Решение по делу № 33-3-6787/2024 от 15.07.2024

судья Данилова Е.С. № 2-947/2024

№ 33-3-6787/2024

УИД 26RS0002-01-2024-000795-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь 06.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам

Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Чернышовой Н.И.,

судей Гукосьянца Г.А. и Евтуховой Т.С.,

при секретаре судебного заседания Хашировой К.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.С.В. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ДНТ «Луч» о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г. Ставрополя К.А.А., апелляционной жалобе представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя З.А.Б. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Гукосьянца Г.А., судебная коллегия

установила:

С.С.В. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к администрации города Ставрополя, ДНТ «Луч», в котором, ссылаясь на отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность, просила:

- установить границы земельного участка в ДНТ «Луч» , <адрес> в координатах:

№ точки

Длина линий (м)

X (м)

Y(m)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

- признать за С.С.В. право собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес> (л.д. 5-9, 93а).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя (л.д. 1-3).

Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования С.С.В. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, ДНТ «Луч» об установлении границ земельного участка удовлетворены.

Установлены границы земельного участка в ДНТ «Луч» , <адрес> в координатах:

№ точки

Длина линий (м)

X (м)

Y(m)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признано за С.С.В. право собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес>.

Указано, что данное решение является основанием для внесения в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленных сведений и регистрацией права собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес> за С.С.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ), в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (л.д. 100-110).

В апелляционных жалобах представитель ответчика администрации г.Ставрополя К.А.А. (л.д. 112-114) и представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя З.А.Б. (л.д.118-120) указывают, что согласно сведениям из ЕГРП испрашиваемый земельный участок отсутствует; проект межевания территории ДНТ «Луч» отсутствует; доказательств того, что испрашиваемый земельный участок образуется из земель, выделенных ДНТ «Луч» до дня вступления в силу Закона № 66-ФЗ не представлено; выписка из протокола общего собрания членов ДНТ не может являться документом, устанавливающим распределение испрашиваемого земельного участка в собственность; обращение в суд с иском об установлении границ земельного участка направлено на обход установленного законодательством административного порядка. Просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Возражений на апелляционные жалобы не поступило.

Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что садоводческому товариществу «Луч» на основании решения главы Администрации города Ставрополя за от ДД.ММ.ГГГГ был выделен в коллективно - долевую собственность для закрепления под садовый участок земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 34,0 га и выдано свидетельство о праве собственности на землю. Свидетельство о праве собственности на-землю от ДД.ММ.ГГГГ .

С.Е.Ю. является членом дачного некоммерческого товарищества "Луч", в котором, ей принадлежит земельный участок , находится в фактическом ее владении и пользовании, регулярно уплачивает членские взносы и иные платежи.

Согласно выписке из протокола общего собрания членов ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ и справки, за подписью председателя, истцу был выделен земельный участок из земельного надела, находящиеся в коллективном садоводстве .

Как следует из Схемы организации и застройки территории ДНТ «Луч», земельный участок расположен в границах ДНТ «Луч».

Для приведения в порядок документов на земельный участок, который истцу как члену ДНТ «Луч», был распределен, истец обратился по вопросу постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в связи с тем, что отсутствует кадастровый номер, подано заявление об образовании данного земельного участка. В порядке информационного взаимодействия, письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ , истцу было отказано в предоставлении данной услуги.

Так же ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась с заявлением о предоставлении ей в собственность, на что получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ . В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги, указано, что основанием для отказа, является: 1) отсутствует утвержденный проект организации и застройки территории ДНТ «Луч»; 2) границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием действующего законодательства, сведения отсутствуют; 3) выписка из протокола не соответствует сведениям.

Для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, в целях устранения возникших противоречий и проверки доводов сторон, судом по ходатайству истца назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ местоположение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, его конфигурация (границ) и площадь, определенная при экспертном осмотре, методом геодезических определений координат характерных (поворотных) точек, составила 600 кв.м. Фактические границы (их конфигурация) и площадь земельного участка ДНТ «Луч», указаны в (Схеме. 5). Фактические границы земельного участка ДНТ «Луч» можно описать следующими пространственными координатами (Таблица. 1.) (Таблица. 1 пк Схеме.5):

№ точки

Длина линий (м)

X (м)

Y(m)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признавая заключение эксперта относимым и допустимым доказательством, суд исходил из того, что оно является ясным, полным, экспертиза проведена и заключение составлено квалифицированным экспертом, имеющим специальное образование в исследуемой области, экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ст. 86 ГПК РФ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, выводы эксперта полные и мотивированные, носят категоричный характер, с оценкой научной обоснованности сделанного заключения, в связи с чем, оснований сомневаться либо не доверять выводам эксперта не имеется.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, учел, что С.С.В. является членом ДНТ «Луч», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного ДНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участок по целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в предоставлении СеминойС.В., не представлено, что земельный участок в ДНТ «Луч» находится в границах ДНТ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования С.С.В. о признании за ней права собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес> подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, по следующим основаниям.

Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В соответствии со ст.ст. 20, 21 указанного Федерального закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных. Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются из числа членов такого объединения и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются: 1) число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный; 2) срок полномочий уполномоченного такого объединения; 3) порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней); 4) возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения.

К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов; 3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

В соответствии со ст. 22 Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2.7 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2031 члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (п. 2.8).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении (п. 2.10).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2.7 - 2.10 настоящей статьи (п. 2.11).

Согласно заявленным требованиям истец основывает свой иск на приведенных выше положениях ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и положениях п.п. 2.7, 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В силу вышеприведенных правовых положений для удовлетворения заявленных требований необходимо установить, что: либо спорный земельный участок, составляющий территорию ДНТ "Луч", был предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, а спорный земельный участок был предоставлен в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, дающим гражданину, являющемуся членом данного некоммерческого объединения, право бесплатно приобрести его в собственность; либо спорный земельный участок не был предоставлен члену указанной некоммерческой организации, образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" некоммерческой организации; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, что также до 01.03.2031 члену некоммерческой организации дает право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.

Из материалов дела следует, что садоводческому товариществу «Луч» на основании решения главы администрации города Ставрополя за от ДД.ММ.ГГГГ был выделен в коллективно-долевую собственность для закрепления под садовый участок земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 34,0 га и выдано свидетельство о праве собственности на землю. Свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером присвоенным ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, площадью 340 000 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования для закрепления под садовый участок, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют (л.д. 59-61).

Согласно имеющейся в материалах дела (л.д. 38-39) и приобщенной судом апелляционной инстанции выпискам из ЕГРЮЛ истец С.С.В. является председателем ДНТ «Луч» (ранее СТ «Луч») с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, которое было образовано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Справкой ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя правления С.С.В. подтверждается, что она является членом ДНТ «Луч» и ей принадлежит на праве пользования земельный участок площадью 600 кв.м. по адресу: ДНТ «Луч» на основании протокола отчетно-перевыборного общего собрания членов ДНТ «Луч» в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 40).

В соответствии с выпиской из протокола общего собрания ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ С.С.В. выделен земельный участок , входящий в общую площадь массива, переданного товариществу «Луч», в натуре по фактически сложившимся границам и площадью 600 кв.м. (л.д. 41).

Судебная коллегия критически относится к представленным ДНТ «Луч» документам, в обоснование законности предоставления С.С.В. испрашиваемого земельного участка , входящий в общую площадь массива, переданного товариществу «Луч», поскольку, как указано выше, границы предоставленного ДНТ «Луч» земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют.

Каких-либо доказательств подтверждающих нахождение земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером истцом не представлено, так как выводы заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ этого не подтверждают. Схема застройки территории ДНТ «Луч» также данный факт не может подтвердить, поскольку не содержит указаний на фактическое расположение земельных участков расположенных в ДНТ. Земельный участок никогда ранее не был сформирован в установленном порядке и никогда не стоял на кадастровом учете. Земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 34,0 га кадастровый границ также не имеет.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований С.С.В., заявленных на основании п. 4 ст. 28 ранее действовавшего Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Кроме того, из доводов апелляционных жалобы следует, что согласно сведениям ЕГРП земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует.

Согласно межевому плану испрашиваемый земельный участок с КН является вновь образуемым путем выдела из общего земельного участка, предоставленного ДНТ «Луч» с кадастровым номером (л.д.13-21).

Из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу проведения государственного кадастрового учета, в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, следует, что в силу норм ст. 39.14 ЗК РФ и с учетом, что границы земельного участка, в отношении которого представлено заявление необходимо образовать, одним из этапов предоставления земельного участка является предварительное согласование его предоставления.

Разъяснено право обратиться в комитет по данному вопросу, с приложением документов, предусмотренных п. 2.7 ст. 3.7 Закона № 137-Ф3 (л.д. 37).

В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления в собственность земельного участка в ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что: 1) согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют; 2) проект межевания территории ДНТ «Луч» отсутствует; 3) выписка из протокола общего собрания ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ не может являться документом, устанавливающим распределение испрашиваемого земельного участка в собственность (л.д. 33-36).

Судебная коллегия принимает во внимание, что указанные ответы в установленном законом порядке истцом не обжалованы, незаконными не признаны, на администрацию города не возложена какая-либо обязанность по восстановлению нарушенных прав истца, в то время как ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на положениях которой также основаны исковые требования, предусмотрен определенный административный порядок для приобретения в собственность земельного участка на основании п. 2.7 указанной статьи, при этом решение суда не может подменять административные процедуры, с целью обойти которые фактически заявлены исковые требования.

При этом как следует из межевого плана, выделяемый земельный участок сформирован кадастровым инженером из земельного участка с кадастровым номером , однако последний стоит на кадастровом учете без координат границ, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Координаты образуемого земельного участка установлены на основании аналитического метода и согласно схеме расположения земельных участков и чертежа земельных участков и их частей налагаются на земельный участок с кадастровым номером (л.д.13-21).

Таким образом, как указано выше, не имеется всей совокупности условий, предусмотренных п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", дающий право истцу, независимо от даты вступления в членство, приобрести находящийся в муниципальной собственности спорный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.

Ввиду отсутствия правовых оснований для признания за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок, то и требования об установлении его границ удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно п. п. 3, 4 ст. 14 утратившего с 01.01.2019 силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Согласно п. 18 ст. 54 ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В ст. 39.2 ЗК РФ указано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в переделах компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований С.С.В. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ДНТ «Луч» о признании права собственности на земельный участок в полном объеме, по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ – в связи с нарушением норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.С.В. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ДНТ «Луч» о признании права собственности на земельный участок – отказать в полном объеме.

Апелляционные жалобы представителя ответчика администрации г.Ставрополя К.А.А. и представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя З.А.Б. удовлетворить.

Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции (<адрес>) в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

судья Данилова Е.С. № 2-947/2024

№ 33-3-6787/2024

УИД 26RS0002-01-2024-000795-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь 06.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам

Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Чернышовой Н.И.,

судей Гукосьянца Г.А. и Евтуховой Т.С.,

при секретаре судебного заседания Хашировой К.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.С.В. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ДНТ «Луч» о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г. Ставрополя К.А.А., апелляционной жалобе представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя З.А.Б. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Гукосьянца Г.А., судебная коллегия

установила:

С.С.В. обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к администрации города Ставрополя, ДНТ «Луч», в котором, ссылаясь на отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность, просила:

- установить границы земельного участка в ДНТ «Луч» , <адрес> в координатах:

№ точки

Длина линий (м)

X (м)

Y(m)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

- признать за С.С.В. право собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес> (л.д. 5-9, 93а).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя (л.д. 1-3).

Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования С.С.В. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, ДНТ «Луч» об установлении границ земельного участка удовлетворены.

Установлены границы земельного участка в ДНТ «Луч» , <адрес> в координатах:

№ точки

Длина линий (м)

X (м)

Y(m)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признано за С.С.В. право собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес>.

Указано, что данное решение является основанием для внесения в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленных сведений и регистрацией права собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес> за С.С.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ), в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (л.д. 100-110).

В апелляционных жалобах представитель ответчика администрации г.Ставрополя К.А.А. (л.д. 112-114) и представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя З.А.Б. (л.д.118-120) указывают, что согласно сведениям из ЕГРП испрашиваемый земельный участок отсутствует; проект межевания территории ДНТ «Луч» отсутствует; доказательств того, что испрашиваемый земельный участок образуется из земель, выделенных ДНТ «Луч» до дня вступления в силу Закона № 66-ФЗ не представлено; выписка из протокола общего собрания членов ДНТ не может являться документом, устанавливающим распределение испрашиваемого земельного участка в собственность; обращение в суд с иском об установлении границ земельного участка направлено на обход установленного законодательством административного порядка. Просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Возражений на апелляционные жалобы не поступило.

Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что садоводческому товариществу «Луч» на основании решения главы Администрации города Ставрополя за от ДД.ММ.ГГГГ был выделен в коллективно - долевую собственность для закрепления под садовый участок земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 34,0 га и выдано свидетельство о праве собственности на землю. Свидетельство о праве собственности на-землю от ДД.ММ.ГГГГ .

С.Е.Ю. является членом дачного некоммерческого товарищества "Луч", в котором, ей принадлежит земельный участок , находится в фактическом ее владении и пользовании, регулярно уплачивает членские взносы и иные платежи.

Согласно выписке из протокола общего собрания членов ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ и справки, за подписью председателя, истцу был выделен земельный участок из земельного надела, находящиеся в коллективном садоводстве .

Как следует из Схемы организации и застройки территории ДНТ «Луч», земельный участок расположен в границах ДНТ «Луч».

Для приведения в порядок документов на земельный участок, который истцу как члену ДНТ «Луч», был распределен, истец обратился по вопросу постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в связи с тем, что отсутствует кадастровый номер, подано заявление об образовании данного земельного участка. В порядке информационного взаимодействия, письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ , истцу было отказано в предоставлении данной услуги.

Так же ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась с заявлением о предоставлении ей в собственность, на что получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ . В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги, указано, что основанием для отказа, является: 1) отсутствует утвержденный проект организации и застройки территории ДНТ «Луч»; 2) границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием действующего законодательства, сведения отсутствуют; 3) выписка из протокола не соответствует сведениям.

Для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, в целях устранения возникших противоречий и проверки доводов сторон, судом по ходатайству истца назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ местоположение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, его конфигурация (границ) и площадь, определенная при экспертном осмотре, методом геодезических определений координат характерных (поворотных) точек, составила 600 кв.м. Фактические границы (их конфигурация) и площадь земельного участка ДНТ «Луч», указаны в (Схеме. 5). Фактические границы земельного участка ДНТ «Луч» можно описать следующими пространственными координатами (Таблица. 1.) (Таблица. 1 пк Схеме.5):

№ точки

Длина линий (м)

X (м)

Y(m)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признавая заключение эксперта относимым и допустимым доказательством, суд исходил из того, что оно является ясным, полным, экспертиза проведена и заключение составлено квалифицированным экспертом, имеющим специальное образование в исследуемой области, экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ст. 86 ГПК РФ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, выводы эксперта полные и мотивированные, носят категоричный характер, с оценкой научной обоснованности сделанного заключения, в связи с чем, оснований сомневаться либо не доверять выводам эксперта не имеется.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, учел, что С.С.В. является членом ДНТ «Луч», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного ДНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участок по целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в предоставлении СеминойС.В., не представлено, что земельный участок в ДНТ «Луч» находится в границах ДНТ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования С.С.В. о признании за ней права собственности на земельный участок в ДНТ «Луч» , <адрес> подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, по следующим основаниям.

Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В соответствии со ст.ст. 20, 21 указанного Федерального закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных. Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются из числа членов такого объединения и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются: 1) число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный; 2) срок полномочий уполномоченного такого объединения; 3) порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней); 4) возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения.

К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов; 3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

В соответствии со ст. 22 Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2.7 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2031 члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (п. 2.8).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении (п. 2.10).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2.7 - 2.10 настоящей статьи (п. 2.11).

Согласно заявленным требованиям истец основывает свой иск на приведенных выше положениях ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и положениях п.п. 2.7, 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В силу вышеприведенных правовых положений для удовлетворения заявленных требований необходимо установить, что: либо спорный земельный участок, составляющий территорию ДНТ "Луч", был предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, а спорный земельный участок был предоставлен в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом, дающим гражданину, являющемуся членом данного некоммерческого объединения, право бесплатно приобрести его в собственность; либо спорный земельный участок не был предоставлен члену указанной некоммерческой организации, образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" некоммерческой организации; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, что также до 01.03.2031 члену некоммерческой организации дает право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.

Из материалов дела следует, что садоводческому товариществу «Луч» на основании решения главы администрации города Ставрополя за от ДД.ММ.ГГГГ был выделен в коллективно-долевую собственность для закрепления под садовый участок земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 34,0 га и выдано свидетельство о праве собственности на землю. Свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером присвоенным ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, площадью 340 000 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования для закрепления под садовый участок, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют (л.д. 59-61).

Согласно имеющейся в материалах дела (л.д. 38-39) и приобщенной судом апелляционной инстанции выпискам из ЕГРЮЛ истец С.С.В. является председателем ДНТ «Луч» (ранее СТ «Луч») с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, которое было образовано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Справкой ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя правления С.С.В. подтверждается, что она является членом ДНТ «Луч» и ей принадлежит на праве пользования земельный участок площадью 600 кв.м. по адресу: ДНТ «Луч» на основании протокола отчетно-перевыборного общего собрания членов ДНТ «Луч» в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 40).

В соответствии с выпиской из протокола общего собрания ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ С.С.В. выделен земельный участок , входящий в общую площадь массива, переданного товариществу «Луч», в натуре по фактически сложившимся границам и площадью 600 кв.м. (л.д. 41).

Судебная коллегия критически относится к представленным ДНТ «Луч» документам, в обоснование законности предоставления С.С.В. испрашиваемого земельного участка , входящий в общую площадь массива, переданного товариществу «Луч», поскольку, как указано выше, границы предоставленного ДНТ «Луч» земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют.

Каких-либо доказательств подтверждающих нахождение земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером истцом не представлено, так как выводы заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ этого не подтверждают. Схема застройки территории ДНТ «Луч» также данный факт не может подтвердить, поскольку не содержит указаний на фактическое расположение земельных участков расположенных в ДНТ. Земельный участок никогда ранее не был сформирован в установленном порядке и никогда не стоял на кадастровом учете. Земельный участок, расположенный в <адрес>, общей площадью 34,0 га кадастровый границ также не имеет.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований С.С.В., заявленных на основании п. 4 ст. 28 ранее действовавшего Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Кроме того, из доводов апелляционных жалобы следует, что согласно сведениям ЕГРП земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует.

Согласно межевому плану испрашиваемый земельный участок с КН является вновь образуемым путем выдела из общего земельного участка, предоставленного ДНТ «Луч» с кадастровым номером (л.д.13-21).

Из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу проведения государственного кадастрового учета, в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, следует, что в силу норм ст. 39.14 ЗК РФ и с учетом, что границы земельного участка, в отношении которого представлено заявление необходимо образовать, одним из этапов предоставления земельного участка является предварительное согласование его предоставления.

Разъяснено право обратиться в комитет по данному вопросу, с приложением документов, предусмотренных п. 2.7 ст. 3.7 Закона № 137-Ф3 (л.д. 37).

В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления в собственность земельного участка в ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что: 1) согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют; 2) проект межевания территории ДНТ «Луч» отсутствует; 3) выписка из протокола общего собрания ДНТ «Луч» от ДД.ММ.ГГГГ не может являться документом, устанавливающим распределение испрашиваемого земельного участка в собственность (л.д. 33-36).

Судебная коллегия принимает во внимание, что указанные ответы в установленном законом порядке истцом не обжалованы, незаконными не признаны, на администрацию города не возложена какая-либо обязанность по восстановлению нарушенных прав истца, в то время как ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на положениях которой также основаны исковые требования, предусмотрен определенный административный порядок для приобретения в собственность земельного участка на основании п. 2.7 указанной статьи, при этом решение суда не может подменять административные процедуры, с целью обойти которые фактически заявлены исковые требования.

При этом как следует из межевого плана, выделяемый земельный участок сформирован кадастровым инженером из земельного участка с кадастровым номером , однако последний стоит на кадастровом учете без координат границ, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Координаты образуемого земельного участка установлены на основании аналитического метода и согласно схеме расположения земельных участков и чертежа земельных участков и их частей налагаются на земельный участок с кадастровым номером (л.д.13-21).

Таким образом, как указано выше, не имеется всей совокупности условий, предусмотренных п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", дающий право истцу, независимо от даты вступления в членство, приобрести находящийся в муниципальной собственности спорный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.

Ввиду отсутствия правовых оснований для признания за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок, то и требования об установлении его границ удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно п. п. 3, 4 ст. 14 утратившего с 01.01.2019 силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Согласно п. 18 ст. 54 ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В ст. 39.2 ЗК РФ указано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в переделах компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований С.С.В. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ДНТ «Луч» о признании права собственности на земельный участок в полном объеме, по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ – в связи с нарушением норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.С.В. к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ДНТ «Луч» о признании права собственности на земельный участок – отказать в полном объеме.

Апелляционные жалобы представителя ответчика администрации г.Ставрополя К.А.А. и представителя ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя З.А.Б. удовлетворить.

Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции (<адрес>) в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

№ точки

Длина линий (м)

X (м)

Y(m)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33-3-6787/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Семина Светлана Владимировна
Ответчики
Администрация г. Ставрополя
ДНТ "Луч" (председатель Семина Светлана Владимировна)
Другие
Карташова Ирина Геннадьевна
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
15.07.2024Передача дела судье
06.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024Передано в экспедицию
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее