Дело № 2-161/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Верхняя Тойма 14 мая 2018 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Филипповой Е.А.
с участием помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Рыбкиной М.А.,
представителя ответчика – главного врача ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» Ждановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Верхнетоемская центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране здоровья граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране здоровья граждан в срок до 01 января 2019 года. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области проведена проверка доступности и качества оказываемой медицинской помощи населению, в том числе исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ». В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 10 приложения № 15 (Правила организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП)) к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение), утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 17 к Положению. Приложением № 17 к Положению установлен исчерпывающий перечень стандарта оснащения и необходимого медицинского оборудования в ФАП. Согласно выданной Министерством здравоохранения Архангельской области лицензии № ЛO-29-001892 от 02.03.2016 ГБУЗ АО «Верхнетоемская центральная районная больница» вправе оказывать медицинские услуги. Согласно Положению о государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Верхнетоемская центральная районная больница», утвержденному главным врачом 30.03.2018, ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе фельдшерско-акушерские пункты: Осяткинский ФАП, Сойгинский ФАП, Сосновый ФАП, Лахомский ФАП, Новгородовский ФАП, Илешский ФАП, Закодимский ФАП, Пучужский ФАП, Кодимский ФАП, Северный ФАП, Уважский ФАП, Сефтренский ФАП, Нижнетоемский ФАП, Усть-Ерогодский ФАП, Выйский ФАП. Как следует из ответа на запрос ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» от 30.03.2018 № 196, а также из объяснений главного врача ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» Ждановой Т.А. от 02.04.2018 в нарушение требований Приложения № 17 к Положению в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных на территории Верхнетоемского района Архангельской области отсутствует следующее оборудование: электрокардиограф одноканальный - в Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Ухважском ФАП, Сефтренском ФАП; автоматический дифибрилятор - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; экспресс-анализатор кардиомаркеров портативный - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; стол манипуляционный - в Сефтренском ФАП; стол пеленальный с источником лучистого тепла - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Сефтренском ФАП, Выйском ФАП; облучатель бактерицидный - в Сойгинском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Выйском ФАП; шины для транспортной мобилизации (разной конструкции, не менее 2 комплектов) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП (имеется только 1 комплект), Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть- Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; портативный аппарат для искусственной вентиляции легких - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; кислородный ингалятор любого типа - в Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Северном ФАП, Сефтренском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; трахеотомический набор (не менее двух штук) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; воздухоотводы для искусственного дыхания «рот в рот» (не менее 3 штук) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП (имеется 1 штука), Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП (имеется 1 штука), Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; дыхательный аппарат ручной (мешок амбу) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови - в Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; спирометр портативный - в Осяткинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП. Таким образом, оснащение фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» не соответствует требованиям, установленным законодательством и является прямым нарушением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Просит обязать ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» в срок до 01 января 2019 года обеспечить наличие в фельдшерско-акушерских пунктах ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» вышеперечисленного оборудования.
В ходе рассмотрения дела прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. уточнил заявленные исковые требования, а именно срок исполнения заявленной в исковом заявлении обязанности до 01 августа 2019 года.
Помощник прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Рыбкина М.А. в судебном заседании поддержала заявленные и уточненные исковые требования по изложенным в иске доводам.
В своем отзыве главный врач ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» Жданова Т.А. указала, что ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» с заявленными исковыми требованиями прокурора соглашается лишь частично. Требование прокурора, а соответственно, и решение суда, должно быть не только законным, но и исполнимым. Срок исполнения, указанный в исковом заявлении прокурора, обеспечить оснащение ФАПов оборудованием до 01.01.2019 является заведомо неисполнимым. Учреждение полагает, что заслуживают внимание следующие обстоятельства. ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» является некоммерческой организацией - государственным бюджетным учреждением. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.02.2018) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Учреждение создано в целях охраны здоровья граждан. Имущество учреждения находится на праве оперативного управления. Все доходы бюджетного учреждения являются доходами соответствующего бюджета, в данном случае - Архангельской области. Поэтому формирование бюджета собственником государственного учреждения осуществляется на основании областного закона - Закона Архангельской области от 15 декабря 2017 года № 581-40-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». В силу указанного закона утверждаются нормативы распределения доходов между областным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Архангельской области, бюджетом Ненецкого автономного округа и бюджетом территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. На период 2018 года нормативы уже утверждены, поэтому внесение изменений возможно через главного распорядителя бюджетных средств АО на областном Собрании депутатов. С учетом статуса учреждения и того, что ориентировочная сумма, требуемая для закупки оборудования по данному иску, около 6500000 рублей, все закупки производятся в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанные обстоятельства предполагают затратный временной период. На законодательном уровне и Уставом учреждения не предусмотрено занятие предпринимательской деятельностью государственным бюджетным учреждением, предусматривающей извлечение прибыли. Указание в п. 1.8 Устава учреждения на то, что финансовое обеспечение учреждения осуществляется также за счет средств, полученных в результате иной, приносящей доход деятельности, является правом, а не обязанностью медицинской организации, может осуществляться исходя из реальной возможности, а не формальной констатации. Согласно тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 года от 22.12.2017, структура тарифа на оплату медицинской помощи определена в соответствии с частью 7 статьи 35 ФЗ № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, организации питания, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Финансовые средства, которые выделены по программе ОМС, несут целевой и адресный характер и утверждены упомянутым областным законом на 2018 год. При использовании утвержденных денежных средств в требуемой сумме на приобретение оборудования, указанного прокурором, не достигнет цели обеспечения безопасности, доступности и качества оказываемой медицинской помощи, в том числе и детскому населению, поскольку будет нарушен баланс иных законных прав и интересов приписного населения в сфере здравоохранения и работников учреждения. Учреждение и должностные лица медицинской организации и министерства здравоохранения Архангельской области не бездействуют. В 2017 году в целях реализации государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2020 годы)» на 2017 год выделялось 500 тысяч рублей на оснащение фельдшерско-акушерских пунктов, денежные средства реализованы, приобретено 7 аппаратов ЭКГ, 12 пульсоксиметров, 6 весов, 11 тонометров, 2 фармацевтических холодильника, израсходовано 498056 рублей. На 2018 год запрошены денежные средства и утверждены указанной программой денежные средства в размере 3900000 рублей на покупку аппарата УЗИ для оказания гражданам специализированной врачебной медицинской помощи, что является необходимым для учреждения. Полагаем, что разумный срок исполнения обязанности по оснащению оборудованием ФАПов не ранее 4-го квартала 2021 года.
В судебном заседании представитель ответчика – главный врач ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» Жданова Т.А. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, но как минимум в срок до 01 января 2020 года.
Представитель министерства здравоохранения Архангельской области по доверенности Кузьмина Ю.А. в своем отзыве указала, что согласно пункту 1.3 Устава ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ», утвержденного распоряжением министерства (далее - Устав), учредителем ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» является Архангельская область в лице министерства. Министерство действует на основании Положения о министерстве здравоохранения Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 года № 119-пп. ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью со своим полным наименованием (пункт 1.5 Устава). Подпунктом 3 пункта 3.3 Устава установлено, что учреждение обязано содержать в надлежащем состоянии (отвечающем всем нормам и правилам) находящееся у учреждения движимое и недвижимое имущество, в установленном порядке своевременно проводить капитальный и текущий ремонт этого имущества. В соответствии с пунктом 1.7 Устава учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Финансирование ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств иных источников, определенных статьей 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а именно средств обязательного медицинского страхования; средств организаций и граждан; средств, поступивших от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Финансовое обеспечение деятельности ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Расходование бюджетных средств, полученных в качестве субсидии на выполнение государственного задания, осуществляется ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» самостоятельно, а бюджетных средств, полученных в качестве иных субсидий, бюджетных инвестиций и других бюджетных ассигнований, - в соответствии с условиями их предоставления (пункт 5.8 Устава). Доходы, полученные ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» от приносящей доходы деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение и учитываются на отдельном балансе. Расходование денежных средств, полученных от приносящей доходы деятельности, осуществляется ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности (пункт 5.9 Устава). Таким образом, ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» вправе самостоятельно определять свои потребности и распределять финансовые средства, полученные из источников, определенных законодательством Российской Федерации. Выделение финансовых средств на приобретение медицинского оборудования для государственных медицинских организаций Архангельской области осуществляется в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 462-пп. Министерством здравоохранения в пределах установленной компетенции в рамках осуществления необходимого финансирования по материально-техническому оснащению ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» мероприятия проведены в полном объеме. В частности, на оснащение фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» в 2017 году выделено 500 тысяч рублей. Министерство полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является лицо, в полномочия которого входит исполнение соответствующих мероприятий, то есть ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ». На основании статьи 41 ГПК РФ министерство ходатайствует о замене его процессуального статуса на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора. В случае отказа в удовлетворении ходатайства просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо – министерство здравоохранения Архангельской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств об отложении судебного разбирательства и об уважительности причин неявки суду не представил.
На основании определения суда в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным из принципов оказания медицинской помощи является ее доступность и качество. Статьей 10 указанного федерального закона установлено, что качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 10 приложения № 15 (Правила организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП)) к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение), утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 17 к Положению.
Приложением № 17 к Положению установлен исчерпывающий перечень стандарта оснащения и необходимого медицинского оборудования в ФАП.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области проведена проверка доступности и качества оказываемой медицинской помощи населению, в том числе исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ».
В ходе проверки главный врач ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» Жданова Т.А. 02 апреля 2018 года пояснила, что фельдшерско-акушерские пункты в Верхнетоемском районе в настоящее время не в полной мере обеспечены медицинским оборудованием по стандарту оснащения. Так, в ФАПах Верхнетоемского района Архангельской области отсутствует следующее медицинское оборудование: электрокардиограф одноканальный отсутствует в Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Ухважском ФАП, Сефтренском ФАП; автоматический дифибрилятор отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; экспресс-анализатор кардиомаркеров портативный отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; стол манипуляционный отсутствует в Сефтренском ФАП; стол пеленальный с источником лучистого тепла отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Сефтренском ФАП, Выйском ФАП; экспресс-анализатор кардиомаркеров портативный отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; облучатель бактерицидный отсутствует в Сойгинском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Выйском ФАП; шины для транспортной мобилизации (разной конструкции, не менее 2 комплектов) отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП (имеется только 1 комплект), Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; портативный аппарат для искусственной вентиляции легких отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; кислородный ингалятор любого типа отсутствует в Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Северном ФАП, Сефтренском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; трахеотомический набор (не менее двух штук) отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; воздухоотводы для искусственного дыхания «рот в рот» (не менее 3 штук) отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП (имеется 1 штука), Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП (имеется 1 штука), Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; дыхательный аппарат ручной (мешок амбу) отсутствует в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови отсутствует в Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП; спирометр портативный отсутствует в Осяткинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП.
Наличие выявленных нарушений не оспаривалось ответчиком ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» в судебных заседаниях.
Как усматривается из Устава ГБУЗ Архангельской области «Верхнетоемская ЦРБ», утвержденного распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области 22 марта 2017 года № 27-ро, ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью (п. 1.5 Устава); учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства здравоохранения Архангельской области (п. 1.3 Устава); учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества …, а также недвижимого имущества (п. 1.6 Устава); учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (п. 1.7 Устава); финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также за счет средств, полученных в результате иной приносящей доход деятельности (п. 1.8 Устава).
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (Пункт 5.8 Устава).
Доходы, полученные учреждением из государственных внебюджетных фондов, от иной приносящей доход деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения … (пункт 5.9 Устава).
При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» об ограничении тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе на приобретение основных средств, стоимостью до 100 тысяч рублей при рассмотрении настоящего дела определяющего значения не имеет, поскольку ответчик имеет возможность получать финансирование и за счет средств областного бюджета, а также иметь доходы и от иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При этом в силу ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.
Прокурор в уточненном исковом заявлении просит установить срок для исполнения решения суда до 01 августа 2019 года. Суд приходит к выводу о том, что установление срока исполнения решения до 01 августа 2019 года является разумным.
При этом, суд исходит из того, что решения суда подлежат обязательному выполнению, а ответчик, при наличии исключительных и уважительных причин, делающих объективно невозможным исполнение решения суда в установленный в нем срок, вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера (для физических лиц) государственная пошлина подлежит уплате в размере 300 рублей (иск заявлен в интересах неопределенного круга физических лиц).
Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в порядке, предусмотренном ст. 103 ГПК РФ, освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, а именно с ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Верхнетоемская центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране здоровья граждан удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Верхнетоемская центральная районная больница» обеспечить в срок до 01 августа 2019 года наличие в фельдшерско-акушерских пунктах ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» следующего оборудования:
электрокардиограф одноканальный - в Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Ухважском ФАП, Сефстренском ФАП;
автоматический дифибрилятор - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
экспресс-анализатор кардиомаркеров портативный - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
стол манипуляционный - в Сефтренском ФАП;
стол пеленальный с источником лучистого тепла - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Сефтренском ФАП, Выйском ФАП;
облучатель бактерицидный - в Сойгинском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Выйском ФАП;
шины для транспортной мобилизации (разной конструкции, не менее 2 комплектов) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП (имеется только 1 комплект), Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
портативный аппарат для искусственной вентиляции легких - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
кислородный ингалятор любого типа - в Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Северном ФАП, Сефтренском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
трахеотомический набор (не менее двух штук) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
воздухоотводы для искусственного дыхания «рот в рот» (не менее 3 штук) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП (имеется 1 штука), Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП (имеется 1 штука), Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
дыхательный аппарат ручной (мешок амбу) - в Осяткинском ФАП, Сойгинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Пучужском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП;
экспресс-анализатор уровня холестерина в крови - в Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП;
спирометр портативный - в Осяткинском ФАП, Сосновом ФАП, Лахомском ФАП, Новгородовском ФАП, Илешском ФАП, Закодимском ФАП, Кодимском ФАП, Северном ФАП, Уважском ФАП, Сефтренском ФАП, Нижнетоемском ФАП, Усть-Ерогодском ФАП, Выйском ФАП.
Взыскать с ГБУЗ АО «Верхнетоемская ЦРБ» в доход бюджета МО «Верхнетоемский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 (Трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области (Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 мая 2018 года.
Председательствующий Я.А. Королева
Копия верна. Судья Я.А. Королева