К делу № 2-2177/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2018 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шовгеновой М.С.,
с участием представителя истца Брантова А.М. по доверенности – Зехова А.Н.,
представителя ответчика Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» по доверенности – Жирновой П.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Брантова А.М. к Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Брантов А.М. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о признании права собственности на квартиру. В обоснование своих требований указал, что с 25.01.1993г. по 13.03.2003г. работал в совхозе «Цветы Адыгеи». 06.05.1996г. ему была предоставлена квартира <адрес>, в которой он зарегистрирован с указанного периода. В настоящее время совхоз «Цветы Адыгеи» ликвидирован по итогам процедуры банкротства, архивы предприятия не сохранились. По данным Комитета по имуществу администрации МО «Город Майкоп», указанная квартира в реестре муниципальной собственности не числится. Таким образом, в настоящее время собственника квартиры не существует и обратиться к нему за оформлением права собственности не предоставляется возможным. Так, он на протяжении 22 лет открыто, добросовестно и непрерывно владеет указанным жилым помещением как собственным имуществом. Просил суд признать за ним право собственности на жилое помещение – квартиру <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Брантова А.М., по доверенности Зехов А.Н., поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по управление имуществом Администрации МО «Город Майкоп», по доверенности Жирнова П.Р., оставила разрешение вопроса о признании права собственности на квартиру <адрес> за Брантовым А.М., на усмотрение суда.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Брантова А.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как было установлено в судебном заседании и усматривается из трудовой книжки от 18.10.1988г., истец Брантов А.А. в период с 25.01.1993г. по 13.03.2003г. работал в совхозе «Цветы Адыгеи».
Также, по делу установлено, что истцу с 06.05.1996г. предоставлена <адрес> в <адрес>.
Из справки треста озеленения и очистки Майкопского отдела коммунального хозяйства, квартира <адрес> на основании решения Горисполкома №15 п.1010 от 24.08.1964г., приобретена 28.09.1964г. за 2136 рублей.
Как следует из выписки из протокола 36 заседания межведомственной комиссии администрации г.Майкопа от 05.09.2002г., утвержденного распоряжением администрации г. Майкопа 27.09.2002г. №2814-р, строение <адрес> выведено из разряда общежитий и переведено в жилой фонд для постоянного проживания.
Судом также установлено, что в настоящее время совхоз «Цветы Адыгеи» ликвидирован по итогам процедуры банкротства, архивы предприятия не сохранились.
Согласно данным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА, сведения о зарегистрированных правах на квартиру <адрес>, отсутствуют.
Из распоряжения Администрации МО «Город Майкоп» №1838-р от 20.09.2016г. следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован для индивидуального жилищного строительства и находится в собственности муниципального образования «Город Майкоп», что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.05.2016г. Квартира №1 не числится в Реестре имущества г.Майкопа, согласно письму Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» от 19.04.2016г. №3860, сведения о регистрации прав на квартиру №1 в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Также, указанным распоряжением №1838-р от 20.09.2016г., изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, с «для индивидуального жилищного строительства» на «одноэтажный многоквартирный жилой дом».
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Возможность обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности вытекает из ст.ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения всё время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст.ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, по делу установлено, что право собственности на спорную квартиру в настоящее время не зарегистрировано, в реестре муниципальной собственности не числится, предприятие - совхоз «Цветы Адыгея», которое предоставило истцу данное жилое помещение ликвидирован.
Суд приходит к выводу о том, что истцу была предоставлена спорная квартира в установленном законом порядке, где он зарегистрирован с 06.05.1996г. и постоянно проживает по настоящее время, также, открыто, добросовестно и непрерывно владеет указанным жилым помещением как собственным имуществом. Общий срок владения на момент подачи иска составил 22 года.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу ст.ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, владение Брантовым А.М. квартирой началось с 06.05.1996г. Срок владения на момент подачи иска составил 22 года.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В силу п. 4 ст. 234 ГК РФ срок для защиты права в соответствии со ст.ст.301, 305 и ст.ст. 196, 200 ГК РФ течение срока приобретательной давности начинается через три года после начала владения, т.е. с 06.05.1999 года.
Исходя из изложенного, срок владения квартирой как недвижимым имуществом после истечения срока исковой давности по требованиям ст.ст.301, 305 ГК РФ составляет 19 лет, что даёт право истцу требовать признания права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признаётся непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Таким образом, по смыслу ст.ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Следовательно, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, но также и на бесхозяйное имущество.
Из представленных в дело доказательств суд приходит к выводу, что истец, не являясь собственником спорной квартиры, добросовестно, открыто и непрерывно владел ей как своим собственным имуществом. Доказательств недобросовестности владения у суда не имеется.
Таким образом, исковые требования Брантова А.М. являются законным, обоснованными и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Брантова А.М. к Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о признании права собственности на квартиру - удовлетворить.
Признать за Брантовым А.М. в порядке приватизации право собственности на квартиру <адрес>, кадастровый №.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 июля 2018 года.
Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова