Дело № 5-750/2020
УИД 33RS0001-01-2020-004945-67
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Владимир 10 декабря 2020 года
резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 7 декабря 2020 года
Судья Ленинского районного суда г. Владимира Рыжова А.М., в судебном заседании по адресу: г.Владимир ул.Стрелецкая д.55,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, Маракаева И.Х., защитника Хорошилова Д.А.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Маракаева И. Х., ....
установил:
29.10.2020г. УУП ОП №1 УМВД России по городу Владимиру Зайцевым А.Н. в отношении Маракаева И.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1. КоАП РФ на том основании, что 26.10.2020 г. в 18 час 30 минут Маракаев И.Х. в нарушение п.п. «а» п.3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04. 2020 г. № 417, п.5.9 Указа Губернатора Владимирской области №38 от 17.03.2020 г. «О введении на территории Владимирской области режима повышенной готовности» находился в помещении магазина «Дикси», расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Сперанского, д.11, без средств индивидуальной защиты (маски, респиратора).
При рассмотрении дела об административном правонарушении Маракаев И.Х. вину в совершении административного правонарушения не признал. Он и его защитник Хорошилов Д.А. пояснили, что при входе в магазин пункт выдачи медицинских масок и респираторов, соответствующих требованиям ГОСТ, рекомендованных Роспотребнадзором, отсутствовал, в связи с чем, он зашел в магазин без средств индивидуальной защиты. Однако кассир отказала ему в обслуживании, предложив надеть маску неизвестного происхождения. Выдать медицинскую маску по ГОСТу продавец отказалась. В связи с этим Маракаев И.Х. вызвал наряд полиции, написав заявление о нарушении его Конституционных прав.
29.11.2020г. он был приглашен в ОП №1 УМВД по г. Владимиру для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, т.е. по истечении установлено статьей 28.5 КоАП РФ срока, что является недопустимым.
Полагали также протокол составленным неуполномоченным лицом, не относящимся к органам управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, поскольку режим повышенной готовности в Российской Федерации и на территории Владимирской области не введен, у Губернатора Владимирской области не имеется полномочий на ограничение прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем, изданный им указ является незаконным.
Просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Маракаева И.Х. состава административного правонарушения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного Кодекса, которая является специальной по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п. п. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 и предусматривают, в том числе, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (п. «а» ч.3, п.п. «в», «г» ч.4).
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19» определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации определено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности. Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с п. п. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п. п. "б" п. 6 ст. 4.1, п. п. "а, у, ф" ч. 1 ст. 11 Закона).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе Указ Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 N 38, которым в целях недопущения распространения во Владимирской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности, а также в связи с этим введены правила поведения в указанном режиме, запреты и ограничения.
Так, в соответствии с пунктом 5.9 Указа Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 N 38 запрещено с 27.04.2020г. до снятия режима повышенной готовности на территории Владимирской области посещение без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов): объектов розничной торговли, предоставления услуг, деятельность которых не приостановлена.
Как установлено судом, 26.10.2020 г. в 18 час 30 минут в нарушение п.п.. «а» п.3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417, п.5.9 Указа Губернатора Владимирской области №38 от 17.03.2020 г. «О введении на территории Владимирской области режима повышенной готовности», Маракаев И.Х. находился в помещении магазина «Дикси», расположенного по адресу: г. Владимир ул. Сперанского д.11, без средств индивидуальной защиты (маски, респиратора).
Фактические обстоятельства административного правонарушения и вина Маракаева И.Х. в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении АП № от ДД.ММ.ГГГГ, рапортами УУП ОП №1 УМВД России по г. Владимиру Зайцева А.Н. и Алеева Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ., объяснениями опрошенных свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ объяснениями Маракаева И.Х. от ДД.ММ.ГГГГ., актом осмотра интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ., видеоматериалами, выпиской из приказа №л/с от ДД.ММ.ГГГГ. по личному составу о назначении Зайцева А.Н. на должность УУП ОП №1 УМВД России по г. Владимиру, выпиской из приказа №л/с от ДД.ММ.ГГГГ. о присвоении Зайцеву А.Н. звания, должностным регламентом УУП ОП №1 УМВД России по г. Владимиру, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ., копиями материала КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ., иными материалами дела, не доверять которым оснований не имеется.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд находит их достаточными и имеющими юридическую силу.Анализ и оценка представленных доказательств по делу приводит к выводу о виновности Маракаева И.Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, то есть в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса. -
Доводы Макараева И.Х и его защитника Хорошилова Д.А. об отсутствии у Губернатора области полномочий для введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации судья считает несостоятельными в виду следующего.
Указ Губернатора Владимирской области от 17.03.2020г. N 38 "О введении режима повышенной готовности" с последующими изменениями и дополнениями официально опубликован и вступил в силу.
При этом такое полномочие Губернатора прямо предусмотрено подпунктом "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации установленные правила поведения, являются обязательными для исполнения всеми находящимися на территории Владимирской области органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Доводы Маракаева И.Х. относительно толкования положений Правил поведения также являются неверными.
Так, предписанное гражданам требование к использованию гигиенической маски во всех объектах розничной торговли, предоставления услуг, деятельность которых не приостановлена, не обусловлено предоставлением указанных средств индивидуальной защиты юридическим лицом, в данном случае, магазином.
Утверждения Маракаева И.Х. о составлении протокола неуполномоченным лицом не могут быть признаны состоятельными, исходя из следующего.
Пунктом 18 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 настоящего Кодекса. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020г. N 975-р утвержден Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данный перечень включены должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 1).
В силу ч.4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях утвержден Приказом МВД России от 30.08.2017 N 685, пунктом 1.3.4 которого, предусмотрено право участковых уполномоченных полиции составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, сотрудник полиции участковый уполномоченный Зайцев А.Н. имел право составить в отношении Маракаева И.Х. протокол об административном правонарушении.
Нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопреки доводам Маракаева И.Х., не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из абз. 3 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, установленного ст. 28.5 настоящего Кодекса, является несущественным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающих ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Указанные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставляют возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Маракаева И.Х., судья признает наличие на его иждивении малолетнего ребенка.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению Маракаеву И.Х., судья принимает во внимание его отношение к содеянному. Как следует из материалов дела и Маракаевым И.Х. не оспаривается, несмотря на разъяснение ему положений законодательства о необходимости находиться в маске, он продолжал свое противоправное поведение, пренебрегая принимаемыми органами государственной власти мерами. ....
Учитывая характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, объектом которого является общественная безопасность, обстоятельства его совершения, данные о личности виновного, судья полагает, что наказание в виде административного штрафа будет соответствовать возможности предупреждения совершения Маракаевым И.Х. новых правонарушений и обеспечит достижение целей применения к нему мер государственной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Маракаева И. Х. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 ( пяти тысяч) рублей.
....
Административный штраф подлежит уплате в срок, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.М.Рыжова