется из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом без установленного ограничения на получение возмещение при наличии оплаты процентов с нарушением установленного кредитным договором графиком погашения задолженности...».

Банк в своих пояснениях апеллирует к Положениям Правил № 1711 в редакции от 30.06.2021, не распространяющей свое действие на отношения, возникшие в 2020 году, являющиеся предметом проверки.

Расчеты сумм субсидии по возмещению недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за период с 01.10.2020 по 31.10.2020 должны были производиться в соответствии с редакциями Правил № 1711 от 31.10.2019 и от 27.07.2020, действовавшими в расчетном периоде, в которых установлено, что «субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа)».

Согласно пп. д) п. 10 Правил № 1711 погашение кредита (займа) производится равными ежемесячными (аннуитетными) платежами в течение всего срока действия кредита (займа) (за исключением первого и последнего месяцев) без возможности увеличения остатка ссудной задолженности. Изменение размера аннуитетного платежа допускается в случаях, предусмотренных кредитным договором (договором займа).

В соответствии с р. 3 кредитных договоров от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , указанных в Информации о выявленных расхождениях в расчете размера субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в 2020 году с пояснениями причин (приложение № 14 к акту проверки), заемщик обязан возвратить полученный кредит, уплачивать проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

В соответствии с р. 2. кредитных договоров, указанных в Информации о выявленных расхождениях в расчете размера субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в 2020 году с пояснениями причин. проценты уплачиваются ежемесячно согласно графику погашения, являющемся неотъемлемой частью к кредитному договору.

При этом в нарушение условий кредитных договоров заемщиками, указанными в таблице №2 настоящего протокола, осуществлялись платежи по кредитам с нарушением графиков и сроков, установленных кредитными договорами. Вместе с тем банком, в нарушение условий, установленных абз. 3 п.4 Правил № 1711, включены в расчеты субсидий проценты, уплаченные заемщика" не в полном объеме, не уплаченные в расчетном периоде и уплаченные ; нарушением установленного срока, то есть не в соответствии с условиям?: кредитных договоров.

В нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711 ПАО КБ «Центр-инвест» за октябрь 2020 года в 6 случаях неправомерно включило в расчет субсидии суммы процентов, уплаченные заемщиками не в полном объеме, не уплаченные в расчетном периоде и уплаченные с нарушением установленного срока (не в соответствии с условиями кредитных договоров), на сумму 28 333,32 руб. Сумма неправомерно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за октябрь составила 10 625,00 рублей.

Согласно п. 1 Правил № 1711, ими установлены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества «ДОМ.РФ» и ипотечных агентов.

В соответствии с п. 1 Правил № 1711 субсидии предоставляются по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, указанным в п. 9 Правил № 1711, на следующие цели:

приобретение у юридического лица (за исключением управляющей компании инвестиционного фонда) на первичном рынке жилья готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком по договору купли-продажи, либо на приобретение у юридического лица (за исключением управляющей компании инвестиционного фонда) находящегося на этапе строительства жилого помещения или жилого помещения с земельным участком по договору участия в долевом строительстве (договору уступки прав требования по указанному договору) в соответствии с положениями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо на приобретение у юридического или физического лица на вторичном рынке жилья готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, расположенных в сельских поселениях на территории Дальневосточного федерального округа (абз. 2 пп. «а» п. 1 Правил № 1711);

погашение ранее выданных кредитов (займов) независимо от даты их выдачи на вышеуказанные цели, в том числе кредитов (займов), по которым ранее были изменены условия кредитного договора (договора займа), за исключением целей кредита (займа) (абз.З пп. «а» п. 1 Правил № 1711).

Также субсидии предоставляются по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, указанным в п. 9 Правил № 1711, в том числе по кредитам (займам), по которым ранее были изменены условия кредитного договора (договора займа), за исключением целей кредита (займа), на цели, указанные в абзацах втором, третьем и пятом пп. «а» п. К независимо от даты их выдачи, по которым заключено дополнительное соглашение к договору о предоставлении кредита (займа) о приведении кредитного договора (договора займа) в соответствие с настоящими Правилами либо по которым положения кредитного договора (договора займа) приведены в соответствие с настоящими Правилами без заключения такого соглашения.

Согласно п. 1(1) Правил № 1711 субсидии из федерального бюджета предоставляются кредитным организациям и обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества «ДОМ.РФ» и ипотечных агентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), указанным в пункте 1 Правил № 1711, при условии соответствия договоров о предоставлении кредита (займа) или дополнительного соглашения о рефинансировании Правилам .

В ходе проведения проверки выявлен факт неправомерного возмещения в ДД.ММ.ГГГГ ПАО КБ «Центр-инвест» недополученных доходов за счет средств субсидии в размере 97 248,52 рублей по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , цели (предмет) которого не соответствует п.1 Правил № 1711, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ - 7 022,48 рублей.

Между ПАО КБ «Центр-инвест» и Кононоговым А.В. заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ , предметом которого является предоставление Банком Заемщику кредита в размере 8 400 000,00 рублей на приобретение <адрес>, парковочного места и парковочного места в многоэтажном жилом доме со встроенными общественными помещениями и подземной автостоянкой по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером . Кредит предоставлен в следующей пропорции:

Квартира ,00 рублей (67,62%);

Парковочное место ,00 рублей (16,19%);

Парковочное место ,00 рублей (16,19%).

В 2020 году к кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ между ПАО КБ «Центр-инвест» и Кононоговым А.В. заключены дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о приведении кредитного договора в соответствии с Правилами № 1711, согласно которым цель предоставления кредита осталась прежней, а изменения прежней, а изменения включают в себя следующее:

- надлежащее исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору обеспечивается ипотекой недвижимого имущества, указанного в п. 1.1.1 кредитного договора (то есть квартирой ) и поручительством физических лиц;

- кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ заключается в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711;

- за пользование кредитом Заемщик уплачивает Банку проценты: с ДД.ММ.ГГГГ до полного погашения кредита по ставке 4,5% годовых;

- возврат кредита производится согласно новому графику погашения.

Таким образом, цель предоставления кредита изначально не соответствует целям, установленным п. 1 Правил № 1711, поскольку ими предусмотрено приобретение или долевое участие в строительстве только жилых помещений, тогда как кредитным договором предусмотрено приобретение еще и парковочных мест.

Частичное исполнение обязательств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось в целом по кредитному договору, без указания, за какую часть кредита производится погашение; высвобождение из залога по данному кредиту парковочных мест и .

В соответствии с п. 2.2. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ заемщик уплачивает Банку проценты, начисленные на сумму равную дебетовому остатку на ссудном счете на начало каждого дня пользования кредитом по ставке, установленной договором.

Из п. 2.3 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что суммы, вносимые Заемщиком, распределяются в следующем порядке: просроченные проценты по кредиту, просроченный основной долг, текущие проценты по основному долгу, текущий основной долг пеня, если таковая имеется, издержки Банка по получению исполнения по договору (судебные, почтовые и иные расходы). Очередность выплат может быть изменена.

Таким образом, разделение платежей по погашению основного долга и уплате процентов между жилым помещением и парковочными местами кредитным договором не предусмотрено.

Общая сумма заемных средств по кредиту составляла 8 400 000,00 рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) остаток заемных средств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ составил 5 675 897,59 рублей, предмет кредитного договора, как уже сказано выше, не изменился, и включает в себя сумму заемных средств, предоставленных Банком Заемщику на приобретение квартиры № и парковочных мест и .

В нарушение ст. 78 БК РФ, п. 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ПАО КБ «Центр-инвест» неправомерно получена субсидия за октябрь 2020 года по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , цели которого не соответствуют целям, установленным Правилами , а именно: целью кредитования является в том числе приобретение парковочных мест при том, что Правилами предусмотрено приобретение или долевое участие в строительстве только жилых помещений. Сумма неправомерно полученной субсидии за ДД.ММ.ГГГГ составила 2 273,95 рублей.

С учетом изложенного, ПАО КБ «Центр-инвест» нарушены условия предоставления субсидии, а именно: ПАО КБ «Центр-инвест» в заявлении за октябрь неправомерно включило в расчет субсидии суммы процентов, уплаченные заемщиками не в полном объеме, не уплаченные в расчетном периоде и уплаченные с нарушением установленного срока (не в соответствии с условиями кредитных договоров), проценты по кредитному договору, цели которого не соответствуют целям, установленным Правилами , что привело к завышению суммы полученной субсидии.

Согласно ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, - наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидии.

Субъектом данного правонарушения являются должностные и юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Приказом ПАО КБ «Центр-инвест» от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу» Волкова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест».

Согласно пункту 11 Должностной инструкции заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», утвержденной Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест» контролирует правильность исчисления размера субсидий на возмещение недополученных доходов Банка по выданным кредитам, предоставленным физическим лицам, в рамках участия Банка в соответствующих государственных программах поддержки физических лиц.

Следовательно, Волкова Н.В. при замещении ею (на дату совершения административного правонарушения) должности заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется необеспечением со стороны Волковой Н.В. исполнения требований по осуществлению иных бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, и невыполнении своих служебных обязанностей по осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности, поскольку, являясь должностным лицом – заместителем начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-инвест», осуществляющим организационно-распорядительные функции, Волкова Н.В. имела возможность проконтролировать правильное исчисление размера субсидий на возмещение недополученных доходов банка по выданным кредитам при направлении за ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение субсидии в Минфин России.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Управление Федерального казначейства по Ростовской области, пришло к правильным выводам о квалификации административного правонарушения.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина Волковой В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами, постановлением Управления Федерального Казачейства по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, которые в силу ч. 2 данной статьи подлежат указанию в протоколе, в этом процессуальном документе приведены, событие административного правонарушения описано должным образом в соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 7.30 названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, решения, не допущено, нормы материального права применены правильно. Срок давности и порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.

Доводы заявителя о том, что редакция Постановления Правительства РФ № 1711 от 30.12.2017, а также предыдущие редакции не предусматривают взаимосвязь между надлежащей или ненадлежащей формой исполнения обязательств по кредитным договорам по оплате процентов за пользование кредитом с целью формирования субсидии кредитным организациям, а указывает на фактическую уплаченную сумму процентов за пользование кредитов в расчетном месяце в соответствии с условиями кредитного договора для расчета субсидии, поскольку исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ №1711 от 30.12.2017, следует, что возмещение кредитной организации недополученных доходов осуществляется из фактически уплаченной заемщиком в расчетном месяце суммы процентов за пользование кредитом без установленного ограничения на получение возмещение при наличии оплаты процентов с нарушением установленного кредитным договором графиком погашения задолженности, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании подлежащих применению норм права, не соответствуют установленным фактам и имеющимся в деле доказательствам.

Кроме того, заявитель ссылается на Правила № 1711 в редакции от 30.06.2021, которая не распространяет свое действие на отношения, возникшие в 2020 году, являющиеся предметом проверки.

Расчет суммы субсидии по возмещению недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 должен был производиться в соответствии с редакциями Правил № 1711 от 31.10.2019 г. и от 27.07.2020 г., действовавшими в проверяемом периоде, в которых установлено, что «субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа).» (абз. 3 п. 4 Правил № 1711).

Согласно пп. д) п. 10 Правил № 1711 погашение кредита (займа) производится равными ежемесячными (аннуитетными) платежами в течение всего срока действия кредита (займа) (за исключением первого и последнего месяцев) без возможности увеличения остатка ссудной задолженности. Изменение размера аннуитетного платежа допускается в случаях, предусмотренных кредитным договором (договором займа).

Вопреки доводам жалобы, установлено наличие однозначного толкования нормы Правил № 1711, так как абз. 3 п. 4 Правил № 1711 четко установил условие, что субсидия предоставляется в случае исполнения в полном объеме заемщиком своих обязательств по уплате процентов за пользование кредитом (займом) в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) и произвольному толкованию не подлежит.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Как следует из статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Вместе с тем, допущенное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства и на установленные условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере; нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства.

Учитывая совокупность вышеуказанных доказательств, судья считает, что вывод Управления Федерального Казначейства по Ростовской области о наличии в действиях состава административного правонарушения и о виновности Волковой В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, а также мера административного наказания являются верными и законными.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление УФК по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» Волковой А.В., - оставить без изменения, а жалобу защитника Волковой Н.В. – Атапина А.Н.,– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Е.Ю. Иванова

12-75/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Волкова Наталья Викторовна
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Кузнецова Екатерина Юрьевна
Статьи

15.15.05

Дело на странице суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
26.01.2022Материалы переданы в производство судье
21.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.04.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
06.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2022Вступило в законную силу
18.08.2022Дело оформлено
18.08.2022Дело передано в архив
21.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее