Дело № 2а-2356/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11апреля 2019 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лосевой Н.В
при секретаре Белом С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреевой Натальи Алексеевны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации, об обязании осуществить кадастровый учет
У С Т А Н О В И Л:
Андреева Н.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права в осуществлении государственного кадастрового учета №МО- № от 09.01.2019г., обязании осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости к№, расположенного по адресу: АДРЕС и государственную регистрацию права 19/100 долей в праве собственности на сохраненное в реконструированном виде жилое строение с к№, расположенное по адресу: АДРЕС
Свои требования обосновывает тем, что решением Одинцовского городского суда Московской области от 12.02.2018 г. за Андреевой Н.А. признано право собственности на 19/100 долей в праве собственности на сохраненное в реконструированном виде жилое строение с к№, расположенное по адресу: АДРЕС
В целях государственной регистрации права собственности на выделенную ей решением суда долю жилого дома 01.10.2018 подано заявление в государственный орган для осуществления кадастрового учета (№) и регистрации права №
04.10.2018г. приостановлен кадастровый учет.
28.11.2018г. поданы дополнительные документы.
Однако, 30.11.2018г. снова принято решение о приостановлении кадастрового учета по тем же основаниям.
09.01.2019г. принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
В связи с чем, Андреева Н.А. в настоящее время лишена возможности оформить в установленном порядке право собственности на выделенную ей решением суда долю жилого дома.
Административный истец в судебное заседание не явился, ее представитель по доверенности Клепикова Л.В. явилась, исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Иванова Т. в судебное заседание явилась, с иском не согласилась, поскольку решение об отказе в государственной регистрации является законным.
Выслушав объяснение представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как усматривается из материалов дела, решением Одинцовского городского суда Московской области от 12.02.2018 г. за Андреевой Н.А. признано право собственности на 19/100 долей в праве собственности на сохраненное в реконструированном виде жилое строение с к№, расположенное по адресуАДРЕС.
01.10.2018 Административный истец обратился в Управление с заявлением № о государственном кадастровом учете и регистрации права №) в отношении объекта капительного строительства, расположенного по адресу: АДРЕС
04.10.2018 принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ( на срок три месяца) по тем основаниям, что согласно части 2 статьи 15 Закона о регистрации, с заявлением об учете» изменений объектов недвижимости могут обратиться собственники таких объектов недвижимости либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности;
- в нарушении п. 2 Приложения № 4 Требований Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем (отсутствуют сведения о другом правообладателе).
28.11.2018 года Андреева Н.А. дополнительно представила технический план здания. ( л.д.19)
Однако, 30.11.2018 принято ответчиком решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по тем основаниям, что согласно части 2 статьи 15 Закона о регистрации, с заявлением об учете» изменений объектов недвижимости могут обратиться собственники таких объектов недвижимости либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности;
В ЕГРН содержатся сведения об обременении объекта капитального строительства с КН № ( л.д.20-21)
09.01.2019 года в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, ответчиком вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости. ( л.д.23)
19.01.2019 года Андреева Н.А. дополнительно представила в УФСГКиК по Московской области определение Одинцовского городского суда Московской области от 04.12.2018 года об отмене обеспечительных мер. ( л.д.22)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В соответствии с частью 7 пункта 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона №218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Круг лиц, которые вправе обращаться в орган регистрации прав с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, определен статьей 15 Закона N 218-ФЗ, а также иными статьями, устанавливающими особенности государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо его представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности.
В отношении объекта недвижимости, находящегося в долевой собственности, необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации, ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности, и если определена доля каждого из собственников в праве собственности, то имущество признается находящимся в долевой собственности.
При этом согласно положениям ст. ст. 246, 247 ГК Российской Федерации распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Учитывая изложенное, для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, находящегося в долевой собственности, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должны обратиться либо все участники общей долевой собственности на такой объект недвижимости лично, либо их представители.
В соответствии с п. 13 ч. 4 ст. 32 Закона N 218-ФЗ суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации N 218-ФЗ снятие ареста или запрета осуществляется в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета.
Документы, подтверждающие снятие ограничительных мер с вышеуказанного объекта недвижимости, на момент принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости №МС№ от 09.01.2019, в Управление не поступали.
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего,что поскольку в установленный для приостановления регистрации срок - причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета, не устранены, то административный ответчик в соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вправе был отказать в государственной регистрации, при этом, Андреева Н.А. не оспаривала решение ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета.
Таким образом, обжалуемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета спорного объекта недвижимого имущества принято административным ответчиком в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Андреевой Натальи Алексеевны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права и в осуществлении государственного кадастрового учета №МО- № от 09.01.2019 года, об обязании осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с КН № и зарегистрировать право собственности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня постановления.
Федеральный судья: Н.В.Лосева