Решение по делу № 33-1284/2022 от 27.06.2022

Судья Липкова Г.А. Дело № 33-1284/2022

(Дело № 2-5445/2021)

УИД 41RS0001-01-2021-008007-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Копылова Р.В.,

судей Миронова А.А., Никоновой Ж.Ю.,

при секретаре Пушкарь О.И.,

21 июля 2022 года в городе Петропавловске-Камчатском рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Камчатского края к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России о возложении обязанности, по апелляционной жалобе ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года, с учетом дополнительного решения от 23 мая 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.

Обязать ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю в срок до 01 ноября 2022 года обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть №41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю следующим оборудованием:

- кабинет врача-фтизиатра шкафом для лекарственных средств и препаратов, негатоскопом на 2 снимка, персональным компьютером с программным обеспечением, принтером;

- оториноларингологический кабинет рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигле», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеостомическими трубками;

- стоматологический кабинет автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов, противомикробными антисептическими и лечебными препаратами для местного лечения заболеваний полости рта, препаратами для фторирования твердых тканей зубов, препаратами для местной анестезии;

- рентгеновский кабинет аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой).

Обязать ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю в срок до 01 ноября 2022 года обеспечить стоматологический кабинет медицинской части № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть №41» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Камчатскому краю аппаратом для снятия зубных отложений.

Заслушав доклад судьи Копылова Р.В., объяснения представителя ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России и третьего лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю – Беливской Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя истца прокурора Камчатского края – Курбанова Ш.М., полагавшего решение суда правильным, а доводы апелляционной жалобы не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с иском к ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России о возложении обязанности обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России оборудованием и медикаментами: кабинет врача-фтизиатра шкафом для лекарственных средств и препаратов, негатоскопом на 2 снимка, персональным компьютером с программным обеспечением, принтером; оториноларингологический кабинет рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигле», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеостомическими трубками; стоматологический кабинет автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультрозвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов, противомикробными, антисептическими и лечебными препаратами для местного лечения заболеваний полости рта, препаратами для фторирования твердых тканей зубов, препаратами для местной анестезии; рентгеновский кабинет аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой) в срок до 1 ноября 2022 года.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что в мае 2021 года прокурором Камчатского края проведена проверка соблюдения законов при организации медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-6 УФСИН по Камчатскому краю, в результате которой установлено, что для целей оказания лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, предоставлено специально созданное для этих целей ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России. На территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю для непосредственного оказания помощи функционирует медицинская часть № 1, являющаяся филиалом ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России.

Проверкой помещений ответчика установлены нарушения действующего законодательства, предусмотренные п. 6 ст. 12 УИК РФ, ст. 37, 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 56 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», об устранении которых прокурор просит в иске.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования с учетом их уменьшения по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России исковые требования не признала по изложенным в отзыве на иск основаниям.

Третье лицо ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю в судебное заседание представителя для участия не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и вынести новое.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что вывод суда о необходимости оснащения кабинета врача-фтизиатра персональным компьютером с программным обеспечением и принтером, является необоснованным, поскольку <данные изъяты> ФИО1 работающая у ответчика по трудовому договору от 11 мая 2021 года по внешнему совместительству на 0,25 ставки, проводит в данном учреждении 7 часов 30 минут в неделю, из них 1,5 часа рабочего времени определено для медицинского осмотра туб больных, местом работы является <адрес> В остальное время <данные изъяты> занимается медицинской деятельностью по адресу: <адрес> где врачу предоставлен персональный компьютер с доступом к сети Интернет.

Апеллянт не согласен с возложением на него обязанности оборудовать оториноларингологический кабинет, поскольку, согласно штатному расписанию, в медицинской части № 1 не предусмотрен оториноларингологический кабинет, медицинская помощь по профилю «оториноларингология» в учреждении не оказывается. При необходимости оказания медицинской помощи по профилю оториноларингология, она оказывается в рамках постановления Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Указал, что согласно лицензии в филиале медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях по стоматологии фельдшером на основании п. 6 приказа Минздрава России от 31 июля 2020 года № 786н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях». Тогда как при наличии медицинских показаний к оказанию помощи при стоматологических заболеваниях, фельдшер направляет пациента в медицинскую организацию.

Также стандарт оснащения кабинета стоматолога общей практики входит дентальный рентгеновский аппарат с цифровым приемником изображения, в случае отсутствия которого предусмотрено наличие договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии.

Между ответчиком и ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» заключен государственный контракт, на основании которого при необходимости оказания осуждённым медицинской помощи по профилям «оториноларингология» и «стоматология», а также проведения рентгенологических снимков осужденные направляются в больницу.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Камчатского края считает выводы суда правильными, а доводы жалобы – не подлежащими удовлетворению.

Прокурор Камчатского края извещён о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил своего представителя.

С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие прокурора Камчатского края, с участием его представителя.

Выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

На основании ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в обязанности учреждений, исполняющих наказания, входит обеспечение охраны здоровья осужденных.

Положениями п. 2 «Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 285, установлено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3 ст. 101 УИК РФ).

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной 18 марта 2021 года проверки представителями прокуратуры Камчатского края, Елизовской городской прокуратуры, специалистами Росздравнадзора по Камчатскому краю, Государственной инспекции труда в Камчатском крае, государственного инспектора пожарного надзора выявлены нарушения прав осужденных на охрану здоровья, получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи: в кабинете врача-фтизиатра отсутствует шкаф для лекарственных средств и препаратов, негатоскоп на 2 снимка, персональный компьютер с программным обеспечением, принтер; в оториноларингологическом кабинете отсутствует рабочее место врача-оториноларинголога, аппарат электрохирургический высокочастотный, лупа бинокулярная, воронка «Зигле», сканер ультразвуковой для носовых пазух, негатоскоп, аудиометр, набор камертонов медицинских, кресло вращающееся (Барани), набор для трахеотомии с трахеостомическими трубками; стоматологический кабинет не оборудован автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов; рентгеновский кабинет не оснащен аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой); отсутствуют противомикробные, антисептические и лечебные препараты для местного лечения заболеваний полости рта, препараты для фторирования твердых тканей зубов, препараты для восстановления зуба пломбой, препараты для местной анестезии. Также отсутствуют лекарственные препараты: изониазид, рифабутин, этамбутол.

На основании выявленных нарушений в адрес временно исполняющего обязанности начальника ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России прокуратурой Камчатского края 31 марта 2021 года вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства РФ в медсанчасти № 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России.

В обоснование устранения выявленных нарушений ответчик сообщил, что им запрошены коммерческие предложения у поставщиков товаров для обоснования начальной максимальной цены контракта, направлен запрос в УОМСО ФСИН России о выделении лимитов бюджетных обязательств для дальнейшей закупки необходимого медицинского оборудования. Пломбировочные материалы для оказания стоматологической помощи закуплены.

Согласно п. 1.6 Устава ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России учреждение имеет статус медицинской некоммерческой организации.

Одной из целей деятельности учреждения является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение (п. 2.1 Устава).

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора в полном объёме, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ответчиком ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России нарушены положения Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 932н; Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 786н; Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 905н, что подтверждается материалами гражданского дела, при этом доказательств того, что ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России устранило перечисленные в исковом заявлении нарушения (с учётом уменьшения исковых требований), ответчиком суду не представлено.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными в части возложения на ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России следующим медицинским оборудованием: кабинет врача-фтизиатра шкафом для лекарственных средств и препаратов, негатоскопом на 2 снимка, персональным компьютером с программным обеспечением, принтером; стоматологический кабинет автоматическим наружным дефибриллятором, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), аппаратом для снятия зубных отложений, инъектором стоматологическим для карпульной анестезии, лампой стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения), холодильником фармацевтическим для хранения медикаментов, противомикробными антисептическими и лечебными препаратами для местного лечения заболеваний полости рта, препаратами для фторирования твердых тканей зубов, препаратами для местной анестезии; рентгеновский кабинет аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков (аналоговый или цифровой).Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимости в оснащении кабинета врача-фтизиатра персональным компьютером с программным обеспечением и принтером, а также стоматологического кабинета не имеется, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.

Так, согласно пунктам 2, 3 и 6 Правил организации деятельности фтизиатрического кабинета (приложение № 5 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 932н) кабинет является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Кабинет создается для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи больным туберкулезом, проживающим на территориях, отдаленных от противотуберкулезных диспансеров, туберкулезных больниц или Центров медицинских фтизиопульмонологических. Оснащение кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 7 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 932н (далее по тексту Порядок).

В соответствии со стандартом оснащения фтизиатрического кабинета (приложение № 7 к Порядку) фтизиатрический кабинет должен быть оснащён шкафом для лекарственных средств и препаратов, негатоскопом на 2 снимка, принтером, персональным компьютером с программным обеспечением.

Пунктом 7 Правил организации деятельности стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) (приложение № 1 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 786н) установлено, что оснащение стоматологического отделения, кабинета, лаборатории осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

В медицинской организации, в структуре которой создаются стоматологические отделения, кабинеты, лаборатории, предусматривается наличие автоматического наружного дефибриллятора.

Стандартом оснащения кабинета стоматологии общей практики предусмотрено наличие в кабинете аппарата для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр), инъектора стоматологического, для карпульной анестезии, лампы стоматологической для фотополимеризации (светоотверждения) при отсутствии в МРУ и УС, холодильника фармацевтического для хранения медикаментов.

Как видно из штатного расписания ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России, утверждённого приказом УФСИН России по Камчатскому краю от 12 августа 2021 года в медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России созданы фтизиатрический кабинет с должностью врача-фтизиатра, кабинет стоматологии с должностями врача-стоматолога и медицинской сестры.

Таким образом, организованные в учреждении кабинеты должны быть оснащены в соответствии с установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации стандартами оснащения фтизиатрического кабинета и кабинета стоматологии.

Временное отсутствие врача (должность соответствующего врача в учреждении вакантна или временно замещена по внешнему либо внутреннему совместительству) не освобождает медицинское учреждение от обязанности оснащать кабинеты врачей в соответствии с названными стандартами.

Ссылка апеллянта на то, что ФИО1, работающая в медицинской части <данные изъяты> по внешнему совместительству на 0,25 ставки, по месту своей основной работы по адресу: <адрес> имеет принтер и персональный компьютер с доступом к сети Интернет, не может повлечь отмену решения по делу в указанной части, так как расположенный по данному адресу кабинет ФИО1. не является <данные изъяты>, в то время как <адрес> не имеет оснащения, предусмотренного соответствующим стандартом.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с обжалуемым решением суда в части удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Камчатского края о возложении на ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России обязанности в срок до 1 ноября 2022 года обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России следующим оборудованием: оториноларингологический кабинет рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигля», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеостомическими трубками; стоматологический кабинет ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 6, 7, 8 и 10 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 905н, первичная врачебная медико-санитарная помощь больным оказывается в медицинских организациях врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом).

При оказании первичной доврачебной или врачебной медико-санитарной помощи больным в медицинских организациях, не имеющих в своей структуре кабинета врача-оториноларинголога (далее - оториноларингологический кабинет), врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), фельдшеры и медицинские работники со средним медицинским образованием выполняют установленные названным Порядком функции в числе которых при выявлении у больного высокого риска развития заболевания ЛОР-органов и (или) его осложнения – направляют на консультацию в кабинет врача-оториноларинголога.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь больным оказывается врачом-оториноларингологом.

При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.

Согласно пунктам 2, 3, 4 Правил организации деятельности оториноларингологического кабинета медицинской организации (Приложение № 1 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология») оториноларингологический кабинет медицинской организации (далее – Кабинет) создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю «оториноларингология».

Структура и штатная численность Кабинета устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создается Кабинет, в зависимости от объемов проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения.

Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» утвержденному настоящим Приказом.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 26 Закона № 323-ФЗ при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Согласно подпункту «а» пункта 3 названных Правил под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объёма медицинской помощи.

Первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь оказываются в медицинских организациях лицам, лишенным свободы, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи, заключаемым между учреждением уголовно-исполнительной системы и медицинской организацией, примерная форма которого утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Из правового анализа приведённых норм усматривается, что оториноларингологический кабинет создаётся в медицинской организации с утверждением его структуры и штатной численности на усмотрение руководителя соответствующей медицинской организации в зависимости от объёмов проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учётом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 2 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология».

Из штатного расписания ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России, утверждённого приказом УФСИН России по Камчатскому краю от 12 августа 2021 года усматривается, что в медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России оториноларингологический кабинет не создавался, и, соответственно, не утверждалась должность врача-оториноларинголога.

Таким образом, ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России не оказывает лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинскую помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи по профилю «оториноларингология», следовательно, при наличии медицинских показаний больной должен направляться в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.

Как видно из материалов гражданского дела между ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России и ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» заключён государственный контракт от 8 июня 2021 года в соответствии с условиями которого ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» оказывает услуги (выполняет работы) по видам медицинской помощи, перечисленным в приложении № 1 к Государственному контракту, в том числе медицинскую помощь по профилям «оториноларингология», «стоматология», «рентген».

При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности оборудовать оториноларингологический кабинет медицинской части № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигля», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеостомическими трубками не имеется.

Кроме того, судебная коллегия находит заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности оснастить кабинет стоматолога ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приёмником изображения (радиовизиограф).

Согласно пункту 7 раздела 1 Стандарт оснащения кабинета стоматологии общей практики, Приложение № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 786н, кабинет стоматологии общей практики должен быть оснащён дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приёмником изображения (радиовизиограф) (при отсутствии рентгеновского кабинета либо договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии).

Таким образом, названным Порядком предусмотрена обязанность оснащения стоматологического кабинета радиовизиографом только в том, случае, если в медицинском учреждении отсутствует рентгеновский кабинет либо договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии.

Как видно из материалов дела в медицинской части № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России организован рентгеновский кабинет и утверждена должность врача-рентгенолога. Кроме того, заключенным между ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России и ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» государственным контрактом предусмотрено предоставление услуг по рентгену, в том числе выполнению внутриротовых снимков.

Вместе с тем, довод апелляционной жалобы об отсутствии необходимости оснащения рентгеновского кабинета аппаратом рентгеновским для внутриротовых снимков аналоговый или цифровой (радиовизиограф), суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, так как стандартом оснащения кабинета рентгеновского стоматологического (приложение № 12 к Правилам проведения рентгенологических исследований, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 560н) предусмотрена необходимость оборудования указанного кабинета названным аппаратом. При этом, наличие у ответчика государственного контракта на предоставление указанной медицинской услуги другим медицинским учреждением в данном случае не может освободить его от обязанности оборудования рентгеновского кабинета (при его наличии согласно штатному расписанию) данным аппаратом, так как приведённой нормой закона не предусмотрена такая альтернатива.

На основании изложенного, решение суда в части возложения на ответчика обязанности оборудовать оториноларингологический кабинет медицинской части № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигля», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеостомическими трубками; стоматологический кабинет ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приёмником изображения (радиовизиограф) на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 327.1. – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года отменить в части удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Камчатского края о возложении на ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России обязанности в срок до 1 ноября 2022 года обеспечить медицинскую часть № 1 ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» ФСИН России следующим оборудованием:

- оториноларингологический кабинет рабочим местом врача-оториноларинголога, аппаратом электрохирургическим высокочастотным, лупой бинокулярной, воронкой «Зигле», сканером ультразвуковым для носовых пазух, негатоскопом, аудиометром, набором камертонов медицинских, креслом вращающимся (Барани), набором для трахеотомии с трахеостомическими трубками;

- стоматологический кабинет ультразвуковым дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиограф).

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Камчатского края в указанной части отказать.

В остальной части решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 41» УФСИН по Камчатскому краю – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 28 июля 2022 года.

33-1284/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура К.к.
прокурор
Ответчики
ФКУЗ МСЧ - 41 ФСИН России
Другие
ФКУ ИК-6 УФСИН России по К.к.
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.kam.sudrf.ru
29.06.2022Передача дела судье
21.07.2022Судебное заседание
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022Передано в экспедицию
21.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее