Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Баженовой Т.С.,
с участием прокурора Белякова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 06 июля 2017 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной
у с т а н о в и л:
Сыктывкарский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации о катании на товарных поездах, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: ... запрещенной, включения указанной страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми участия в судебном заседании не приняло.
Заслушав доводы прокурора, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с п.1 ст.10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п.6 ст.10 Закона).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. а ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно- телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка установлено, что государства- участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучия.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Из представленных суду материалов усматривается, что по адресу: ... опубликован и находится в свободном доступе материал о зацеперах, содержащий пропаганду катания на поездах запрещенным способом: «...
Целью распространения информации на указанном сайте является привлечение людей, в том числе несовершеннолетних граждан, к движению и объединению с группой людей, называющей себя «зацеперами». На данном сайте размещена информация, пропагандирующая деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни при передвижении снаружи пассажирских вагонов. Автор материала представляет опасные для жизни действия с положительной стороны, в материалах описаны различные положительные стороны занятия зацепингом:
Доступ к этому сайту позволяет любому пользователю сети Интернет, в том числе в г. Сыктывкар Республики Коми, воспользоваться представленной на сайте информацией.
Таким образом, материал, опубликованный на сайте ..., ставит основной задачей привлечение людей, в том числе несовершеннолетних граждан, к движению и объединению с группой людей, называющей себя «...», а также осуществление действий, опасных для жизни человека.
При этом, зацепинг - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо боковых или торцевых сторон вагонов или подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «зацеперами», «трейнсёрферами» или «трейнхоперами».
Кроме того, на вышеуказанной странице допускается размещение информации о деятельности, за которую законодательством предусмотрена административная ответственность по ч.1 ч. ст. 11.17 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено /ч.2 ст.15.1 Закона/.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено /п.2 ч.5 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ/.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п.2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. №1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При этом, по адресу ... имеется возможность проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет». Установлено, что в настоящее время ограничение доступа к вышеуказанному сайту не установлено.
Принимая во внимание, что информация, размещенная по указанному сетевому адресу фактически содержит информацию, направленную на пропаганду деятельности зацеперов, что законом запрещено, и оказывает негативное воздействие на психологическое развитие людей, включая несовершеннолетних, требования прокурора г. Сыктывкара являются обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, распространенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: ... запрещенной.
Копию настоящего решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (... для включения указанной страницы сайта ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.
Председательствующий Т.А.Попова