Производство№ 2-3123/2020
УИД 28RS0004-01-2020-002743-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Повагиной Д.В.,
с участием истца Колотушкина И.Д., представителя ответчика Никифоровой О.В., представителя третьего лица Волковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колотушкина И. Д. к УМВД России по Амурской области об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
Колотушкин И.Д. обратился в суд с иском, указав, что с 25 июня 2002 года проходит службу в органах внутренних дел, имеет специальное звание полковник полиции, в период с 19 сентября 2016 года по 10 января 2020 года замещал должность начальника МО МВД России «Благовещенский». 9 января 2020 года врио начальника УМВД России по Амурской области подписан приказ № 7 л/с о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел. В соответствии с данным приказом, на заседании коллегии УМВД России по Амурской области № КУ-4 дсп в ходе рассмотрения вопроса «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Амурской области за 9 месяцев 2019 года» отмечены системные недостатки в организации работы по ряду направлений оперативно-служебной деятельности МО МВД России «Благовещенский». В частности отмечен рост тяжких и особо тяжких преступлений (+37,3%), удельный вес раскрытых преступлений составил всего 37 %, ниже средне областного показателя сохраняется раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений (30,5%), грабежей (38,3%), вымогательств (14,3%), краж (17,4%), краж из квартир (24,7%), угонов транспортных средств (57,6%). Отмечена устойчивая тенденция ухудшения результатов следственного подразделения по основным направлениям деятельности. В частности возросло число приостановленных производств (+46,8%), направленных на дополнительное расследование прокурором (+52,5%) и судом в порядке ст. 237 УПК РФ (+62,5%). Не осуществлялся контроль за организацией совместной оперативно-служебной деятельностью подразделений МО МВД при раскрытии и расследовании преступлений, не приняты упреждающие меры по стабилизации оперативной обстановки в общественных местах. Неотвечает предъявляемым требованиям состояние учетно-регистрационной и статистической работы. Отмечается, что в 2019 году вопрос низкой эффективности оперативно-служебной деятельности МО МВД дважды обсуждался на заседаниях коллегии УМВД. Так, решением коллегии УМВД от 19 апреля 2019 года № КУ-2дсп ему строго указано на допущенные просчеты в организации работы. Решением коллегии УМВД от 26 июля 2019 года № КУ-3дсп, на основании приказа от 17 сентября 2019 года № 1572 на него наложено дисциплинарное взыскание - выговор. С учетом вышеизложенного, за нарушения требований Положения об МО МВД России «Благовещенский», утвержденного приказом УМВД от 29 августа 2017 года № 502, выразившиеся в системных недостатках при организации оперативно-служебной деятельности, непринятии должных мер по стабилизации оперативной обстановки, повышению эффективности работы подразделений отдела по предупреждению, выявлению, и раскрытию преступлений, не обеспечения надлежащего уровня взаимодействия подразделений при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии ирасследовании преступлений, отсутствии контроля за соблюдением статистической работы, учетно-регистрационной дисциплины, игнорировании управленческих решений УМВД России по Амурской области вышеуказанным приказом на него наложено дисциплинарное взыскание - перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. Считает принятие данного решения незаконным и основанным на субъективных выводах.Эффективность деятельности территориальных органов внутренних дел РФ на районном уровне оценивается в соответствии с требованиями приказа МВД России от 31 декабря 2013 года № 1040, утвердившего Инструкцию по оценке деятельности территориальных органов МВД России. Согласно п. 4 Инструкции деятельность территориального органа МВД России оценивается за календарный год. В соответствии с п. 7 территориальные органы МВД России разрабатывают собственные системы показателей оценки деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне при сохранении основных подходов, предусмотренных настоящим приказом. При этом с учетом особенностей оперативной обстановки перечень показателей может быть изменен. Методикой оценки даны такие определения, как статистический показатель (п. 1.3), критерий оценки (п. 1.4), оценочный показатель (п. 1.5). В соответствии с п. 2.1 оценочные показатели выражаются в баллах от 0 до 100. Все расчеты производятся согласно прилагаемых формул (п.п. 2.2, 2.3, 2.4 и т.д.). По итогам шести месяцев 2019 года итоговый ранжир от средневзвешенного значения оценочных показателей МО МВД России «Благовещенский» составил 11-ю позицию из 18-ти территориальных органов МВД России на районном уровне. По результатам девяти месяцев 2019 года МО МВД России «Благовещенский» достиг 10-го значения итогового ранжира от средневзвешенного значения оценочных показателей из 18-ти. Согласно требованиям приказа МВД от 31 декабря 2013 года № 1040 такие понятия, как«процент раскрываемости», «удельный вес раскрытых преступлений», расчеты различных «процентов» в оценке эффективности территориальных органов МВД России на районном уровне отсутствуют. Общие результаты МО МВД России «Благовещенский» (11 и 10 рейтинг среди всех территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно), на коллегиях УМВД России по Амурской области от 26 июля 2019 года, 25 октября 2019 года во внимание приняты не были. Комплексная итоговая оценка деятельности МО МВД России «Благовещенский» по состоянию на 25 октября 2019 года не давалась. В соответствии с требованиями ст. 40.2 УПК РФ, его должностным регламентом от 20 апреля 2017 года, иными нормативно-правовыми актами руководитель территориального органа МВД России на районном уровне является начальником органа дознания и наделен соответствующими полномочиями по контролю и организации деятельности подразделений, относящихся к органам дознания, а также специализированных подразделений дознания. В то же время начальник территориального органа МВД России на районном уровне не обладает полномочиями процессуального контроля по отношению к материалам и уголовным делам, находящимся в производстве следователей органов внутренних дел. Так, помимо норм УПК РФ, в соответствии с п. 3.1 приказа МВД России от 9 января 2018 года № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России» никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей и руководителей следственных органов, не отмененные в установленном законом порядке. В этой связи обвинение в допущенных просчетах, повлекших ухудшение результатов деятельности следственных подразделений по увеличению направленных на дополнительное расследование прокурором и судом уголовных дел, иных направлений, непосредственно связанных с реализацией функций, предусмотренных УПК РФ, несостоятельно и прямо противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.В течение 2019 года подразделения МО МВД России «Благовещенский» неоднократно подвергались проверкам по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины и учетно-статистической работы. Так, в результате проверки указанных направлений в период с 1 по 11 октября 2019 года комиссией УМВД было выявлено 22 факта грубых нарушений (часть из которых в дальнейшем не нашла своего подтверждения), ряд иных нарушений учетно-статистической работы. На основании итоговой справки, подготовленной комиссией УМВД, был сделан вывод о его несоответствии занимаемой должности и необходимости принятия организационных выводов в этой связи. Служебные проверки в соответствии с требованиями приказа МВД от 26 марта 2013 года № 161 по «выявленным» фактам не проводились. В этой связи выводы комиссии УМВД не подтверждены материалами служебных проверок и носят субъективный характер. Кроме того в соответствии с пунктом 86 должностного регламента начальник МО МВД России «Благовещенский» выполняет служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. В соответствии с разделом 4 (персональнаяответственность) он не нес персональную ответственность за нарушения учетно-статистической работы, допущенные следователями и дознавателями МО МВД России «Благовещенский». Иных нарушений по данному направлению деятельности, допущенных сотрудниками штабных подразделений, в периоды проверок не выявлялось.Выводы о системных просчетах в указанных направлениях деятельности субъективны и не подтверждаются материалами служебных проверок.Применительно к дисциплинарному взысканию - перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, данный вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение, в совершении которого установлена его вина. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, который обязан в течении трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В течение 2019 года он был привлечен к дисциплинарной ответственности единожды (приказ от 17 сентября 2019 № 1572 л/с - выговор). В этой связи выбор такого дисциплинарного взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел не соответствует требованиям п. 40 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента от 14 октября 2012 года № 1377 и п. 5 ст. 50 Федерального Закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3. В нарушение п. 9 ст. 51 Федерального Закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в течение всего 2019 года не был ознакомлен под расписку ни с одним приказом о наложении дисциплинарного взыскания.
Просит суд признать приказ УМВД России по Амурской области о наложении дисциплинарного взыскания от 9 января 2020 года № 7 л/с, подписанный врио начальника УМВД России по Амурской области, незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске.
В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Амурской области не согласившись с иском, с учетом письменного отзыв в материалах дела, указала, что 25 октября 2019 года на заседании коллегии УМВД России по Амурской области № КУ-4дсп в ходе рассмотрения вопроса «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Амурской области за 9 месяцев 2019 года» отмечены системные недостатки в организации работы по ряду направлений оперативно-служебной деятельности МО МВД России «Благовещенский».В отчетном периоде на территории обслуживания межмуниципального отдела зарегистрирован самый высокий среди МО, ОМВД области рост тяжких и особо тяжких преступных посягательств (+37,3%, область +22,5%). Общее число оконченных расследованием преступлений снизилось на 25,6 % (область - 9%), остаток нераскрытых преступлений вырос на 34,1% (область +26,4%).С начала года не претерпела существенных изменений организация работы по установлению лиц, совершивших преступления. Удельный вес раскрытых преступлений сократился на 14,4% (до 37%), и является самым низким среди МО, ОМВД области. Ниже средне областного показателя сохраняется раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений (30,5%, область 49,3%), грабежей (38,3%, область 58,5%), вымогательств (14,3%, область 61,4%), краж (17,4%, область 30,9 %), краж из квартир (24,7%, область 32,1%), угонов транспортных средств (57,6 %,область 74,2%).Отмечается устойчивая тенденция ухудшения результатов следственного подразделения по основным направлениям деятельности. Возросло число приостановленных производством (+46,8%), направленных на дополнительное расследование прокурором (+52,5%) и судом в порядке статьи 237 УПК Российской Федерации (+62,5%) уголовных дел. Контроль за организацией совместной оперативно-служебной деятельности подразделений МО МВД при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений не осуществлялся, оценка ее результатов не проводилась. При наличии негативных тенденций взаимодействия на стадии предварительного расследования, проблемные вопросы не анализировались и не решались. Вырабатываемые по итогам совещаний решения носили однотипный, формальный характер, не содержали перечня мероприятий по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, и не были направлены на устранение имеющихся недостатков в МО МВД. Не в полной мере осуществляется контроль начальником МО МВД России «Благовещенский» полковником полиции Колотушкиным И.Д. за реагированием на поступившие заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, деятельностью следственно-оперативных групп на местах происшествий. За период с июля по сентябрь 2019 года в рамках непрерывного контроля ответственными дежурными отдела не выявлялись недостатки по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины, в том числе по полноте сбора материалов в дежурные сутки, в организации реагирования на поступившие заявления и сообщения, в то время как ответственными дежурными от УМВД указанные недостатки регулярно выявлялись в ходе проверок подразделений МО МВД. При этом в МО МВД допускаются факты не выезда, либо длительного прибытия следственно-оперативных групп на места происшествий. Начальником МО МВД России «Благовещенский» полковником полиции Колотушкиным И.Д. не приняты упреждающие меры в МО МВД по стабилизации оперативной обстановки в общественных местах, где при росте общего числа преступлений (+21,6%, область +11,9%) возросло количество тяжких и особо тяжких преступных посягательств (+26,7%), разбойных нападений (+22,2%), грабежей (+40%), хулиганств (с 0 до 3), повреждений и уничтожений имущества (+26,8%), значительно возросло число преступных деяний, совершенных в местах несения службы патрульно-постовых нарядов (+117,6%), основной массив которых составляют грабежи (22, +100%).Не отвечает предъявляемым требованиям в МО МВД состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической деятельности. На протяжении 2019 года отмечались негативные тенденции в работе по обеспечению законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Не в полной мере организовано исполнение мероприятий по устранению недостатков в учетно-регистрационной деятельности, выявленных подразделениями УМВД в ходе осуществленной в период с 11 по 15 марта 2019 года целевой проверки МО МВД по направлению учетно-регистрационной дисциплины. В результате более 70% предложенных по результатам проверки мероприятий по устранению недостатков остались не исполненными, что привело к ухудшению ситуации по соблюдению законности и учетно-регистрационной дисциплины.В ходе осуществленной в период с 1 по 11 октября 2019 года проверки в МО МВД состояния учетно-регистрационной и статистической работы комиссией УМВД выявлено 22 факта укрытия от регистрации сообщений о преступлениях и происшествия, 2 факта непринятия должностными лицами МО МВД заявлений граждан о совершении противоправных действий. Как и в ходе предыдущих проверок, выявлены многочисленные факты необоснованного, в том числе без соответствующего разрешения руководителя МО МВД, приобщения к специальному номенклатурному делу (приложение к КУСП) материалов, содержащих сведения о преступлениях и правонарушениях. Установлены факты не рассмотрения в установленном порядке начальником отдела зарегистрированных в дежурной части заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, подлежащих рассмотрению подразделением ОУУПиПДН МО МВД.За допущенные просчеты в организации контроля за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины, нарушение установленного порядка направления материала по территориальной подследственности, на начальника МО МВД России «Благовещенский» полковника полиции Колотушкина И.Д. в течение 2019 года приказами УМВД от 19 апреля 2019 года № 656 л/с и от 24 мая 2019 года № 843 л/с наложены дисциплинарные взыскания. Существенные недостатки сохраняются в статистической деятельности. Недостаточно осуществляется контроль засвоевременностью и полнотой выставления в базу данных ИЦ УМВД документов первичного учета. Не налажена система контроля за сроками расследования уголовных дел и направлением статистических карточек о принятых решениях надзирающему прокурору. Подразделениями МО МВД допущено 284 факта переносов принятых решений из одного периода в другой, 387 фактов не выставления учетного материала по преступлениям, сроки расследования которых истекли в отчетном периоде, из них по 19 преступлениям уголовные дела были направлены следственным подразделением МО МВД в прокуратуру г. Благовещенска в 2018 году.В 2019 году вопрос низкой эффективности оперативно-служебной деятельности МО МВД дважды обсуждался на заседаниях коллегии УМВД 19 апреля 2019 года № КУ-2дсп, 26 июля 2019 года № КУ-3дсп, однако действенных мер по исправлению ситуации со стороны начальника МО МВД полковника полиции Колотушкина И.Д. не принято.Решением коллегии УМВД от 19 апреля 2019 года № КУ-2дсп, полковнику полиции Колотушкину И.Д. строго указано на допущенные просчеты в организации работы по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, повлекшие рост тяжких преступлений против собственности, преступлений в общественных местах, низкую эффективность раскрытия преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких видов, преступных посягательств имущественного характера. За неприятие в соответствии с указанным решением коллегии УМВД мер по повышению эффективности работы подразделений отдела по основным направлениям деятельности, решением коллегии УМВД от 26 июля 2019 года № КУ-3дсп на основании приказа УМВД от 17 сентября 2019 года № 1572 на полковника полиции Колотушкина И.Д. наложено дисциплинарное взыскание.Вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей со стороны начальника МО МВД полковника полиции Колотушкина И.Д. на протяжении отчетного периода 2019 года не приняты организационно-практические меры, направленные на повышение эффективности деятельности подразделений по основным направлениям деятельности, обеспечение контроля за соблюдением законности, учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы.В нарушение подпунктов 1,2 пункта 15 Положения об МО МВД России «Благовещенский», утвержденного приказом УМВД от 29 августа 2017 года № 502, Колотушкиным И.Д. не организована деятельность отдела, выработка и реализация на основе анализа оперативной обстановки мер по повышению эффективности применения сил и средств МО МВД, что привело к системным недостаткам при обеспечении контроля за состоянием учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы, повлекло увеличение числа тяжких и особо тяжких противоправных деяний, преступлений против собственности, совершенных в общественных местах, низкую эффективность раскрытия преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких видов, преступных посягательств имущественного характера, ненадлежащий уровень взаимодействия подразделений при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений.Приказом УМВД от 9 января 2020 года № 9 л/сна начальника МО МВД России «Благовещенский» Колотушкина И.Д. наложено дисциплинарное взыскание - перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел.Наложенное дисциплинарное взыскание является законным, обоснованным, соразмерным тяжести совершенного дисциплинарного проступка и степени вины Колотушкина И.Д. Взыскание наложено с учетом его предшествующего поведения и отношения к службе.Дисциплинарное взыскание наложено на Колотушкина И.Д. в сроки установленные ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ.Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принято 25 октября 2019 года на заседании коллегии УМВД России по Амурской области №КУ-4дсп.2-х недельный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности истекал 8 ноября 2019 года. Истец находился на больничном в период с 24 октября 2019 года по 2 ноября 2019 года, в отпуске с 5 ноября 2019 года по 6 февраля 2020 года, с 9 января 2020 года отозван из отпуска и приступил к исполнению служебных обязанностей.14-дневный срок для привлечения его к дисциплинарной ответственности истекал 23 января 2020 года. 9 января 2020 года Колотушкиным И.Д. подан рапорт о переводе его с должности начальника МО МВД России «Благовещенский» на должность - заместителя начальника отдела по раскрытию преступлений общеуголовной направленности, совершенных организованными преступными группами УУР УМВД.Приказом УМВД от 9 января 2020 года № 9 л/сна начальника МО МВД России «Благовещенский» полковника полиции Колотушкина И.Д. наложено дисциплинарное взыскание - перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел.С приказом УМВД от 9 января 2020 года № 9 л/с Колотушкин И.Д. ознакомлен - 10 января 2020 года. Еще до ознакомления с приказом им подан рапорт о переводе на другую должность, которая является нижестоящей по отношению к должности начальника МО МВД России «Благовещенский». Его рапорт был удовлетворен и приказом УМВД от 10 января 2020 года № 10 л/с Колотушкин И.Д. назначен на должность заместителя начальника отдела по раскрытию преступлений общеуголовной направленности, совершенных организованными преступными группами УУР УМВД. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания является законным и обоснованным, просят в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица МО МВД России «Благовещенский» полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поддержала позицию ответчика.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Анализ правовых позиций сторон показывает, что предметом исковых требований Колотушкина И.Д. является законность приказа № 7 л/с от 9 января 2020 года в части привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел.
Как установлено судом и подтверждается приказом № 1291 л/с от 16 сентября 2016 года, подполковник полиции Колотушкин И.Д. назначен начальником МО МВД России «Благовещенский» с 19 сентября 2016 года.
Приказом врио начальника УМВД России по Амурской области Марченко В.Г. № 7 л/с от 9 января 2020 года на начальника МО МВД России «Благовещенский» Колотушкина И.Д. наложено дисциплинарное взыскание – перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел за нарушения подпунктов 1,2 пункта 15 Положения об МО МВД России «Благовещенский», утвержденного приказом УМВД от 29 августа 2017 года № 502, выразившиеся в системных недостатках при организации оперативно-служебной деятельности, непринятии должных организационных и практических мер по стабилизации оперативной обстановки, повышению эффективности работы подразделений отдела по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, не обеспечении надлежащего уровня взаимодействия подразделений при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений, отсутствии контроля за соблюдением статистической работы, учетно-регистрационной дисциплины и законности при разрешении заявлений,сообщений о преступлениях и происшествиях, об административных правонарушениях, игнорировании управленческих решений УМВД России по Амурской области по устранению нарушений и недостатков в обеспечении учетно-регистрационной деятельности и статистической работы.
Истец Колотушкин И.Д. с указанным приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности не согласился, в связи с чем инициировал настоящее обращение в суд.
В соответствии с Положением об УМВД России по Амурской области, утвержденного приказом МВД России от 28 июля 2017 года № 557, начальник УМВД России по Амурской области обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками Управления, подчиненных органов и организаций оперативно-служебной деятельности; издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности Управления, подчиненных органов и организаций, обеспечивает контроль за их исполнением; организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц Управления, подчиненных органов и организаций; осуществляет в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работы) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников Управления; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания.
Судом установлено, что на основании Указа Президента РФ от 14 апреля 2011 года № 447 начальником УМВД России по Амурской области назначен Аксёнов Н.Н.
Приказом МВД России от 4 декабря 2019 года № 1289 л/с временное исполнение обязанностей начальника УМВД России по Амурской области на период с 20 декабря 2019 года по 17 января 2020 года возложено на полковника полиции Марченко В.Г.
Указанное свидетельствует о том, что издание ответчиком приказа № 7 л/с от 9 января 2020 года «О наложении дисциплинарного взыскания на полковника полиции Колотушкина И.Д.» произведено уполномоченным лицом – врио начальника УМВД России по Амурской области полковником полиции Марченко В.Г.
Проверяя наличие у ответчика законных оснований для издания приказа о привлечении Колотушкина И.Д. к дисциплинарной ответственности, суд приходит к следующим выводам.
Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
По общему правилу, нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел лишь в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства. Аналогичная правовая позиция изложена в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, согласно которой в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 11 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года сотрудник органов внутренних дел имеет право: на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона, сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49-51 Федерального закона № 342-ФЗ налагаются дисциплинарные взыскания (ч. 3 ст. 15 Закона).
В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 342-ФЗ перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
В соответствии со ст. 47 указанного Закона служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Исходя из указанной нормы права, статья 49 названного Закона под нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признает виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с п. 37 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377 основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Согласно п. 39 Дисциплинарного устава сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением (пункт 40 Дисциплинарного устава).
Как установлено судом, 25 октября 2019 года в УМВД России по Амурской области проводилось заседание коллегии, оформленное решением коллегии № КУ-4дсп по итогам оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Амурской области за 9 месяцев 2019 года. В ходе заседания результаты оперативно-служебной деятельности подразделений УМВД, органов внутренних дел области за 9 месяцев 2019 года в целом признаны недостаточными, а подразделений следствия УМВД, МО МВД области - неудовлетворительными.За допущенные системные нарушения в организации оперативно-служебной деятельности, выразившиеся в непринятии должных организационных и практических мер по стабилизации оперативной обстановки, повышению эффективности работы подразделений отдела по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, не обеспечении надлежащего уровня взаимодействия подразделений при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений, отсутствии контроля за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины и законности при разрешении заявлений, сообщений о преступленияхи происшествиях, об административных правонарушениях, игнорировании управленческих решений УМВД России по Амурской области по устранению нарушений и недостатков в обеспечении учетно-регистрационной деятельности и статистической работы, принято решение наложить на начальника МО МВД России «Благовещенский» полковника полиции Колотушкина И.Д. дисциплинарное взыскание - перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел. Решение коллегии подписано председателем коллегии начальником УМВД России по Амурской области Аксёновым Н.Н.
Из решения коллегии следует, что по итогам оперативно-служебной деятельности за 9 месяцев 2019 года самый высокий рост среди МО МВД тяжких и особо тяжкий преступных посягательств зафиксирован на территории обслуживания МО МВД России «Благовещенский» (+37,3%). Зафиксировано ухудшение криминальной напряженности на территории МО МВД России «Благовещенский» (+20,7%). Раскрываемость краж существенно снизилась, наиболее значительное снижение уровня раскрываемости краж допущено в МО МВД России «Благовещенский», с 40,1% до 17,4%. Недостаточно эффективно организована работа следователей территориальных органов внутренних дел области по расследованию преступлений. Наибольшее количество приостановленных уголовных дел отмечается в МО МВД России «Благовещенский» (+46,8%).
Выявленные на заседании коллегии УМВД России по Амурской области № КУ-4ДСП в ходе рассмотрения вопроса «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Амурской области за 9 месяцев 2019 года» недостатки в организации работы по ряду направлений оперативно служебной деятельности МО МВД России «Благовещенский» нашли свое отражение в оспариваемом истцом приказе.
Так, в приказе указано, что в организации работы по ряду направлений оперативно служебной деятельности МО МВД России «Благовещенский» выявлены системные недостатки. В отчетном периоде на территории обслуживаниямежмуниципального отдела зарегистрирован самый высокий среди МО МВД области рост тяжких и особо тяжких преступных посягательств (+37,3%, область +22,5%). Общее число оконченных расследованием преступлений снизилось на 25,6% (область -9%), остаток нераскрытых преступлений вырос на 34,1% (область +26,4%).С начала года не претерпела существенных изменений организация работы по установлению лиц, совершивших преступления. Удельный вес раскрытых преступлений сократился на 14,4% (до 37%), и является самым низким среди МО МВД области. Ниже средне областного показателя сохраняется раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений (30,5%, область 49,3%), грабежей (38,3%, область 58,5%), вымогательств (14,3%, область 61,4%), краж (17,4%, область 30,9%), краж из квартир (24,7%, область 32,1%), угонов транспортных средств (57,6%, область 74,2%).Отмечается устойчивая тенденция ухудшения результатов следственного подразделения по основным: направлениям деятельности. Возросло число приостановленных производством (+46,8%),направленных на дополнительное расследование прокурором (+52,5%) и судом в порядке статьи 237 УПК Российской Федерации (+62,5%) уголовных дел.
Контроль за организацией совместной оперативно-служебной деятельности подразделений МО МВД при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений не осуществлялся, оценка ее результатов не проводилась. При наличии негативных тенденций взаимодействия на стадии предварительного расследования, проблемные вопросы не анализировались и не решались. Вырабатываемые по итогам совещаний решения носили однотипный, формальный характер, не содержали перечня мероприятий по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, и не были направлены на устранение имеющихся недостатков в МО МВД.
Не в полной мере осуществлялся контроль начальником МО МВД России «Благовещенский» полковником полиции Колотушкнным И.Д. за реагированием на поступившие заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, деятельностью следственно-оперативных групп на местах происшествий. За период с июля по сентябрь 2019 года в рамках непрерывного контроля ответственными дежурными отдела не выявлялись недостатки по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины, в том числе по полноте сбора материалов в дежурные сутки, в организации реагирования на поступившие заявления и сообщения, в то время как ответственными дежурными от УМВД указанные недостатки регулярно выявлялись в ходе проверок подразделений МО МВД. При этом в МО МВД допускаются факты не выезда, либо длительного прибытия следственно-оперативных групп на места происшествий.
Начальником МО МВД России «Благовещенский» полковником полиции Колотушкиным И.Д. не приняты упреждающие меры в МО МВД по стабилизации оперативной обстановки в общественных местах, где при росте общего числа преступлений (+21,6%, область +11,9%) возросло количество тяжких и особо тяжких преступных посягательств (+26,7%), разбойных нападений (+22,2%), грабежей (+40%), хулиганств (с 0 до 3), повреждений и уничтожений имущества (+26,8%), значительно возросло число преступных деяний, совершенных в местах несения службы патрульно-постовых нарядов (+117,6%), основной массив которых составляют грабежи (22, +100%),
Не отвечает предъявляемым требованиям в МО МВД состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической деятельности. На протяжении 2019 года отмечались негативные тенденции в работе по обеспечению законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Не в полной мере организовано исполнение мероприятий по устранению недостатков в учетно-регистрационной деятельности, выявленных подразделениями УМВД в ходе осуществленной в период с 11 по 15 марта 2019 года целевой проверки МО МВД по направлению учетно-регистрационной дисциплины. В результате более 70% предложенных по результатам проверки мероприятий по устранению недостатков остались не исполненными, что привело к ухудшению ситуации по соблюдениюзаконности и учетно-регистрационной дисциплины.
В ходе осуществленной в период с 1 по 11 октября 2019 года проверки в МО МВД состояния учетно-регистрационной и статистической работы комиссией УМВД выявлено 22 факта укрытия от регистрации сообщений о преступлениях и происшествиях, 2 факта непринятия должностными лицами МО МВД заявлений граждан о совершении противоправных действий. Как и в ходе предыдущих проверок, выявлены многочисленные факты необоснованного, в том числе без соответствующего разрешения руководителя МО МВД, приобщения к специальному номенклатурному делу (приложение к КУСП) материалов, содержащих сведения о преступлениях и правонарушениях. Установлены факты не рассмотрения в установленном порядке начальником отдела зарегистрированных в дежурной части заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, подлежащих рассмотрению подразделением ОУУПиПДН МО МВД.
За допущенные просчеты в организации контроля за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины, нарушение установленного порядка направления материала по территориальной подследственности, на начальника МО МВД России «Благовещенский» полковника полиции Колотушкина И.Д. в течение 2019 года приказами УМВД от 19 апреля 2019 года № 656 л/с и от 24мая 2019 года № 843л/с наложены дисциплинарные взыскания.
Существенные недостатки сохраняются в статистической деятельности. Недостаточно осуществляется контроль засвоевременностью и полнотой выставления в базу данных ИЦ УМВД документов первичного учета. Не налажена система контроля за сроками расследования уголовных дел и направлением статистических карточек о принятых решениях надзирающему прокурору. Подразделениями МО МВД допущено 284 факта переносов принятых решений из одного периода в другой, 387 фактов не выставления учетного материала по преступлениям, сроки расследования которых истекли в отчетном периоде, из них по 19 преступлениям уголовные дела были направлены следственным подразделением МО МВД в прокуратуру г. Благовещенска в 2018 году.
Из оспариваемого истцом приказа о наложении дисциплинарного взыскания также следует, что в 2019 году вопрос низкой эффективности оперативно-служебной деятельности МО МВД дважды обсуждался на заседаниях коллегии УМВД (19 апреля 2019 года № КУ-2дсп, 26 июля 2019 года № КУ-3дсп), однако действенных мер по исправлению ситуации со стороны начальника МО МВД полковника полиции Колотушкина И.Д. не принято.
Судом исследовались решения коллегии УМВД России по Амурской области № КУ-2дсп от 19 апреля 2019 года «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Амурской области за 3 месяца 2019 года», № КУ-3дсп от 26 июля 2019 года «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дела Амурской области за 6 месяцев 2019 года».
Так, в решении коллегии № КУ-2дсп от 19 апреля 2019 года указано на увеличение массива тяжких и особо тяжких преступных посягательств, рост данной категории преступлений отмечен на территории обслуживания МО МВД России «Благовещенский» (+ 51,2%), рост числа краж на территории оперативного обслуживания МО МВД России «Благовещенский» составил (+27%, с 574 до 729). Отмечено, что общий удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах, от общего количества зарегистрированных преступных деяний увеличился. В МО МВД России «Благовещенский» удельный вес преступлений в общественных местах превысил средне областной показатель (от 28,8% до 33,2%), В то числе МО МВД России «Благовещенский» отмечено наибольшее количество приостановленных уголовных дел, где удельный вес приостановленных уголовных дел составил от 70,7% до 86,9% от общего числа расследованных. Коллегия решила строго указать начальнику МО МВД России «Благовещенский» Колотушкину И.Д. на допущенные просчеты в организации работы по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, повлекшие рост тяжких преступлений против собственности, преступлений в общественных местах, низкую эффективность раскрытия преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких видов, преступных посягательств имущественного характера,самоустранение от контроля за соблюдением законности и учетно-регистрационной дисциплины, ненадлежащий уровень взаимодействия подразделений с органом предварительного следствия по изобличению лиц, виновных в совершении преступлений, что привело к максимальному росту среди территориальных органов внутренних дел области числа уголовных дел, приостановленных производством по ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Потребовано принять во 2 квартале 2019 года организационно-практические меры, направленные на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности по указанным направлениям. Об эффективности принятых мер, направленных на устранение выявленных недостатков, заслушать его на заседании коллегии УМВД по итогам работы за 6 месяцев 2019 года.
В решении коллегии УМВД России по Амурской области № КУ-3дсп от 26 июля 2019 года отмечено, что по итогам 6 месяцев 2019 года оперативная обстановка на территории Амурской области характеризовалась увеличением числа зарегистрированных преступных деяний, увеличение криминальной напряженности отмечено более значительно в МО МВД России «Благовещенский» (+13,9%, с 2893 до 3294). Возросло число преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, наиболее сложное положение сложилось в МО МВД России «Благовещенский» (+ 47,5%, с 581 до 857). Выявлено уменьшение удельного веса раскрытых преступлений, негативная динамика раскрываемости отмечена наиболее значительно на территории МО МВД России «Благовещенский» (с 52,8% до 42,4%). Прокурорами городов и районов области для производства дополнительного следствия возвращены уголовные дела, наиболее худшие результаты по качеству предварительного следствия в следственных подразделениях, в том числе МО МВД России «Благовещенский», где удельный вес некачественно расследованных дел составил от 13,5% до 24,6%. Коллегия решила за допущенные просчеты в организации работы по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, непринятие в соответствии с решением коллегии УМВДот 19 апреля 2019 года № КУ-2дсп действенных организационно-практических мер по повышению эффективности деятельности подразделений Межмуниципального отдела МВД России «Благовещенский» по предупреждению, выявлению и раскрытию совершённых на территории обслуживания преступных посягательств, что повлекло увеличение числа тяжких и особо тяжких противоправных деяний (+47,5%, область+31,1%), преступлений против собственности, в том числе разбойных нападений (+42,9%), грабежей -19,1%, область -3%), краж (+21,3%, область +12,5%), краж из квартир (-66,7%, область +23%), преступлений, совершенных в общественных местах (+15,1%, область +7,9%), на бытовой почве (+22,8%), низкую эффективность раскрытия преступлений (42,4%, область 55,9%), в том числе тяжких и особо тяжких видов (37,6%, область 53,5%), преступных посягательств имущественного характера - грабежей (44,2%, область 61,5%), краж (21,4%, область 34,1%), краж из квартир (15,9%, область 30,1%), ненадлежащий уровень взаимодействия подразделений с органом предварительного следствия по изобличению лиц, виновных в совершении преступлений, что привело к увеличению числа уголовных дел, приостановленных следственным подразделением по ч. 1 ст. 208 УПК Российской Федерации (+20,5%, область +4,7%), наложить на начальника МО МВД России «Благовещенский» полковника полиции Колотушкина И.Д. дисциплинарное взыскание - выговор.Указанным решением коллегии также предписано: МО МВД России «Благовещенский» Колотушкину И.Д. с целью сокращения числа уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного следствия, организовать надлежащее взаимодействие с надзирающими прокурорами по сокращению сроков проверки уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением. Организовать проведение занятий со следователями с участием работников прокуратуры и суда.Принять организационные меры, направленные на эффективное сопровождение уголовных дел, с привлечением к данной работе всех служб, участвующих в раскрытии преступлений. Проанализировать причины, повлекшие ухудшение результатов работы по отдельным направлениям служебной деятельности следственных подразделений, принять эффективные меры, направленные на исправление сложившейся ситуации. О результатах доложить докладной запиской в СУ УМВД.
Приказом УМВД России по Амурской области № 1572 л/с от 17 сентября 2019 года за нарушения подпунктов 1,2 пункта 15 Положения об МВД России «Благовещенский», утвержденного приказом УМВД от 29 августа 2017 года № 502, выразившиеся в просчетах в организации работы по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, не принятии в соответствии с решением коллегии УМВД от 19 апреля 2019 года № КУ-2дсн действенныхорганизационно-практических мер по повышению эффективности деятельности подразделений межмуниципального отдела предупреждению, выявлению и раскрытию совершенных на территории обслуживания преступных посягательств, что повлекло увеличение числа тяжких и особо тяжких противоправных деяний, преступлений против собственности, в том числе разбойных нападений, грабежей, краж, в том числе из квартир, преступлений, совершенных в общественных местах, на бытовой почве, низкую эффективность скрытия преступлений, в том числе тяжкихи особо тяжких видов, преступных посягательств имущественного характера - грабежей, краж, краж из квартир, ненадлежащий уровень взаимодействия подразделений органом предварительного следствия по изобличению лиц, виновных в совершении преступлений, что привело к увеличению числа уголовных тел, приостановленных следственным подразделением по ч. 1 ст. 208 УПК Российской Федерации, на начальника МО МВД России «Благовещенский» Колотушкина И.Д. наложено дисциплинарное взыскание - выговор.
Ответчиком в материалы дела также представлен приказ УМВД России по Амурской области № 656 л/с от 19 апреля 2020 года, которым начальник МО МВД России «Благовещенский» Колотушкин И.Д. привлечен к дисциплинарной ответственности, за нарушения п.п. 41, 65 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, обадминистративных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, пп. 1 и пп. 10 п. 15 Положения МО МВД России «Благовещенский», утвержденного приказом УМВД от 29 августа 2017 года № 502, выразившиеся в неисполнении мероприятий, указанных в докладной записке по результатам проверки отказных материалов (рег. № 17/31 от 16 января 2019 года), и неэффективной организации контроляза учетного регистрационной дисциплиной, что привело к не регистрации в КУСП сообщений о дополнительных составах преступлениях и административных правонарушениях, содержащихся в отказных и административных материалах и не связанных с проверяемым событием, несоблюдению установленных прокурором сроков дополнительной проверки, несвоевременному назначению СМЭ и приобщению к материалам проверки ее результатов, необоснованному прекращению административного расследования и вынесению определений об отказе в возбуждении дела обадминистративном правонарушении, нарушениям порядка внесения прокурору ходатайств об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, сроков приобщения материалов к номенклатурному делу и наложения резолюций на заявлениях и сообщениях, не проведении лично или одним из заместителей опроса всех заявителей, изменивших первоначальную позицию или отказавшихся от ранее написанного заявления, наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Приказы УМВД России по Амурской области о наложении дисциплинарного взыскания № 656 л/с от 19 апреля 20189 ода, № 1572 л/с от 17 сентября 2019 года истцом не оспорены.
Отраженные ответчиком в вышеуказанных приказах сведения о состоянии преступности в Амурской области подтверждаются представленными ответчиком Сведениями о состоянии преступности в Амурской области и основных результатов деятельности ОВД за 3, 6, 9 месяцев 2019 года.
Судом также исследовалась докладная записка на имя начальника УМВД России по Амурской области по результатам проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины, статистической работы и организации взаимодействия служб в МО МВД России «Благовещенский», из которой следует, что в соответствии с п. 3.1 решения комиссии УМВД России по Амурской области по контролю за УРД и проведению сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях сотрудниками штаба и ИЦ УМВД, на основании служебного заседания в период с 1 по 11 октября 2019 года проведена проверка устранения ранее выявленных недостатков в МО МВД России «Благовещенский» по линии учетно-регистрационной дисциплины и статистической работе, а также организация взаимодействия служб при расследовании преступлений. В ходе проверки выявлено отсутствие организации работы по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков по линии учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы, отсутствие организации взаимодействия служб, при раскрытии и расследовании преступлений, ненадлежащий контроль за указанными направлениями, что привело к многочисленным системным нарушениям, допускаемыми сотрудниками МО МВД до настоящего времени, в результате которых нарушаются права граждан, в связи с чем, в целях устранения отмеченных нарушений предлагалось выслушать начальника МО МВД России «Благовещенский» Колотушкина И.Д. на коллегии УМВД по итогам работы за 9 месяцев 2019 года и решить вопрос о привлечении к строгой дисциплинарной ответственности.
В соответствии с пп. 1,2 п. 15 Положения о МО МВД России «Благовещенский», утв. приказом УМВД России по Амурской области от 29 августа 2017 года № 502, начальник МО МВД России «Благовещенский» организует деятельность МО МВД России «Благовещенский», докладывает руководителю УМВД России по Амурской области о результатах осуществления МО МВД России «Благовещенский» своих полномочий; вырабатывает и реализует на основе анализа оперативной обстановки меры по повышению эффективности применения сил и средств МО МВД России «Благовещенский».
Должностным регламентом (должностная инструкция) начальника МО МВД России «Благовещенский» Колотушкина И.Д., утв. начальником УМВД России по Амурской области 20 апреля 2017 года, с которой истец был ознакомлен 27 апреля 2017 года, предусмотрено, что начальник МО МВД России «Благовещенский» непосредственно подчиняется начальнику УМВД России по Амурской области является прямым начальником для всего личного состава МО МВД России «Благовещенский». Начальник отдела обеспечивает конституционные права, свободы и интересы, личную безопасность граждан, их собственности, а также охрану общественного порядка и общественной безопасности на обслуживаемой территории (п. 21); организует работы по предупреждению, пресечению, выявлении и раскрытию преступлений (п. 22); обеспечивает расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных подследственной органов внутренних дел (п. 23); обеспечивает производство по делам об административных правонарушениях, подведомственным органам внутренних дел (п. 27); руководит подчиненными подразделениями (п. 28); организует деятельность МО МВД России «Благовещенский», планирование и координацию деятельности структурных подразделений на территории обслуживания, докладывает руководителю УМВД России по Амурской области о результатах осуществления МО МВД России «Благовещенский» своих полномочий (п. 29); несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на МО МВД России «Благовещенский» (п. 30); организует прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством РФ (п. 33); вырабатывает и реализует на основе анализа оперативной обстановки меры по повышению эффективности применения сил и средств МО МВД России «Благовещенский» (п. 34); организует работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению (п. 35); обеспечивает производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел, в пределах компетенции исполнение административных наказаний (п. 36); осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам (п. 38).
Учитывая исследованные в судебном заседании доказательства, в том числе решения коллегии УМВД России по Амурской области № КУ-2дсп от 19 апреля 2019 года, № КУ-3дсп от 26 июля 2019 года, № КУ-4дсп от 25 октября 2019 года, докладную записку по результатам проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины, статистической работы и организации взаимодействия служб в МО МВД России «Благовещенский», приказы УМВД России по Амурской области оналожении дисциплинарного взыскания № 656 л/с от 19 апреля 20189 ода, № 1572 л/с от 17 сентября 2019 года, в совокупности с должностными обязанности истца, вмененными ему при возложении на него обязанностей начальника МО МВД России «Благовещенский», а также, установив фактические обстоятельства дела, суд находит, что материалами дела достоверно установлены обстоятельства нарушения истцом подпунктов 1,2 пункта 15 Положения об МО МВД России «Благовещенский», которыми истец должен был руководствоваться при исполнении своих служебных обязанностей.Данные нарушения выразились в системных недостатках при организации оперативно-служебной деятельности, непринятии должных организационных и практических мер по стабилизации оперативной обстановки, повышению эффективности работы подразделений отдела по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, не обеспечении надлежащего уровня взаимодействия подразделений при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений, отсутствии контроля за соблюдением статистической работы, учетно-регистрационной дисциплины и законности при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях и происшествиях, об административных правонарушениях, игнорировании управленческих решений УМВД России но Амурской области по устранению нарушений и недостатков в обеспечении учетно-регистрационной деятельности и статистической работы.
Принимая во внимание, что факт нарушения служебной дисциплины нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, указанное явилось законным основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 15 ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.
Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Федерального закона (ч. 16).
Так, в силу ч. 1 ст. 30 перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад (ч. 6).
Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке наложения дисциплинарного взыскания (п. 4 ч. 7 ст. 30).
Учитывая, что приказом УМВД России по Амурской области № 7 л/с от 9 января 2020 года истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода на нижестоящую должность, указанное основание предусмотрено ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 342-ФЗ, суд считает, что у ответчика имелись законные основания для осуществления перевода в порядке наложения дисциплинарного взыскания согласно п. 4 ч. 7 ст. 30 Федерального закона № 342-ФЗ.
Доводы истца о том, что деятельность территориального органа МВД России оценивается за календарный год, а также что итоговый ранжир от средневзвешенного значения оценочных показателей МО МВД России «Благовещенский» по итогам работы за 6 месяцев 2019 года составил 11-ю позицию из 18-ти, по итогам работы за 9 месяцев 2019 года 10-ю позицию из 18-ти, что не было принято во внимание наколлегиях УМВД, суд находит несостоятельными, ввиду того, что факты нарушений истцом своих должностных обязанностей, отражены в представленных ответчиком документах. Общий результат деятельности территориального органа внутренних дел при установлении конкретных нарушений, не может служить основанием от освобождения истца от дисциплинарной ответственности за допущенные им нарушения при осуществлении служебной деятельности.
Доводы истца о не проведении ответчиком служебных проверок по фактам системных просчетов в указанных направлениях деятельности, в связи с чем, по мнению истца, отсутствуют доказательства совершения им дисциплинарного проступка, суд находит несостоятельными, поскольку до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Учитывая изложенное, проведение служебной проверки является правом руководителя, и проводится при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Как следует из доводов представителя ответчика, при наложении дисциплинарного взыскания были учтены тяжесть совершенного проступка, учитывая, что в течение 2019 года истцу неоднократного указывалось на имеющиеся недостатки в его служебной деятельности, предоставлялось время для их устранения; учитывалось предшествующее поведение и отношение к службе, а именно привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора приказами № 656 л/с от 19 апреля 2019 года, № 1572 л/с от 17 сентября 2019 года.
Доводы истца о том, что начальник территориального органа МВД России на районном уровне не обладает полномочиями процессуального контроля по отношению к материалам и уголовным делам, находящимся в производстве следователей органов внутренних дел суд находит состоятельными. Вместе с тем, оспариваемым истцом приказом ему вменены системные недостатки в организации оперативно-служебной деятельности, непринятие должных организационных и практических мер по стабилизации оперативной обстановки, повышению эффективности работы подразделений отдела по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений, не обеспечение надлежащего уровня взаимодействия подразделений при поступлении сообщений о преступлении, раскрытии и расследовании преступлений, что не включает в себя вмешательство в деятельность следственных подразделений. В данном случае истец как начальник территориального органа МВД должен был организовать работу оперативно-служебной деятельности, его должностным регламентом предусмотрено, что руководитель территориального органа МВД России на районном уровне является начальником органа дознания и наделен соответствующими полномочиями по контролю и организации деятельности подразделений, относящихся к органам дознания, а также специализированных подразделений дознания.
Поскольку перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является мерой дисциплинарного взыскания, проверке подлежит порядок наложения дисциплинарного взыскания, установленный ст. 51 данного Закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года.
Так, согласно данной правовой норме, дисциплинарные взыскания на сотрудников органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания.
Проверяя порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, судом установлено, что решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности принято решением коллегии УМВД России по Амурской области №КУ-4дсп 25 октября 2019 года.
Справкой МО МВД России «Благовещенский» № 34 от 9 января 2020 года подтверждается, что начальник МО МВД России «Благовещенский» Колотушкин И.Д. был освобожден от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности с 24 октября 2019 года по 2 ноября 2019 года (лист освобождения № 750 от 2 ноября 2019 года).
Приказом УМВД России по Амурской области № 1857 л/с от 12 ноября 2019 года начальнику МО МВД России «Благовещенский» Колотушкину И.Д. предоставлен отпуск в период с 5 ноября 2019 года по 6 февраля 2020 года.
Согласно приказу УМВД России по Амурской области № 38 л/с от 14 января 2020 года в связи со служебной необходимостью Колотушкин И.Д. отозван из очередного отпуска с 9 января 2020 года.
Сторонами не оспаривалось, что Колотушкин И.Д. приступил к исполнению обязанностей 9 января 2020 года.
Приказ № 7 л/с о наложении дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел издан 9 января 2020 года, то есть в первый рабочий день истца, после 25 октября 2019 года, когда было принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности. Таким образом, ответчиком соблюдены сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности - не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, с учетом того, что в указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности истца, а также нахождения его в очередном отпуске.
Как следует из доводов представителя ответчика, и не оспаривалось истцом, до момента ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания № 7 л/с от 9 января 2020 года, Колотушкин И.Д. подал рапорт о переводе его на другую должность, которая является нижестоящей по отношению к должности начальника МО МВД России «Благовещенский». В материалах дела имеется рапорт истца от 9 января 2020 года о переводе его с должности начальника МО МВД России «Благовещенский» на должность заместителя начальника отдела по раскрытию преступлений общеуголовной направленности, совершенных организованными преступными группами УУР УМДВ. Удовлетворяя рапорт истца от 9 января 2020 года о переводе на другую должность, ответчиком издан соответствующий приказ № 10 л/с от 10 января 2020 года о назначении Колотушкина И.Д. на должность заместителя начальника отдела по раскрытию преступлений общеуголовной направленности, совершенных организованными преступными группами УРР УМВД.
Таким образом, судом установлено, что приказ № 7 л/с от 9 января 2020 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде перевода истца на нижестоящую должность в органах внутренних дел не был реализован, поскольку до момента ознакомления с ним истцом подан рапорт о переводе его на другую должность, данный рапорт был удовлетворен.
До наложения дисциплинарного взыскания от истца затребовано объяснение в письменной форме, в материалах дела имеется письменное объяснение Колотушкина И.Д. от 9 января 2020 года.
Проверяя порядок ознакомления истца с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, суд приходит к выводу, что с данным приказом истец ознакомлен 10 января 2020 года, то есть в течение трех рабочих дней.
Ознакомление истца с приказом подтверждается представленным скриншотом с Сервиса электронного документооборота МВД России, который используется сотрудниками МВД. Судом установлено, что приказ о наложении дисциплинарного взыскания № 7 л/с от 9 января 2020 года по СЭД МВД России 10 января 2020 года поступил в Отдел делопроизводства и режима МО МВД России «Благовещенский». В этот же день приказ был отписан Колотушкиным И.Д. в работу в Отдел делопроизводства и режима Чихняевой Е.Н.
Как следует из доводов представителя ответчика и не оспаривалось истцом, все документы из УМВД России по Амурской области направляются по СЭД МВД России по Амурской области начальнику МО МВД России «Благовещенский», который отписывает документы в работу сотрудникам. Данный приказ был также отписан начальником МО МВД России «Благовещенский» в Отдел делопроизводства и режима, что свидетельствует, что истец был ознакомлен с ним.
Доводы истца о том, что в течение 2019 года она не был ознакомлен под расписку с приказами о наложении дисциплинарного взыскания, не имеют значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку указанные приказы о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора им в рамках настоящего дела не оспаривались.
Таким образом, в результате проверки судом порядка наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел, суд приходит к выводу, что нарушений процедуры, которые могли бы явиться основанием для признания наложения дисциплинарного взыскания незаконным, ответчиком не допущено.
Все обстоятельства, послужившие основанием для наложения дисциплинарного взыскания, изложены в приказе УМВД России по Амурской области № 7л/с от 9 января 2020 года, степень ответственности Колотушкина И.Д. соответствует тяжести совершенного проступка.
Таким образом, поскольку судом достоверно установлено, что у ответчика имелись законные основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности и им был соблюден порядок привлечения Колотушкина И.Д. к такой ответственности, принимая во внимание установленные законодателем требования соблюдения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца к УМВД России по Амурской области.
Заявленный иск не обоснован и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Колотушкину И. Д. в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Амурской области о признании незаконным приказа № 7 л\с от 9 января 2020 года «О наложении дисциплинарного взыскания на полковника полиции Колотушкина И.Д.» и отмене данного приказа отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 3 августа 2020 года.
Судья Н.Н.Матюханова