№5-975/2021 УИД 36RS0032-01-2021-002154-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п.Рамонь 17 декабря 2021 г.
Судья Рамонского районного суда Воронежской области Кожухова М.В., с участием лица привлекаемого к административной ответственности – Васильева А.Г.,
представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области – Бочаровой М.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Васильева А. Г., .......... рождения, директор БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», проживающего по адресу: ............, место совершения правонарушения: БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», расположенный по адресу: ............, привлекаемого к ответственности по ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
16.11.2021 в Рамонский районный суд Воронежской области поступил протокол № 008552 от 29.10.2021 об административном правонарушении и другие материалы в отношении директора БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», Васильева А.Г. привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов административного дела и обстоятельств, установленных в судебном заседании, .......... в 13 часов 00 минут в БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», расположенном по адресу: ............, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемиологических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания представляющего опасность для окружающих в период осуществления на территории Воронежской области ограничительных мероприятий (карантина): мероприятия направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, организованы не в полном объеме, а именно в бюджетном учреждении Воронежской области «Гвоздевский психоневрологический интернат» вакцинация против новой коронавирусной инфекции подлежат 94 сотрудника, из которых вакцинированы 72 сотрудника, что составляет 76 % привитости, 9 человек имеют оформленный медицинский отвод, у 13 человек отказ от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции; проживающие выходят из своих комнат и собираются по несколько человек в коридорах отделений, на улице в столовой, что нарушает условия изоляции и соблюдение социальной дистанции в 1,5 – 2 метра, что являет нарушением ст. 11, ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52 –ФЗ от 30.03.1999 г., приложения 2 приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н « Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановления Главного государственного санитарного врача по Воронежской области №4 от 06.10.2021, п.92 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 4.4 СанПиН 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19».
В судебном заседании Васильев А.Г. пояснил, что он является директором психоневрологического интерната, действительно в указанное в протоколе время проводилась проверка, в результате которой были установлены нарушения с которыми он согласен. Указал, что в настоящее время привиты все сотрудники, у которых нет медицинского отвода. Обращено внимание проживающих на необходимость соблюдения мер безопасности и социальной дистанции, однако, в связи с тем, что в интернате постоянно проживают престарелые граждане и инвалиды, имеются определенные сложности в выполнении ряда мероприятий.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах Воронежской области полагала протокол составлен обоснованно, в связи с выявленными нарушениями.
Изучив материалы дела, выслушав мнения участников процесса, судья пришел к следующим выводам.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, на территории Воронежской области 20.03.2020 г. Указом Губернатора Воронежской области № 113-у введен режим повышенной готовности, в который впоследствии вносились изменения. 13.05.2020 г. Указом Губернатора Воронежской области № 184-у продлено действия ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области, определены мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населению. По состоянию на ноябрь 2020 года действовал Указ Губернатора Воронежской области № 449-у от 06.11.2020 г. «О внесении изменений в Указ Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 № 184-у» которым продлены действия ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена обязанность работодателя по отстранению от работы в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике.
Так, согласно письму Роспотребнадзора (письмо от 12 января 2021 г. N 02/276-2021-23) профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Профилактические прививки против новой коронавирусной инфекции проводятся добровольно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825.
При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н) работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ). В случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Воронежской обл. от 06.10.2021 N 4 (ред. от 19.10.2021) "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (вместе с "Перечнем предприятий с непрерывным и опасным производством") постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности. Работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах: в том числе - образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Воронежской области, установленных п. 1 Постановления в срок до 20.10.2021 представить в медицинские организации по месту расположения объекта списки работающих, подлежащих иммунизации против новой коронавирусной инфекции. В срок до 30.10.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины, в срок до 30.11.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере возникших правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Васильева А.Г. своих обязанностей, в ходе производства по делу не установлено, то есть она была обязана соблюдать требования закона, имела и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняла соответствующих мер.
Суд приходит к выводу о том, что вменное контролирующем органом правонарушение в виде: отсутствия прививок у части сотрудников интерната на момент проверки, подлежит исключению из вмененного состава административного правонарушения, поскольку Главным государственным санитарным врачем по Воронежской области в своем постановлении № 4 от 06.10.2021 года определен срок организации прививок на предприятиях - до 30.10.2021 года первым компонентом вакцины, в срок до 30.11.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников, тогда как административное правонарушение выявлено 29.10.2021 года и протокол об административном правонарушении составлен 29.10.2021, с указанием о прошедших вакцинацию 76 % сотрудников интерната.
Суд отмечает, что протокол составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ. Материалами дела установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Квалификация деяниям Васильева А.Г. дана верная. Процессуальных нарушений не имеется.
На основании ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд находит, что доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, с соблюдением установленного законом порядка и согласно ст. 26.2 КоАП РФ относятся к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, суд усматривает в действиях Васильева А.Г. как должностного лица, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 008552 от 29.10.2021, актом эпидемиологического расследования очага инфекционной болезни с установлением причинно-следственной связи, экспертным заключением № 428, пояснениями правонарушителя и другими материалами дела.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельств отягчающих ответственность судом не установлено.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд признает, что Васильев А.Г. свою вину признал полностью, раскаялся в содеянном, впервые привлекается к административной ответственности, незамедлительно предпринял меры для устранения выявленных нарушений.
Иных обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность Васильева А.Г., суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, его последствий, личности и имущественного положения последнего, совокупного дохода его семьи, нахождение на иждивении бабушки и тети, отсутствие отягчающих обстоятельств, принимая во внимание смягчающие обстоятельства, с учетом размера минимального штрафа предусмотренного для должностных лиц санкцией ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ – 50 000 рублей, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.6.3 ч.2 КоАП РФ, признав совокупность вышеуказанных смягчающих обстоятельств исключительными и применить ч. 2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания данного правонарушения малозначительным суд не усматривает, поскольку правонарушение посягает на отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 6.3, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Васильева А. Г., .......... рождения, директора БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа, с применением ст.4.1 ч.2.2 КоАП РФ, в размере – 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Воронежской области (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области), р/с 40101810500000010004, ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области, БИК 042007001, ИНН 3665049192, ОКТМО 20643000, КПП 366501001, код 14111601061010003140, УИН 14104360012500018221.
Разъяснить что в силу ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.
Копию направить заинтересованным лицам.
Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток с момента его провозглашения или получения копии постановления.
Судья М.В. Кожухова
№5-975/2021 УИД 36RS0032-01-2021-002154-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
п.Рамонь 17 декабря 2021 г.
Судья Рамонского районного суда Воронежской области Кожухова М.В., с участием лица привлекаемого к административной ответственности – Васильева А.Г.,
представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области – Бочаровой М.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Васильева А. Г., .......... рождения, директор БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», проживающего по адресу: ............, место совершения правонарушения: БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», расположенный по адресу: ............, привлекаемого к ответственности по ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
16.11.2021 в Рамонский районный суд Воронежской области поступил протокол № 008552 от 29.10.2021 об административном правонарушении и другие материалы в отношении директора БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», Васильева А.Г. привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов административного дела и обстоятельств, установленных в судебном заседании, .......... в 13 часов 00 минут в БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», расположенном по адресу: ............, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении противоэпидемиологических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания представляющего опасность для окружающих в период осуществления на территории Воронежской области ограничительных мероприятий (карантина): мероприятия направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, организованы не в полном объеме, а именно в бюджетном учреждении Воронежской области «Гвоздевский психоневрологический интернат» вакцинация против новой коронавирусной инфекции подлежат 94 сотрудника, из которых вакцинированы 72 сотрудника, что составляет 76 % привитости, 9 человек имеют оформленный медицинский отвод, у 13 человек отказ от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции; проживающие выходят из своих комнат и собираются по несколько человек в коридорах отделений, на улице в столовой, что нарушает условия изоляции и соблюдение социальной дистанции в 1,5 – 2 метра, что являет нарушением ст. 11, ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52 –ФЗ от 30.03.1999 г., приложения 2 приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н « Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановления Главного государственного санитарного врача по Воронежской области №4 от 06.10.2021, п.92 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 4.4 СанПиН 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19».
В судебном заседании Васильев А.Г. пояснил, что он является директором психоневрологического интерната, действительно в указанное в протоколе время проводилась проверка, в результате которой были установлены нарушения с которыми он согласен. Указал, что в настоящее время привиты все сотрудники, у которых нет медицинского отвода. Обращено внимание проживающих на необходимость соблюдения мер безопасности и социальной дистанции, однако, в связи с тем, что в интернате постоянно проживают престарелые граждане и инвалиды, имеются определенные сложности в выполнении ряда мероприятий.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах Воронежской области полагала протокол составлен обоснованно, в связи с выявленными нарушениями.
Изучив материалы дела, выслушав мнения участников процесса, судья пришел к следующим выводам.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, на территории Воронежской области 20.03.2020 г. Указом Губернатора Воронежской области № 113-у введен режим повышенной готовности, в который впоследствии вносились изменения. 13.05.2020 г. Указом Губернатора Воронежской области № 184-у продлено действия ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области, определены мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населению. По состоянию на ноябрь 2020 года действовал Указ Губернатора Воронежской области № 449-у от 06.11.2020 г. «О внесении изменений в Указ Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 № 184-у» которым продлены действия ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена обязанность работодателя по отстранению от работы в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике.
Так, согласно письму Роспотребнадзора (письмо от 12 января 2021 г. N 02/276-2021-23) профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Профилактические прививки против новой коронавирусной инфекции проводятся добровольно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825.
При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н) работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ). В случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Воронежской обл. от 06.10.2021 N 4 (ред. от 19.10.2021) "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (вместе с "Перечнем предприятий с непрерывным и опасным производством") постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности. Работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах: в том числе - образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Воронежской области, установленных п. 1 Постановления в срок до 20.10.2021 представить в медицинские организации по месту расположения объекта списки работающих, подлежащих иммунизации против новой коронавирусной инфекции. В срок до 30.10.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины, в срок до 30.11.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере возникших правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Васильева А.Г. своих обязанностей, в ходе производства по делу не установлено, то есть она была обязана соблюдать требования закона, имела и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняла соответствующих мер.
Суд приходит к выводу о том, что вменное контролирующем органом правонарушение в виде: отсутствия прививок у части сотрудников интерната на момент проверки, подлежит исключению из вмененного состава административного правонарушения, поскольку Главным государственным санитарным врачем по Воронежской области в своем постановлении № 4 от 06.10.2021 года определен срок организации прививок на предприятиях - до 30.10.2021 года первым компонентом вакцины, в срок до 30.11.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников, тогда как административное правонарушение выявлено 29.10.2021 года и протокол об административном правонарушении составлен 29.10.2021, с указанием о прошедших вакцинацию 76 % сотрудников интерната.
Суд отмечает, что протокол составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ. Материалами дела установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Квалификация деяниям Васильева А.Г. дана верная. Процессуальных нарушений не имеется.
На основании ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд находит, что доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, с соблюдением установленного законом порядка и согласно ст. 26.2 КоАП РФ относятся к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, суд усматривает в действиях Васильева А.Г. как должностного лица, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 008552 от 29.10.2021, актом эпидемиологического расследования очага инфекционной болезни с установлением причинно-следственной связи, экспертным заключением № 428, пояснениями правонарушителя и другими материалами дела.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельств отягчающих ответственность судом не установлено.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд признает, что Васильев А.Г. свою вину признал полностью, раскаялся в содеянном, впервые привлекается к административной ответственности, незамедлительно предпринял меры для устранения выявленных нарушений.
Иных обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность Васильева А.Г., суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, его последствий, личности и имущественного положения последнего, совокупного дохода его семьи, нахождение на иждивении бабушки и тети, отсутствие отягчающих обстоятельств, принимая во внимание смягчающие обстоятельства, с учетом размера минимального штрафа предусмотренного для должностных лиц санкцией ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ – 50 000 рублей, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.6.3 ч.2 КоАП РФ, признав совокупность вышеуказанных смягчающих обстоятельств исключительными и применить ч. 2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания данного правонарушения малозначительным суд не усматривает, поскольку правонарушение посягает на отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 6.3, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Васильева А. Г., .......... рождения, директора БУ ВО «Гвоздевский психоневрологический интернат», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа, с применением ст.4.1 ч.2.2 КоАП РФ, в размере – 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Воронежской области (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области), р/с 40101810500000010004, ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области, БИК 042007001, ИНН 3665049192, ОКТМО 20643000, КПП 366501001, код 14111601061010003140, УИН 14104360012500018221.
Разъяснить что в силу ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.
Копию направить заинтересованным лицам.
Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток с момента его провозглашения или получения копии постановления.
Судья М.В. Кожухова