Решение по делу № 2-664/2024 от 14.10.2024

Дело № 2-664/2024 Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2024 года

УИД: 51RS0016-01-2024-001171-23

    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2024 года                                г. Кировск

Кировский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи                    Тимченко А.В.,

при секретаре                                Андреевой Е.Ю.,

с участием:

истца                                        Ивановой С.А.,

представителя ответчика                        Шемякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Светланы Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и определении даты наступления права на досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Иванова С.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и определении даты наступления права на досрочную страховую пенсию.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что 09.06.2024 истец обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях.

Согласно решению от 14.06.2024 № 137815/24 по состоянию на 31.12.2023 стаж работы истца на указанных работах составил 26 лет 11 месяцев 16 дней, страховой стаж – 28 лет 04 месяца 02 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 26 лет 11 месяцев 16 дней.

При этом датой наступления у истца права на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», применительно к требованиям ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ (дата выработки требуемого специального стажа в размере 25 лет), определен день 16.01.2022, право на назначение пенсии с учетом положений ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ определено не ранее 16.01.2026.

Решением пенсионного органа не были включены в специальный стаж истца периоды нахождения истца в служебных командировках: с 07.06.2011 по 10.06.2011, с 25.01.2012 по 27.01.2012, с 01.06.2012 по 04.06.2012, 23.01.2013, 18.04.2013, с 09.12.2013 по 11.12.2013, с 14.10.2014 по 16.10.2014, 05.03.2015, 15.09.2015, 29.11.2016, 24.10.2017, 15.12.2017, поскольку в сведениях индивидуального лицевого счета истца отсутствуют указания на осуществление педагогической деятельности в указанные периоды.

С принятым решением истец не согласна. Указывает, что в соответствии с записями в трудовой книжке и справками работодателя, уточняющими работу в указанные периоды, истец как до, так и в течение всех спорных периодов и в дальнейшем работала и продолжает работать в качестве учителя. В спорные периоды истец соответствующими приказами работодателя направлялась в служебные командировки в целях, связанных с педагогической деятельностью. При этом за ней сохранялось основное рабочее место и средний заработок.

С учетом уточнения исковых требований просит включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периоды нахождения в служебных командировках: с 07.06.2011 по 10.06.2011, с 25.01.2012 по 27.01.2012, с 01.06.2012 по 04.06.2012, 23.01.2013, 18.04.2013, с 09.12.2013 по 11.12.2013, с 14.10.2014 по 16.10.2014, 05.03.2015, 15.09.2015, 29.11.2016, 24.10.2017, 15.12.2017; а также обязать ответчика определить датой наступления у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», 22 декабря 2021 года. Также просит взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб., расходы на оплату юридических услуг в сумме 7000 руб., понесенные по делу почтовые расходы, подтвержденные представленными чеками, а также возвратить излишне уплаченную госпошлину в сумме 1000 руб.

При рассмотрении дела истец Иванова С.А. поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Шемякина А.А., действующая по доверенности, в судебных заседаниях и в представленных письменных возражениях с иском не согласилась. Указала, что спорные периоды исключены из специального стажа истца, поскольку в сведениях индивидуального лицевого счета истца отсутствуют указания на осуществление педагогической деятельности в указанные периоды. Ссылаясь на п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства №781, полагала, что спорные периоды могут быть включены в специальный стаж истца при условии выполнения в указанные периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, тогда как в соответствии с положениями отраслевого законодательства периоды командировки не относятся к нормируемой части заработной платы учителя. По указанным основаниям полагала, что спорные периоды не могут быть зачтены в специальный стаж истца, в связи с чем оснований для изменения определенной пенсионным органом даты наступления у истца права на досрочное назначение страховой пенсии не имеется. Пояснила суду, что в соответствии с выполненным ответчиком расчетом, в случае включения всех спорных периодов в специальный стаж истца, датой наступления у истца права на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (датой выработки требуемого специального стажа в размере 25 лет), будет являться день 21.12.2021, право на назначение пенсии с учетом положений ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ ранее 22.12.2024.

Заявленную истцом ко взысканию сумму судебных расходов полагала завышенной и несоразмерной сложности дела и объёму оказанных истцу услуг. В случае удовлетворения заявленных требований, просила применить положения ст.100 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении истца, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая - для некоторых категорий граждан - льготные условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно п.2-4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (Далее – Правила №781), При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (п.2).

В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка (п.3).

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (п.4).

Согласно п.1, 1.1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (Далее – Список №781) у числу таких должностей относятся, в том числе, учителя общеобразовательных школ всех наименований.

В соответствии с п.4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (далее – Правила №516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец Иванова С.А., ... года рождения, с 01.09.1995 по настоящее время работает учителем в ... в связи с чем её работа в указанной должности и в указанной организации даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п.19 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ, пункты 1 и 1.1 Списка №781).

Данное обстоятельство ответчиком при рассмотрении дела не оспаривалось.

Истец зарегистрирована в системе индивидуального персонифицированного учета 29.11.1999.

09.06.2024 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях.

Согласно решению ответчика от 14.06.2024 № 137815/24 по состоянию на 31.12.2023 стаж работы истца на указанных работах составил 26 лет 11 месяцев 16 дней, страховой стаж – 28 лет 04 месяца 02 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 26 лет 11 месяцев 16 дней.

При этом датой наступления у истца права на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (дата выработки требуемого специального стажа в размере 25 лет), определен день 16.01.2022, право на назначение пенсии с учетом положений ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ определено не ранее 16.01.2026.

Решением пенсионного органа не были включены в специальный стаж истца периоды нахождения истца в служебных командировках: с 07.06.2011 по 10.06.2011, с 25.01.2012 по 27.01.2012, с 01.06.2012 по 04.06.2012, 23.01.2013, 18.04.2013, с 09.12.2013 по 11.12.2013, с 14.10.2014 по 16.10.2014, 05.03.2015, 15.09.2015, 29.11.2016, 24.10.2017, 15.12.2017.

В соответствии с представленными по запросу суда копиями приказов ... от 26.05.2011 №185, от 20.12.2011 №384, от 25.05.2012 №165, от 11.01.2013 №24, от 09.04.2013 №125/1, от 25.11.2013 №418, от 10.10.2014 №385/1, от 02.03.2015 №82, от 08.09.2015 №295, от31.10.2016 №135, от 23.10.2017 №185 и от 23.11.2017 №194 в указанные выше спорные периоды истец направлялась работодателем в командировки в г.Мурманск для сопровождения детей (обучающихся), проверки экзаменационных работ, а также участия в семинарах и заседаниях региональных объединений.

Установленные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к следующему.

Истец просит включить в её специальный стаж периоды нахождения в командировках с 07.06.2011 по 10.06.2011, с 25.01.2012 по 27.01.2012, с 01.06.2012 по 04.06.2012, 23.01.2013, 18.04.2013, с 09.12.2013 по 11.12.2013, с 14.10.2014 по 16.10.2014, 05.03.2015, 15.09.2015, 29.11.2016, 24.10.2017, 15.12.2017.

В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

Отказывая истцу, во включении спорных периодов в специальный стаж, пенсионный орган исходил из того, что в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, начиная с 1 сентября 2000 г. работа в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитывается в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), однако в период нахождения командировках истец не выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки).

Вместе с тем, в соответствии со ст.333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

В соответствии с п.4.4 Приложения №2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» в случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц.

Таким образом, по смыслу действовавшего в спорные периоды отраслевого законодательства периоды нахождения педагогического работника в командировках, а равно в отпусках, на учебных сборах, а также периоды временной нетрудоспособности не подлежат учету при определении нормы его рабочего времени, учебной нагрузки.

При этом в соответствии со ст.166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В силу ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Таким образом, периоды нахождения работника в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования, в случае направления педагогического работника в командировку с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких командировок также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Факт нахождения истца в командировках в спорные периоды, а также начисления истцу в указанные периоды заработной платы и страховых взносов подтверждаются материалами дела, в том числе: сведениями о доходах, представленными работодателем, выпиской по индивидуальному лицевому счету истца, и ответчиком при рассмотрении дела не оспаривались.

При этом, согласно сведениям лицевого счета истца, всем указанным командировкам предшествовала и после указанных периодов также продолжалась работа истца на прежнем рабочем месте – в должности учителя ...

Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства периоды нахождения истца в служебных командировках с 07.06.2011 по 10.06.2011, с 25.01.2012 по 27.01.2012, с 01.06.2012 по 04.06.2012, 23.01.2013, 18.04.2013, с 09.12.2013 по 11.12.2013, с 14.10.2014 по 16.10.2014, 05.03.2015, 15.09.2015, 29.11.2016, 24.10.2017, 15.12.2017 подлежат включению в специальный стаж истца в судебном порядке.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Приложением №7 к ФЗ №400-ФЗ установлены следующие сроки назначения страховой пенсии по старости (по п.19 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ): в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; в 2022 году - не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

    Как следует из оспариваемого истцом решения пенсионного органа от 14.06.2024 №137815/24, датой наступления у истца права на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренной п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», применительно к требованиям ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ (дата выработки требуемого специального стажа в размере 25 лет), определен день 16.01.2022, право на назначение пенсии с учетом положений ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ определено не ранее 16.01.2026.

Вместе с тем, согласно пояснениям представителя ответчика и представленному в материалы дела расчету страхового стажа истца, в случае включения спорных периодов нахождения истца в служебных командировках с 07.06.2011 по 10.06.2011, с 25.01.2012 по 27.01.2012, с 01.06.2012 по 04.06.2012, 23.01.2013, 18.04.2013, с 09.12.2013 по 11.12.2013, с 14.10.2014 по 16.10.2014, 05.03.2015, 15.09.2015, 29.11.2016, 24.10.2017, 15.12.2017 в специальный стаж истца, датой выработки требуемого специального стажа в размере 25 лет, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренную п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», будет являться день 21.12.2021, в связи с чем датой наступления у истца права на такую пенсию будет являться день 22.12.2021, а право на назначение пенсии с учетом положений ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ возникнет у истца не ранее 22.12.2024.

При таких обстоятельствах, поскольку настоящим решением все вышеприведенные спорные периоды нахождения истца в служебных командировках включены в специальный стаж истца, требования истца об определении датой наступления у истца права на досрочную страховую пенсию дня 22.12.2021 также подлежат удовлетворению.

С учетом положений ч.1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ право непосредственно на назначение указанной пенсии возникнет у истца не ранее 22.12.2024 и на момент рассмотрения дела не наступило. Требования о возложении на ответчика в судебном порядке обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии истцом не заявлялись.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд относит к издержкам, связанным с рассмотрением данного дела, документально подтвержденные расходы истца, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 3000 руб., в связи с чем указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании ст.333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возвращению истцу.

В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).

В соответствии с представленной квитанцией от 11.10.2024 за оказание юридических услуг по предоставлению консультации и подготовке искового заявления истцом уплачены адвокату Зориной А.С. денежные средства в сумме 7000 руб.

Учитывая сложность дела, объём выполненной в интересах истца истца работы по делу, фактически затраченное представителем истца время на составление процессуальных документов (исковое заявление), принцип разумности, обоснованности, справедливости, обычную сложившуюся стоимость услуг представителей, суд приходит к выводу, что заявленная ко взысканию сумма расходов на оплату услуг представителя разумна и соответствует как сложности дела и объёму работы представителя, так и суммам, обычно взимаемым за аналогичные услуги.

В этой связи взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы на оплату юридических услуг в сумме 7000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановой Светланы Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и определении даты наступления права на досрочную страховую пенсию – удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области включить в специальный стаж Ивановой Светланы Александровны, СНИЛС №... дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды нахождения истца в служебных командировках во время работы в ...»: с 07.06.2011 по 10.06.2011, с 25.01.2012 по 27.01.2012, с 01.06.2012 по 04.06.2012, 23.01.2013, 18.04.2013, с 09.12.2013 по 11.12.2013, с 14.10.2014 по 16.10.2014, 05.03.2015, 15.09.2015, 29.11.2016, 24.10.2017, 15.12.2017.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области считать датой возникновения у Ивановой Светланы Александровны, СНИЛС №... права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применительно к требованиям ч.1.1 статьи 30 указанного Федерального закона – 22 декабря 2021 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области, ИНН 5191120055, в пользу Ивановой Светланы Александровны, СНИЛС №..., судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 7000 руб. и расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.

Возвратить Ивановой Светлане Александровне, государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по чеку от 09.10.2024 СУИП №851730338905MLGW.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд Мурманской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                    А.В. Тимченко

2-664/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Светлана Александровна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области
Суд
Кировский городской суд Мурманской области
Судья
Тимченко Александр Васильевич
Дело на странице суда
kir.mrm.sudrf.ru
14.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2024Передача материалов судье
16.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2024Судебное заседание
13.11.2024Судебное заседание
14.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее