Решение по делу № 2-19/2024 (2-795/2023;) от 27.10.2023

?? Дело № 2-19/2024

УИД 18RS0016-01-2023-000218-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2024 года                          п. Кез Удмуртской Республики

Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Одинцовой О.П.,

при секретаре судебного заседания Третьякове Д.Н.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Кезского района УР Дмитриева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кезского района Удмуртской Республики, действующего в интересах Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Удмуртский государственный аграрный университет», Серебренникову П. П., Ардашеву М. П., Ворончихину С. Г., Игнатьеву В. А., Гавшину И. Н., Федорову В. И., Федорову В. И., Игнатьеву В. А., Ончукову В. Р., Максимову О. И., Максимову Ю. А. Русских А. Р. о признании удостоверений о повышении квалификации недействительными, их аннулировании, взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кезского района УР, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском в интересах Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Удмуртский государственный аграрный университет», Серебренникову П. П., Ардашеву М. П., Ворончихину С. Г., Игнатьеву В. А., Гавшину И. Н., Федорову В. И., Федорову В. И., Игнатьеву В. А., Ончукову В. Р., Максимову О. И., Максимову Ю. А., Русских А. Р. о признании удостоверений о повышении квалификации недействительными, их аннулировании, взыскании суммы неосновательного обогащения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кезского района Удмуртской Республики проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности филиала Республиканского ЦЗН «ЦЗН Кезского района», место нахождения: УР, <адрес>, в ходе которой установлено, что в феврале 2020 года в целях реализации постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.04.2019 № 155 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в УР», а также в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», филиалом Республиканского ЦЗН «ЦЗН Кезского района» выданы направления для профессионального обучения лиц предпенсионного возраста в ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».

По результатам проверки установлено, что в феврале 2020 года инспектор 1-ой категории ГКУ УР «Центр занятости населения <адрес>» ФИО1. с целью исполнения контрольных показателей программы по организации обучения лиц предпенсионного возраста, которая осуществлялась в рамках национального проекта «Демография» федерального проекта «Старшее поколение» реализуемого в 2019-2020 году, без волеизъявления и желания, а также личного обращения в ГКУ УР «Центр занятости населения Кезского района» лиц, подготовила документы, на основании которых Серебренников П.П., Ворончихин С.Г., Ардашев М.П., Игнатьев В.А., Гавшин И.Н., Федоров В.И., Верещагин О.В., Ворончихин В.А., Ончуков В.Р., Максимов О.И., Максимов Ю.А., Русских А.Р. направлены на обучение, тем самым создав видимость обучения лиц предпенсионного возраста без фактического предоставления образовательных услуг. С целью сокрытия нарушений, летом 2021 года ФИО1 направила в адрес работодателей документы личных дел для их подписания.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Действия инспектора 1-ой категории ГКУ УР «Центр занятости населения Кезского района» ФИО1, выражающиеся в подготовке документов, на основании которых работники направлены на обучение без фактического предоставления образовательных услуг являются незаконными и противоречат ст.ст. 11, 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку такая ситуация влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей и может послужить основанием для злоупотребления служебным положением и должностными полномочиями.

Данные нарушения законодательства создают условия для совершения коррупционных правонарушений при использовании бюджетных средств, а также нецелевое использование средств при реализации национального проекта «Демография».

Далее, между ФГБОУ ВО «ИжГСХА» и ГКУ УР «Центр занятости населения Кезского района» заключены государственные контракты №№ 7, 8 от 20.02.2020 (далее по тексту контракт). Согласно указанных контрактов ФГБОУ ВО «ИжГСХА» должно оказать образовательные услуги по повышению квалификации по программе профессионального обучения лиц предпенсионного возраста в рамках реализации регионального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Зачисленные на обучение в рамках исполнения контрактов Серебренников П.П., Ворончихин С.Г., Ардашев М.П., Игнатьев В.А., Гавшин И.Н., Федоров В.И., Верещагин О.В., Ворончихин В.А., Ончуков В.Р., Максимов О.И., Максимов Ю.А., Русских А.Р. фактически обучение не проходили, на итоговой аттестации не присутствовали, однако на их имя должностными лицами ФГБОУ ВО «ИжГСХА» оформлены документы о прохождении обучения, а именно:

- Серебренникову П.П. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Ворончихину С.Г. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Ардашеву М.П. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Игнатьеву В.А. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер по уходу за животными» в объеме 124 часа;

- Гавшину И.Н. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Федорову В.И. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Верещагину О.В. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Ворончихину В.А. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Ончукову В.Р. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Максимову О.И. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Максимову Ю.А. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа;

- Русских А.Р. оформлено удостоверение , регистрационный , дата выдачи 25.03.2020, о повышении квалификации по программе профессионального обучения (программе повышения квалификации) «Мастер кормопроизводства» в объеме 144 часа.

В соответствии с пунктами 5.3, 5.3.7 государственных контрактов № 7, 8 от 20.02.2020, исполнитель обязуется вести постоянный учет и контроль посещаемости занятий и успеваемости граждан, выполнения ими учебного плана, учебной программы в полном объеме, организации и проведения практического обучения, промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с учебным планом. Предоставлять заказчику ежемесячно, в течение всего срока обучения граждан, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, справки о посещении занятий и справки об успеваемости на каждого гражданина.

Кроме того, в соответствии с пунктами 5.3, 5.3.9 государственных контрактов № 7, 8 от 20.02.2020, исполнитель обязуется информировать заказчика в 3-х дневный срок о нерегулярном посещении занятий гражданами без уважительных причин и неуспеваемости для принятия мер в соответствии с законодательством.

Отчисление граждан до окончания обучения производить с обязательным уведомлением заказчика.

Согласно объяснениям Серебренникова П.П., Ворончихина С.Г., Ардашева М.П., Игнатьева В.А., Гавшина И.Н., Федорова В.И., Верещагина О.В., Ворончихина В.А., Ончукова В.Р., Максимова О.И., Максимова Ю.А., Русских А.Р., данных по материалу проверки № 53пр-2022, последние обучение в ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» не проходили.

В части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации закреплена гарантия права каждого человека на образование.

В силу части 1 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня (часть 4 статья 73).

Согласно частям 1, 11-15 статьи 76 данного Федерального закона дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 утверждена государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (далее - Программа).

Пунктом 4.3 Паспорта национального проекта «Демография», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16, на территории Российской Федерации принята и реализуется федеральная программа «Старшее поколение» во исполнение Указа Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Согласно Приложению № 29 к Программе, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Старшее поколение», входящего в состав национального проекта «Демография», по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предусмотрено для граждан, состоящих в трудовых отношениях, а также граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости.

Статьей 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены формы документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

Квалификация, указываемая в соответствующем документе, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность (чч. 1 и 2 ст. 1, п. 1 ч. 10, чч. 11, 12).

Таким образом, удостоверения о повышении квалификации по программе профессионального обучения выданы в нарушение установленного законом порядка и их необходимо признать недействительными.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) заказчик обязан оплатить услуги, которые ему оказаны. Согласно пункту 2 статьи 781 Гражданского кодекса заказчик обязан оплатить в полном объеме услуги, которые не были ему оказаны ввиду невозможности исполнения по его вине, а в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, в силу пункта 3 названной статьи возмещает исполнителю фактически понесенные расходы.

Все иные случаи удержания исполнителем с заказчика каких-либо денежных средств в связи с оказанием услуг по договору возмездного оказания услуг не имеют правовых оснований и являются неосновательным обогащением исполнителя.

Поскольку Серебренникову П.П., Ворончихину С.Г., Ардашеву М.П., Игнатьеву В.А., Гавшину И.Н., Федорову В.И., Верещагину О.В., Ворончихину В.А., Ончукову В.Р., Максимову О.И., Максимову Ю.А., Русских А.Р. образовательные услуги не оказаны, денежные средства, перечисленные заказчиком по государственным контрактам №№ 7, 8 от 20.02.2020 в части вышеуказанных граждан, должны быть взысканы с исполнителя как неосновательное обогащение.

Согласно государственному контракту № 7 от 20.02.2020, стоимость обучения одного человека за весь курс по профессии «Мастер кормопроизводства» составляет 23 000 руб. (Серебренников П.П., Ворончихин С.Г., Ардашев М.П., Гавшин И.Н., Федоров В.И., Верещагин О.В., Ворончихин В.А., Ончуков В.Р., Максимов О.И., Максимов Ю.А., Русских А.Р.).

В соответствии с государственным контрактом № 8 от 20.02.2020, стоимость обучения одного человека за весь курс по профессии «Мастер по уходу за животными» составляет 15 500 руб. (Игнатьев В.А.).

Таким образом, с ФГБОУ «Удмуртский государственный аграрный университет» должны быть взысканы денежные средства как неосновательное обогащение, перечисленные на обучение вышеуказанных граждан на общую сумму 268 500 руб.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства прокурор просил:

Признать недействительными:

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Серебренникова П.П. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ворончихина С.Г. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ардашева М.П. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Игнатьева В.А. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Гавшина И.Н. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Федорова В.И. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Верещагина О.В. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ворончихина В.А. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ончукова В.Р. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Максимова О.И. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Максимова Ю.А. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Русских А.Р. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия".

    Взыскать с ФГБОУ «Удмуртский государственный аграрный университет» сумму неосновательного обогащения в размере 268 500 руб. в пользу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики с зачислением на счет соответствующего бюджета.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Удмуртской Республики, филиал казенного учреждения УР "Республиканский центр занятости населения" "Центр занятости населения Кезского района".

В судебном заседании помощник прокурора Кезского района Удмуртской Республики Дмитриев А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель материального истца – Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики Чумакова В.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором дело просила рассмотреть в отсутствие представителя, ранее данные пояснения поддержала в полном объёме. Согласно ранее представленным письменным пояснениям, в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации в период до 2024 года» Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики являлось ответственным исполнителем по реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение». Цель проекта «Старшее поколение» - создание условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, создания мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни. Одной из направлений проекта «Старшее поколение» - это профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста. Постановлением Правительства УР от 17 апреля 2019 года № 155 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в Удмуртской Республике» утвержден Порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста, ищущих работу, в соответствии с которым ГКУ УР «Центр занятости населения Кезского района» организовал профессиональное обучение данной категории граждан. В 2020 году ГКУ УР «Центр занятости населения Кезского района» была проведена закупка образовательных услуг для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Порядком № 155, порядок и условия оказания образовательных услуг которой определяется государственным контрактом. Доводы, изложенные в исковом заявлении, в отношении ФГБОУ ВПО «Удмуртской государственный аграрный университет» поддерживает.

Ответчик Серебренников П.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме. Кроме того, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснил, что обучение нигде не проходил, свидетельство не получал, на учете в центре занятости населения не состоял.

Ответчик Ворончихин С.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме. Ранее в судебном заседании пояснил, что обучение не проходил, на руки никакие документы не выдавали, на учете в центре занятости населения не состоял. Вызывал работодатель, сказал, что дадут удостоверение. Расписывался за удостоверение или нет, не помнит, на руки удостоверение не получал.

Ответчик Гавшин И.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме. Кроме того, ранее в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что обучение не проходил, в центре занятости населения на учете не состоял, за получение удостоверения не расписывался.

Ответчик Верещагин О.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме. Кроме того, ранее в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что обучение не проходил, на учете в центре занятости населения не состоял, удостоверение получил на работе в СПК «Гулейшур».

Ответчик Максимов О.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме. Кроме того, ранее в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что обучение не проходил, расписался в документах, которые дала секретарь на работе в СПК «Маяк».

Ответчик Русских А.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме. Кроме того, ранее в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что на работе в СПК «Гулейшур» в отделе кадров получил удостоверение, при этом обучение не проходил.

Ответчик Ворончихин В.А., Федоров В.И., Ончуков В.Р., Ардашев М.П. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о признании исковых требований в полном объеме.

Ответчик Максимов Ю.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный аграрный университет» Колесова С.Р. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя. Ранее в судебном заседании пояснила, что связи с тем, что итоговая аттестация являлась частью учебного плана, она не была проведена в отношении присутствующих обучающихся, доказательств её проведения нет. Поэтому согласно ФЗ №273 «Об образовании» образовательные отношения должны были завершаться не выдачей удостоверений о повышении квалификации, а справкой об обучении. В связи с этим должны были фактические данным лицам выслать справки об обучении, периоде обучения, а не выпускать документ об образовании (свидетельство о повышении квалификации). В связи с этим, исковые требования в части признания недействительными удостоверений, перечисленных в исковом заявлении, признала. В части взыскания денежных средств с исковыми не согласилась, указывая на их незаконность, поскольку образовательная услуга была оказана в полном объеме. Все, что было согласовано между сторонами по учебному плану, по расписанию занятий проведено, все выезды, все занятия, которые дистанционно были через электронную площадку. Кроме того, проведение данных занятий контролировалось со стороны заказчика, они присутствовали при проведении обучения в Кезском районе, проверяли те документы, которые высылали согласно контракта им на почту и электронную почту и заказными почтовыми уведомлениями, подписывали все акты, подписали, в том числе и итоговый акт. Никаких претензий не было. Кроме того, основания, которые указывает прокурор, являются фактически претензиями по исполнению условий договора, что не допустимо по истечении трех лет. Претензии по исполнению договора могли идти только лишь со стороны заказчика. Считает, что заказчик несет ответственность за количество участников данной образовательной программы на основании договора, должен был направить слушателей, которые указаны в контракте. Идентификацию личности по паспорту по дополнительному образованию преподаватели никогда не проводят, отправляя по рядам лишь список, где напротив каждой фамилии были проставлены галочки. Количество слушателей было больше обучающихся. В связи с этим преподаватели считали, что все, направленные на обучение, присутствуют. Справки о посещаемости направляли согласно контракта и проставляли 100% посещаемость. На данный момент справки не сохранились. При проведении итоговой аттестации личность также не устанавливалась, также не сохранились работы по итоговой аттестации. Удостоверения о повышении квалификации изготавливалось образовательной организацией после проведения итоговой аттестации и направлялось в ЦЗН для выдачи.

Представитель третьего лица – Филиала казенного учреждения УР Республиканский центр занятости населения «Центр занятости населения Кезского района» Сабуров Н.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в соответствии с которым дело просил рассмотреть в его отсутствие, ранее в судебном заседании пояснил, что в 2020 году сельхозакадемия состояла в реестре образовательных учреждений, которые могли предоставлять образовательные услуги по проекту «Демография». Поэтому были заключены два контракта на обучение №7 и №8 по программам «Мастер кормопроизводства» и «Мастер по уходу за животными». Были приглашены руководители СПК, заместитель Главы Администрации по сельхозпроизводству. Представитель сельхоз академии обозначил программы, которые они могут предоставить и по каким направлениям. Руководителей СПК это заинтересовало. Представитель Администрации сказала, что составят списки тех людей, с которыми необходимо провести курсы по повышению квалификации. Проходить обучение могли люди не только стоящие в ЦЗН, зарегистрированные в качестве безработных, но и работающие граждане предпенсионного возраста. Соответственно, были подготовлены документы, контракты. Граждане, которые проходили обучение, подписали заявления и договоры. 8 человек подписали, 4 человека не подписывали, им не выданы удостоверения. По какой причине они отказались подписать, не знает. Специалист, которая проводила эту работу, уволилась, на контакт не выходит. Также есть справки о посещаемости ответчиками, на основании которых была произведена оплата. В полном объеме указаны все даты посещения. На основании этого был подписан акт выполненных работ и произведена оплата.

Представитель третьего лица – Правительства Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживают в полном объёме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, изучив доводы искового заявления, совокупность представленных суду доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Из названной конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечить условия и гарантии реализации данного права.

Профессиональная подготовка как правовая категория, как объект правового регулирования, как образовательная функция урегулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ), в силу ст. 2 которого профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий (п. 13).

Статья 73 данного федерального закона, определяя целевую направленность профессионального обучения, устанавливает, что оно направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, получение этими лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня (ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 1, 11 - 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Статьей 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплены формы документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

Квалификация, указываемая в соответствующем документе, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч.ч. 1 и 2 ст. 1, п. 1 ч. 10, ч.ч. 11, 12).

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках национального проекта "Демография" действуют, в том числе федеральные проекты "Старшее поколение" и "Содействие занятости" со сроком реализации 1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г., что следует из утвержденных Минтрудом России Паспорта федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" и Паспорта национального проекта "Национальный проект "Демография", которые направлены на решение вопросов занятости и организацию по востребованным профессиям бесплатного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан в возрасте 50 лет и старше, а также граждан предпенсионного возраста.

Согласно Паспорту национального проекта "Демография", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16, на территории Российской Федерации принята и реализуется федеральная программа "Старшее поколение" во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (п. 4.3).

В рамках утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 государственной программы РФ "Содействие занятости населения" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Старшее поколение", входящего в состав национального проекта "Демография", по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста (далее - Правила) (приложение N 29 к Программе).

Для граждан, состоящих в трудовых отношениях, а также граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, предусмотрено профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (пункт 2 Правил).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 3025-Р "Об утверждении специальной программы профессионального оборудования и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года" утверждена программа обучения и план мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года.

В судебном заседании установлено, что в рамках реализации проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» между Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики «Центр занятости населения Кезского района» и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» 20 февраля 2020 года заключен государственный контракт № 7 на оказание образовательной услуги по программе профессионального обучения (по программе повышения квалификации) лиц предпенсионного возраста в рамках реализации регионального проекта «Демография» по профессии «мастер кормопроизводства». Стоимость обучения одного человека 23 000 рублей, срок обучения 144 часа (том 1, л.д. 32-35).

Кроме того, 20 февраля 2020 года между Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики «Центр занятости населения Кезского района» и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» заключен государственный контракт № 8 на оказание образовательной услуги по программе профессионального обучения (по программе повышения квалификации) лиц предпенсионного возраста в рамках реализации регионального проекта «Демография» по профессии «мастер по уходу за животными». Стоимость обучения одного человека 15 500 рублей, срок обучения 124 часа (том 1, л.д. 38-41).

21 февраля 2020 года между Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики «Центр занятости населения Кезского района» и ответчиками заключены договоры об организации прохождения профессионального обучения (получения дополнительного профессионального образования) лица предпенсионного возраста, ищущего работу. В частности договоры заключены с Верещагиным О. В., Игнатьевым В. А., Ворончихиным В. А., Ворончихиным С. Г., Серебренниковым П. П., Русских А. Р., Гавшиным И. Н., Максимовым О. И., Ончуковым В. Р., Максимовым Ю. А., Ардашевым М. П., Федоровым В. И. (том 2, л.д. 49-60).

25 марта 2020 года между Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики «Центр занятости населения Кезского района» и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» подписаны итоговые акты сдачи-приемки оказанных услуг по указанным выше государственным контрактам (том 1, л.д. 126, 127).

В подтверждение оплаты заказчиком исполнителю выполненных услуг представлены платежные поручения: № 65241 от 14 апреля 2020 года на сумму 294 500 рублей по государственному контракту № 8 от 20.02.2020 и № 65264 от 14 апреля 2020 года на сумму 299 000 рублей по государственному 7 от 20.02.2020 года (том 1, л.д. 117, 118).

Руководителем Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» осуществлено документирование ответчиков удостоверениями о повышении квалификации, в частности Гавшину И. Н. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Федорову В. И. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Федорову В. И. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Игнатьеву В. А. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Ончукову В. Р. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Максимову О. И. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Максимову Ю. А. выдано удостоверение по профессиональному обучению «мастер кормопроизводства»; Русских А. Р. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства, Серебренникову П. П. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Ардашеву М. П. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; Ворончихину С. Г. выдано удостоверение по профессиональному обучению «мастер кормопроизводства»; Игнатьеву В. А. выдано удостоверение по профессиональному обучению «Мастер по уходу за животными» (том 1, л.д. 28-31, 46-53).

Вместе с тем, как следует из объяснений ответчиков, имеющихся в материалах дела, отобранные в рамках проверки сообщения о преступлении, фактические обучение и итоговую аттестацию они не проходили, в центр занятости населения не обращались (том 1, л.д. 54-82). Аналогичные объяснения ответчики Серебренников П.П., Ворончихин С.Г., Игнатьев В.А., Гавшин И.Н., Верещагин О.В., Максимов О.И., Русских А.Р. давали в ходе судебного заседания.

Таким образом, принимая во внимание, что ответчики не освоили соответствующую дополнительную профессиональную программу и не прошли итоговую аттестацию, удостоверения о профессиональной подготовке были выданы ответчикам в нарушение установленного законом порядка.

В силу положений статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).

Согласно статье 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

В силу приведенного нормативного регулирования обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий: если имело место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица - имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; отсутствие правовых оснований - приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.

Таким образом, предмет доказывания по данному спору образуется из установления указанных выше обстоятельств, а также размера неосновательного обогащения.

При этом истец не обязан доказывать отсутствие оснований для обогащения приобретателя, на нем лежит бремя доказывания факта обогащения приобретателя, включая количественную характеристику размера обогащения, и факта наступления такого обогащения за счет истца. Бремя доказывания наличия основания для обогащения за счет истца лежит на приобретателе.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Республиканский ЦЗН произвел оплату обучения ответчиков по государственным контрактам №№ 7 и 8 от 20 февраля 2020 года в размере 299 000 рублей за 13 человек исходя из стоимости обучения одного человека 23 000 рулей, 294 500руб. за 19 человек, исходя из стоимости обучения одного человека 15 500 рублей.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» денежные средства за обучение ответчиков получило, однако образовательных услуг по организации дополнительного профессионального образования не оказала, что свидетельствует о наличии со стороны указанного ответчика неосновательного обогащения.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 апреля 2019 года N 155 "О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста в Удмуртской Республике" финансирование организации профессионального обучения и дополнительного профессионального осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - Министерство) на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в установленном порядке, а также за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.

В соответствии, с положением о Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01.12.2017 года N 506, Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Удмуртской Республики, главного администратора (администратора) доходов бюджета Удмуртской Республики по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных ему организаций, в частности государственных казенных учреждений.

Доводы ответчика о том, что КУ УР «Центр занятости населения Кезского района», как заказчик образовательных услуг должен был обеспечивать явку граждан на занятия и осуществлять контроль за их обучением является несостоятельным, поскольку в соответствии с условиями государственных контрактов (п. 5.3.7 и 5.3.8) обязанность по контролю за ходом и качеством обучения возложена на исполнителя – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».

Обращение прокурора с настоящим иском направлено на восстановление нарушенных принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общих правил функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, о нарушениях, допущенных при осуществлении профессионального обучения лиц предпенсионного возраста в период с 25 февраля 2020 года по 25 марта 2020 года, проведении итоговой аттестации и незаконной выдаче 25 марта 2020 года по итогам аттестации удостоверений о повышении квалификации. С настоящим иском прокурор обратился в суд 23.03.2023, то есть в пределах установленного законом трехлетнего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что удостоверения: , выданное Гавшину И. Н. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Федорову В. И. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Верещагину О. В. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Ворончихину В. А. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Ончукову Валентину Рафаиловичу по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Максимову О. И. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Максимову Ю. А. по профессиональному обучению «мастер кормопроизводства»; , выданное Русских А. Р. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства, , выданное Серебренникову П. П. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Ардашеву М. П. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Ворончихину С. Г. по профессиональному обучению «Мастер кормопроизводства»; , выданное Игнатьеву В. А. по профессиональному обучению «Мастер по уходу за животными», следует признать недействительными, а денежные средства в размере 268 500 рублей, в том числе: 15 500 рублей по государственному контракту № 8 и 253 000 рублей по государственному контракту № 7 (23 000руб. х 11), оплаченные в счет исполнения договоров, подлежат взысканию с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» в пользу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики с зачислением на счет соответствующего бюджета.

При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку по настоящему делу заявлен иск, как имущественного характера, так и неимущественного характера, прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом результата рассмотрения дела, с ответчика ФГБОУ «Удмуртский государственный аграрный университет» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики в размере 6 365 рублей, в том числе 300 рублей по требования неимущественного характера о признании недействительными удостоверений и 6 065 рублей по требованиям имущественного характера о взыскании суммы неосновательного обогащения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кезского района Удмуртской Республики, действующего в интересах Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Удмуртский государственный аграрный университет», Серебренникову П. П. (паспорт серия ), Ардашеву М. П. (паспорт серия ), Ворончихину С. Г. (паспорт серия ), Игнатьеву В. А. (паспорт серия ), Гавшину И. Н. (паспорт серия ), Федорову В. И. (паспорт серия ), Верещагину О. В. (паспорт серия ), Ворончихину В. А. (паспорт серия ), Ончукову В. Р. (паспорт серия ), Максимову О. И. (паспорт серия ), Максимову Ю. А. (паспорт серия ), Русских А. Р. (паспорт серия ) о признании удостоверений о повышении квалификации недействительными, их аннулировании, взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.

Признать недействительными:

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Серебренникова П. П. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ворончихина С. Г. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ардашева М. П. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Игнатьева В. А. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Гавшина И. Н. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Федорова В. И. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Верещагина О. В. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

- удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ворончихина В. А. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Ончукова В. Р. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Максимова О. И. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Максимова Ю. А. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия";

    - удостоверение от 25.03.2020 о повышении квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", выданное на имя Русских А. Р. о прохождении обучения с 25.02.2020 по 25.03.2020 в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия".

    Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный аграрный университет» (ИНН 1831036505) сумму неосновательного обогащения в размере 268 500 руб. в пользу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики (ИНН 1840035307) с зачислением на счет соответствующего бюджета.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный аграрный университет» в доход муниципального образования «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» государственную пошлину в размере 6 365 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его вынесения через Кезский районный суд УР.

Мотивированное решение составлено 25 марта 2024 года.

Судья                 О.П. Одинцова

2-19/2024 (2-795/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство социальной политики и труда УР
Прокуратура Кезского района УР, в инетерсах Министерства социальной политики и труда УР
Ответчики
Игнатьев Валерий Александрович
Ворончихин Василий Александрович
Ардашев Михаил Павлович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Удмуртский государственный аграрный университет"
Максимов Юрий Александрович
Ончуков Валентин Рафаилович
Гавшин Иван Никифорович
Верещагин Олег Витальевич
Серебренников Петр Пантелеевич
Федоров Валентин Иванович
Максимов Олег Иванович
Русских Алексей Рафаилович
Другие
филиал казенного учреждения УР "республиканский центр занятости населения" "Центр занятости населания Кезского района"
Правительство Удмуртской республики
Казённое учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения»
Суд
Кезский районный суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
kezskiy.udm.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.10.2023Передача материалов судье
27.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Подготовка дела (собеседование)
08.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее