к делу № 2-557/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю.
при секретаре судебного заседания Шовгеновой М.С.
с участием представителя ответчика ФСИН России по доверенности – Хацуковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хакуй Т.Р. к ФСИН России о признании решения незаконным и возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставлению документов,
У С Т А Н О В И Л:
Хакуй Т.Р. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании решения незаконным и возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставлению документов. В обоснование указал, что с 13.09.2002г. по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Республике Адыгея в должности старшего инспектора филиала по Майкопскому району ФКУ УИИ УФСИН РФ по РА. Решением комиссии УФСИН России по Республике Адыгея по вопросам предоставления сотрудникам УФСИН РФ по РА единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02.09.2014г. пакет документов, предоставленных им направлен в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты. Решением Майкопского городского суда от 15.09.2015г. бездействие ФСИН России по нерассмотрению его заявления было признано незаконным. 20.05.2016 года ФСИН России сообщило ему, что его заявление было рассмотрено и ему отказано в постановке на учет. Считает данный отказ ФСИН России незаконным, так как представленные им документы соответствуют перечню, установленному Правилами, все документы были направлены УФСИН России по РА во ФСИН России. Какие именно обязательные документы отсутствуют ФСИН России не указывает, выписка из протокола №28 от 27.04.2016г. ему не направлена и в УФСИН РФ по РА отсутствует. Считает, что выводы об обеспеченности его жильем являются надуманными, так как он не является собственником и членом семьи собственника жилья. Просит суд признать решение ФСИН России от 27.04.2016г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства помещения незаконным, обязать ФСИН России, УФСИН России по Республике Адыгея поставить его составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369 с даты подачи заявления (рапорта). Также просит взыскать с ФСИН России и УФСИН России по Республике Адыгея государственную пошлину в размере 300 рублей.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования, отказавшись от требований к УФСИН России по Республике Адыгея, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения требований истца, считала их незаконными и необоснованными. Просила в иске отказать.
Истец, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем, суд, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с п.1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 августа 2014 года майор внутренней службы Хакуй Т.Р. обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комиссией УФСИН России по Республике Адыгея 02 сентября 2014 года было принято решение о направлении ее документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Комиссии ФСИН России от 27 апреля 2016 года, оформленным протоколом №28, Хакуй Т.Р. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Принимая указанное решение, оспариваемое истцом, комиссия исходила из отсутствия обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации". Также указано на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения).
Проанализировав установленные по делу обстоятельства и правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, суд считает, что решение комиссии ФСИН России от 27 апреля 2016 года (протокол №28) об отказе постановке Хакуй Т.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, так как п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" предоставление выписки из ЕГРП содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях не предусмотрено.
В то же время, из материалов дела усматривается, что требования пп. «и» п.5 вышеуказанных правил истцом были выполнены, документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, были им представлены в полном объеме как на себя, так и на свою несовершеннолетнюю дочь и супругу с указанием ее настоящей и предыдущей фамилии.
Предоставление всех необходимых документов подтверждается выпиской из протокола №12 заседания комиссии УФСИН России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02.09.2014г.
В соответствии с ч.8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Действий, предусмотренных ч.8 ст.4 вышеназванного Федерального закона истцом совершено не было.
В выписке из протокола №28 от 27.04.2016г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ответчик указывает, что истец является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченность площадью членов семьи истца составляет более 15 кв.м.
Однако, обстоятельства, указанные в данном документе опровергаются материалами дела.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из свидетельств о государственной регистрации права № от 09.09.2013г., № от 09.09.2013г., договора дарения земельного участка с жилым домом от 05.09.2013г. усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает истец и члены его семьи, принадлежит на праве собственности ФИО1.
При этом, из справки УФСИН РФ по Республике Адыгея от 26.08.2014г. №192 усматривается, что по материалам личного дела Хакуй Т.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет следующий состав семьи: жена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, членом семьи истца не является.
Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений №01-00-4001/5001/2014-2844 от 15.07.2014г., №01-00-4001/5001/2014-2930 от 18.07.2014г., №01-00-4001/5001/2014-2922 от 18.07.2014г., справкой Отдела ТИ по г.Майкопу Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» №4/2014-1380 от 18.07.2014г. подтверждается, что за истцом Хакуй Т.Р., и членами его семьи – женой ФИО2, дочерью ФИО3, объектов недвижимого имущества не зарегистрировано.
Истец имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя, собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, Хакуй Т.Р. относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную п.3 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. подтверждаются чек-ордером от 12.12.2016г. При таких обстоятельствах указанные расходы являются обоснованными и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Хакуй Т.Р. к ФСИН России о признании решения незаконным и возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставлению документов, удовлетворить.
Признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27 апреля 2016 года (протокол №28) в части отказа Хакуй Т.Р. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Хакуй Т.Р. с составом семьи из трех человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи заявления (рапорта) – то есть с 26.08.2014 года.
Взыскать с ФСИН России в пользу Хакуй Т.Р. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2017 года.
Председательствующий – подпись С.Ю. Ситникова