Решение по делу № 33-42/2021 от 15.09.2020

Дело № 33-42/2021 (№ 33-3157/2020)

Судья Акульчева М.В. ( дело № 2-1520/2020, УИД 68RS0002-01-2020-001882-83).

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 19 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

судей: Рязанцевой Л.В., Коростелёвой Л.В.,

при секретаре Самарцевой Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тамбовского гарнизона, действующего в защиту интересов Сушковой Н.А. к ФГКУ « 1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы,

по апелляционной жалобе ФГКУ « 1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ» на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Тамбовского гарнизона обратился в защиту интересов Сушковой Н.А. с иском к ответчику о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

В обоснование своих требований указал, что Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка по обращению Плешивцевой Н.М. в связи с невыплатой ей филиалом №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ заработной платы в 2019 году во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Проверкой установлено, что филиал №9 ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ г. Тамбов является структурным подразделением ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ.

14.05.2007 года между работодателем в лице начальника филиала №9 ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ и Сушковой Н.А. заключен трудовой договор, истец назначена на должность младшей сестры по уходу за больными госпитального отделения.

На основании телефонограммы начальника ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ №*** от 30.09.2019 года доведены лимиты бюджетных обязательств на повышение оплаты труда отдельным категориям работников на общую сумму в 3 678 200 руб., которые работникам начислены, но до сих пор не выплачены.

Приказом начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ от 01.10.2019 года №*** произведено начисление дополнительной стимулирующей выплаты за сентябрь 2019 года.

Приказом начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны РФ от 23.12.2019 года №*** по начисленным, но не выплаченным суммам произведен перерасчет и данные выплаты аннулированы.

Просит взыскать с ответчика начисленную в сентябре 2019 года Сушковой Н.А., но не выплаченную заработную плату в размере 26 456,07 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 августа 2020 года исковые требования Военного прокурора Тамбовского гарнизона, действующего в защиту интересов Сушковой Н.А., к ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, удовлетворены.

С ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Сушковой Н.А. взыскана начисленная, но не выплаченная заработная плата за сентябрь 2019 года в сумме 26 456,07 руб.

В апелляционной жалобе ФГКУ « 1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ» в лице начальника ( главного врача) Долгова Е. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение.

Автор жалобы отмечает, что суд не счел подлежащим удовлетворению ходатайства ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны РФ о замене ответчика на филиал № *** ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России, поскольку главным распорядителем денежных средств ошибочно посчитал ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России. ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России только направляет в филиал № *** запрошенную ими сумму, а перечисление полученных сумм работникам филиала № ***, в том числе заработную плату, стимулирующие надбавки, премии распределяет непосредственный начальник филиала № *** согласно положению о филиале и должностной инструкции.

Отмечает, что лимиты бюджетных обязательств на повышение оплаты труда отдельным категориям работников на общую сумму 3 678 200 руб. действительно были доведены до филиала № *** ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России на основании представленных ими расчетов.

Соответственно начисления стимулирующей надбавки за сентябрь 2019 года были произведены с учетом того, что денежные средства поступят от довольствующего органа. Однако, финансирование ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России довольствующим финансовым органом было произведено только 19.12.2019г. и в объемах, значительно меньших от фактической потребности. Корректировка сумм в связи с потребностью в денежных средствах, превышающих плановые расчеты для выплаты стимулирующей надбавки по Указу Президента РФ от 07.05.2012г № 597, до декабря 2019г. не производилась. В декабре 2019г. Департаментом социальных гарантий Министерства обороны России была проведена корректировка сумм для выплаты стимулирующей надбавки по Указу Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 с учетом выплаты в течение года медицинским работникам премий по приказу Министра обороны от 26.07.2010г. № 1010, а также увеличения заработной платы на 4,3 %, т.е. в меньшую сторону.

После получения денежных средств ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России 24.12.2019 г. перечислило средства для выплаты стимулирующей надбавки филиалам, согласно скорректированным Департаментом социальных гарантий суммам.

Кроме того, поясняет, что выполнение целевых показателей по отношению заработной платы медицинских сотрудников к средней заработной плате по региону производится нарастающим итогом с начала года и все выплаченные суммы учитываются при подсчете. В связи с тем, что в декабре 2019 г. ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России было профинансировано в суммах, меньших от фактической потребности, то и филиалы были профинансированы только согласно плановым показателям, без учета фактической потребности. Целевые показатели считаются в целом по определенной категории медицинского персонала, а не по каждому человеку. При этом заработная плата конкретного сотрудника может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента №597.

Автор жалобы отмечает, что в связи с возникшей напряженностью филиал № *** в декабре 2019 года был дополнительно профинансирован сверх уточненной потребности в сумме 1 719 577,0 тыс. руб. Выполнение целевых показателей в 2019г. в филиале № *** составило ***% по врачам, ***% по среднему медицинскому персоналу и ***% по младшему медицинскому персоналу. По среднему медицинскому персоналу целевые показатели даже перевыполнены. Доначисление сумм в массовом порядке, по мнению автора жалобы, возможно приведет к перевыполнению показателей и отнесение их проверяющими контрольными органами Министерства обороны Российской Федерации к незаконным расходам.

Все денежные средства, выделенные Департаментом, были направлены на повышение уровня оплаты труда врачам и иным медицинским работникам согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012г № 597. На другие цели денежные средства не отвлекались, что подтверждено проверками органов Федерального казначейства.

Кроме того, ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России и филиалы являются казенными учреждениями и дополнительных источников доходов не имеют. Все полученные денежные средства, в разрешенных случаях от платной деятельности, подлежат перечислению в доход государства, следовательно, возможность по дополнительной оплате труда медицинских работников в Учреждениях отсутствует.

Поясняет, что начальник (главный врач) ФГКУ « 1586 ВКГ» Минобороны России в трудовых отношениях с Плешивцевой Н.М. не состоит и соответственно не наделен полномочиями по выплате ей заработной платы, не является участником правоотношений. Полномочиями по выплате заработной платы работникам согласно положению о филиале № *** обладает начальник непосредственно филиала № 9. Ответственность за отмену приказа и невыплаты работникам в последующем доведенных госпиталем 24.12.2019г. денежных средств несет начальник непосредственного филиала.

В дополнительной апелляционной жалобе ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России в лице представителя по доверенности А.Шишкова указывает, что в декабре 2019 г. Департаментом социальных гарантий Минобороны России сумма по «дорожной карте» была скорректирована с учетом выплаты в течение года премии медицинским работникам по приказу Министра обороны №*** от 26.07.2010 г. и индексации фонда оплаты труда с 1 октября 2019 г. на 4,3%. Соответственно сумма, причитающаяся по «дорожной карте» Фиала №*** ( с учетом 300 ЛАМ) уменьшилась с 17 958 700 руб. до 12 895 500 руб. ( из них для филиала 10 402 600 руб.), при этом на лицевой счет филиала №*** уже были доведены средства по «дорожной карте» в сумме 15 421 309 руб. и в декабре было еще доведено 1 719 577 руб. ( всего 17 140 886 руб.).

Таким образом, из-за некачественного планирования со стороны филиала, в 2019 г. ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России профинансировало Филиал №*** на 4 245 386 руб. больше, чем было запланировано.

Автор жалобы сообщает, что для достижения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 филиал должен был экономию фонда заработной платы медицинских работников направлять исключительно на повышение уровня их заработной платы. Согласно представленным расчетам на 2019 г., филиал планировал выплатить медицинским сотрудникам 52 807 300 руб. из фонда оплаты труда. Однако, на основании представленных сведений о выполнении целевого показателя по соотношению средней заработной платы медицинских работников военно-медицинских организаций к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации, Филиалом было выплачено только 44 113 700 руб., т.е. филиал не доплатил своим медицинским работникам из фонда заработной платы 8 693 600 руб. В то же время филиал был дополнительно профинансирован на сумму 6 612 386 руб., т.е. при рациональном использовании своего фонда заработной платы денежных средств должно было хватить для выполнения целевых показателей по итогам за год.

Обращает внимание, что изложенные военным прокурором Тамбовского гарнизона доводы о якобы доведенных телефонограммой начальника ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России № *** от 30 сентября 2019 г. лимитов бюджетных обязательств на повышение оплаты труда за сентябрь 2019 г. на общую сумму 3 678 200 руб. не соответствуют действительности, поскольку в указанной телефонограмме сказано о планировании доведения указанных лимитов. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до подведомственных учреждений на основании расходных расписаний, через органы Федерального казначейства.

Кроме того, отмечает, что ответственность за обеспечение заработной платой и другими выплатами работникам лежит на начальнике Филиала №***.

Полагает, что необоснованный отказ истца от замены ненадлежащего ответчика, может привести к нарушению прав и законных интересов других лиц и интересов государства и служит основанием полагать о злоупотреблении правом в рамках статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В возражениях относительно жалобы военный прокурор Тамбовского гарнизона Иванченко В.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что отсутствие денежных средств само по себе не может повлечь освобождение от предусмотренной нормативными актами обязанности по начислению и выплате денежных средств.

Выслушав объяснения представителя ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России» по доверенности Шишкова А.М. с использованием систем видеоконференц-связи, поддержавшего жалобу, помощника военного прокурора Тамбовского гарнизона Каменского Е.Р., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда указанным требованиям закона не отвечает.

При разрешении спора, удовлетворяя исковые требования о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, суд первой инстанции указал, что факт начисления денежных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 подтверждается копией расчетного листка работника Сушковой Н.А. за сентябрь 2019 г.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он не соответствует материалам дела.

Как обоснованно указано в доводах апелляционной жалобы, телефонограммой начальника ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ № *** от 30.09.2019 г. до филиала госпиталя №*** в г.Тамбове были лишь доведены лимиты бюджетных обязательств на повышение оплаты труда отдельным категориям работников на общую сумму в 3 678 200 руб.

Как следует из пояснений в суде апелляционной инстанции главного бухгалтера филиала №*** Авериной Т.Б., начислять выплаты до осуществления финансирования нельзя.

Кроме того, согласно приказу начальника филиала №*** ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ от 23.12.2019 г. № *** в отношении медицинского персонала отменена стимулирующая выплата «Дорожная карта» за сентябрь 2019 г., установленная приказом по филиалу госпиталя от 01.10.2019 г. №***.

При изложенных обстоятельствах, оснований для взыскания с ответчика суммы 26 456,07 руб. как начисленной, но не выплаченной, не имелось. В связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене на основании части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводом суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела с принятием нового решения.

При этом, судебная коллегия на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности в целях защиты нарушенных прав проверяет обжалуемое решение, не связывая себя доводами апелляционной жалобы.

Российская Федерация- это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики поручено принять до 01.12.2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги- до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе ( подпункт «е» пункт 1).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2599-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана. Согласно пункту 2 плана реализация «дорожной карты» призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Как следует из материалов дела, между работодателем в лице начальника филиала Ермолаевым А.Н. и Сушковой Н.А. заключен трудовой договор от 14.07.2007 г. №*** и она принята на должность младшей сестры по уходу за больными госпитального отделения.

В соответствии с сообщением ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Минобороны России № *** от 29.12.2020 г. целевые показатели по средней заработной плате за 2019 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по младшему медицинскому персоналу не выполнены на 7,7% на сумму 1 344 300 рублей. Тем самым, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 в отношении младшего медицинского персонала, в том числе и конкретного работника Сушковой Н.А., не выполнен в 2019 г.

Вместе с тем, представленный истцом расчет не может быть положен в основу для удовлетворения исковых требований на дату принятия решения, поскольку не учитывает все произведенные выплаты Сушковой Н.А. за 2019 г., что приведет к перевыполнению целевых показателей.

Согласно представленному истцом и выполненному филиалом №*** расчету размера стимулирующих выплат младшему медицинскому персоналу до выполнения целевых показателей в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 за 2019 год за фактически отработанное время по критериям качества работы, сумма невыплаченных Сушковой Н.А. денежных средств составила 15 972,39 руб. Данный расчет сделан с учетом всех выплаченных работнику сумм за 2019 г. Ответчиком данный расчет не оспаривается,

Таким образом, принимая во внимание, что целевые показатели по средней заработной плате за 2019 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по младшему медицинскому персоналу не выполнены, денежные средства по «дорожной карте» в сентябре 2019 г. Сушковой Н.А. не выплачивались, с ответчика подлежит взысканию 15 972,39 руб.

Доводы апелляционной жалобы, что ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком несостоятельны.

Филиал №*** ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России является структурным подразделением ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.01.2003 г. Именно ответчик является распорядителем денежных средств филиала.

Не отрицая того факта, что целевые показатели в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по младшему медицинскому персоналу филиала №9 не выполнены, ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России в доводах жалобы ссылается на некачественное планирование и распределение денежных средств непосредственно Филиалом №***.

Вместе с тем, указанные обстоятельства нельзя положить в основу для отказа в удовлетворении требований по защите трудовых прав конкретных работников, в том числе Сушковой Н.А.

Иных обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отказу во взыскании недополученных денежных средств в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, в доводах апелляционной жалобы не приведено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 4 августа 2020 года отменить и принять новое решение.

Взыскать с ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в пользу Сушковой Н.А. 15 972,39 рублей.

Взыскать с ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ-г.Тамбов государственную пошлину в размере 639 рублей.

В удовлетворении иска прокурора в остальной части отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-42/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сушкова Надежда Алексеевна
Военный прокурор Тамбовского гарнизона
Ответчики
ФГКУ 1586 ВКГ МО РФ
филиал № 9 ФГКУ 1586 ВКГ МО РФ
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Рязанцева Людмила Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
15.09.2020Передача дела судье
14.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2021Передано в экспедицию
19.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее