Дело № 2а-490/2019
УИД 19RS0002-01-2019-000289-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2019г. г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Ключиковой Ю.С.
при секретаре Шапаревой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Пикаловой Т.В. к Межрайонной ИФНС № 3 по Республики Хакасия о признании задолженности по штрафу отсутствующей и возложении обязанности выдать справку, не содержащую сведения о наличии задолженности, суд
У С Т А Н О В И Л:
Пикалова Т.В. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 3 по РХ о признании задолженности по штрафу назначенного за совершение административного правонарушения в области налогов и сборов в сумме 3000 руб. отсутствующей и возложении обязанности выдать справку, не содержащую сведения о наличии задолженности по штрафу за административное правонарушение в области налогов и сборов и взыскании госпошлины оплаченной при подаче иска в сумме 300 руб.
Свои требования мотивировала тем, что согласно информации в ее личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы за ней числится неоплаченный штраф в размере 3000 руб. Из объяснений специалистов Межрайонной ИФНС № 3 по РХ по г. Черногорску следует, что давность штрафа и основание для назначения штрафа им неизвестны. Постановления о привлечении ее к ответственности в виде штрафа она не получала. Направила обращение в Межрайонную ИВНС № 3 по РХ о списании данного штрафа в связи с сроком давности, на что получила разъяснение о невозможности списания суммы задолженности. Указанная задолженность так же отображена в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам и взносам. Считает, что ее права нарушены, так как она задолженности по налогам, сборам страховым взносам пеням и штрафам, процентам не имеет.
В судебном заседании административный истец настаивала на заявленных исковых требованиях, суду пояснила, что ей неизвестно за какое нарушение ей был назначен штраф в сумме 3000 руб. Административный ответчик данный штраф к взысканию не предъявлял, постановление о привлечении ее к ответственности и требование об уплате ей не направлялось. Полагает, что у нее отсутствует задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, процентам. Тогда, как Межрайонная ИФНС № 3 по РХ отказала в выдаче справки об отсутствии задолженности.
Представитель административного ответчика Лупанова Ж.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время неизвестно на основании чего, и за какое нарушение истице начислен штраф в сумме 3000 руб. Обосновать указанную задолженность в настоящее время не представляется возможным. Данная сумма к взысканию не предъявлялась. В утвержденной Приказом ФНС России форме справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням штрафам, процентам, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями отсутствует графа для указания безденежной к взысканию недоимки и задолженности.
Выслушав представителя административных ответчиков, суд на основании ст. 218 ч. 1 ст. 219 ч. 4, ч. 5, ч. 6, ч. 7 КАС, приходит к следующему.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из справки *** о состоянии расчетов по налогам сборам, страховым взносам, пеням штрафам, процентам, по состоянию на 01.04.2019 на имя Пикаловой Т.В. - у нее имеется задолженность по денежным взысканиям (штрафу) за административное правонарушение в области налогов и сборов, предусмотренное КоАП РФ в сумме 3000 руб.
21.02.2019 истице направлен ответ административным ответчиком о наличии задолженности по денежным взысканиям (штрафу) за административное правонарушение в области налогов и сборов, предусмотренное КоАП РФ в сумме 3000 руб. Так же отказ в списании ( признании безнадежной) указанной задолженности в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в ч. 1 ч. 2 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ от 28.12.2017 № 436 – ФЗ.
Истица обратилась в суд с административным иском о защите нарушенного права 11.03.2019, до истечения трехмесячного срока с момента сообщения о наличии задолженности по штрафу, и отказа в ее списании. Следовательно, срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ Пикаловой Т.В. не пропущен.
Статья 226 п. 9 п. 11 п. 12 КАС РФ предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе. Если указанные орган, организация, лицо не представят истребуемые судом доказательства и не сообщат суду о невозможности их представления, на указанные орган, организацию, лицо может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, у налогового органа отсуствуют доказательства наличия оснований административной ответственности Административного истца в виде штрафа за совершение административного правонарушения в области налогов и сборов. Копия постановления о привлечении истицы к административной ответственности отсутствует. В связи с чем, суд считает, что имеются все основания признать задолженность Пикаловой Т.В. в виде штрафа за административной правонарушение в области налогов и сборов в размере 3000 руб. отсутствующей.
ПРИКАЗОМ от 28 декабря 2016 г. N ММВ-7-17/722@ утверждена форма Справки «О СОСТОЯНИИ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ, СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, ПЕНЯМ, ШТРАФАМ, ПРОЦЕНТАМ», так же утвержден порядок ее заполнения.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - справка о состоянии расчетов физических лиц), формируется с использованием программного обеспечения по данным налогового органа в информационной системе ФНС России и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Справка о состоянии расчетов физических лиц формируется на дату, указанную в пункте 2 настоящего Порядка.
В справке о состоянии расчетов физических лиц отражаются следующие данные:
1) в графе 1 указывается наименование налога (сбора, страховых взносов);
2) в графе 2 указывается КБК;
3) в графе 3 указывается в зависимости от даты, по состоянию на которую формируется справка о состоянии расчетов физических лиц:
по 31.12.2013 - код по ОКАТО;
с 01.01.2014 - код по ОКТМО;
4) в графах 4, 6, 8 указываются:
сальдо расчетов (положительное "+", отрицательное "-") с бюджетной системой Российской Федерации физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по всем налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам без учета сумм денежных средств, списанных с банковского счета указанного физического лица, но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной, а также сумм, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), и сумм, приостановленных к взысканию;
отдельной строкой суммы денежных средств, списанных с банковского счета физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной (при наличии указанных денежных средств);
5) в графах 5, 7, 9 указываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, предоставлена отсрочка (рассрочка), а также суммы, приостановленные к взысканию;
6) в графе 10 отражается состояние расчетов с бюджетной системой Российской Федерации физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по процентам, предусмотренным Кодексом.
Отдельной строкой указываются суммы процентов, приостановленные к взысканию.
Справка о состоянии расчетов физических лиц, представляемая физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, на бумажном носителе, подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью налогового органа с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
Поскольку суд считает установленным, что задолженность у истицы по штрафу за совершение административного правонарушения в области налогов и сборов отсутствует, оснований для ее отражения в справке «О СОСТОЯНИИ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ, СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, ПЕНЯМ, ШТРАФАМ, ПРОЦЕНТАМ» не имеется. Отражение данной задолженности в справке нарушает права административного истца, так как такая справка, как официальный документ ставит под соменение правопослушность истца и ее благонадежность. И создает угрозу в ограничении прав в будущем. Таким образом, требования истицы о выдаче справки, не содержащей сведения о наличии задолженности по штрафу подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 111 ч. 1 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с чем, с административного ответчика в пользу Пикаловой Т.П. подлежит взысканию возврат госпошлины, оплаченной истцом при подаче иска, в сумме 300 руб.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 193-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.05.2019.
░░░░░