КОПИЯ
№ 12-21/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 июня 2023 года г. Краснотурьинск
Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Горобец И.В.,
(Свердловская область, гор. Краснотурьинск, ул. Фрунзе, д.51а),
с участием заместителя прокурора г. Карпинска Матвеева С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора города Карпинска Свердловской области на постановление главного специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 22 июля 2022 года №-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 22 июля 2022 года №-П директору общества с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» (далее - ООО «ЛесСервис») Сейфуллаеву Р.А.о. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, прокурор г. Карпинска обратился в Краснотурьинский городской суд Свердловской области с протестом, в котором просит отменить постановление главного специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области Марининой К.С. №-П от 22 июля 2022 года, производство по делу прекратить, поскольку протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в период запрета на проведение проверочных мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании заместитель прокурора гор. Карпинска поддержал протест прокурора города Карпинска Свердловской области, кроме того, пояснил, что фактически после того, как сообщение о происшествии было зарегистрировано в КУСП 23.04.2022 года, было проведено административное расследование, поскольку протокол участковым уполномоченным полиции ОП №32 МО МВД России «Краснотурьинский» был составлен только 17 мая 2022 года.
В судебное заседание должностное лицо ООО «ЛесСервис» Сейфуллаев Р.А.о. не явился, был надлежащим способом извещен о месте и времени рассмотрения протеста. Письменных заявлений или ходатайство об отложении судебного заседания не представил.
Судья считает возможным рассмотреть протест прокурора г. Карпинска в отсутствие надлежаще извещенного Сейфуллаева Р.А.о.
Главный специалист отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области Маринина К.С. в судебное заседание не прибыла, согласно телефонограмме не сможет прибыть по уважительной причине.
Выслушав заместителя прокурора г. Карпинска, обсудив доводы протеста и исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 года № 141-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц вразмере от 10 000 до 30 000 рублей.
Как следует из материалов дела участковым уполномоченным полиции ОП № 32 МО МВД России «Краснотурьинский» при проверке сообщения, зарегистрированного в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях от 23 апреля 2022 года № 1877, установлено, что 23 апреля 2022 года в 12 часов 15 минут на территории земельного участка с кадастровым номером 66:47:02010001:150, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Карпинск, пос. Сосновка, ул. Клубная, д. 11а, директором ООО «ЛесСервис» Сейфуллаевым Р.А. допущено накопление производственных отходов - горбыля из натуральной чистой древесины (код 3 05 220 01 21 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242) и опилок натуральной чистой древесины (код 3 05230 01 43 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов), относящихся к V классу опасности, вне отведенных и необорудованных местах, что является нарушением требований ст. 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По факту выявленных нарушений 17 мая 2022 года участковым уполномоченным полиции ОП № 32 МО МВД России «Краснотурьинский» в отношении директора ООО «ЛесСервис» Сейфуллаева Р.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 22 июля 2022 года главным специалистом отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческомуокругу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области вынесено постановление №-П о назначении должностному лицу административного наказания.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В силу частей 1 и 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядокорганизации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ и Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
Согласно п. 9 названного постановления должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Таким образом, указанное нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федеральных законов от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания.
В силу п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций), прямо предусмотрены п. 1 ч. 2 ст. 28.3 названного Кодекса.
Как следует из материалов дела, контрольные (надзорные) мероприятия в рамках Федеральных законов от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ в отношении ООО «ЛесСервис» не проводились.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы прокурора, что согласно КоАП РФ участковый уполномоченный полиции не имеет права собирать доказательства по административному делу, а начальник отдела полиции № 32 МО МВД России «Краснотурьинский» должен был не разрешать продление срока проверки материала КУСП № 1877 от 23.04.2022 года, поскольку необходимо было проведение административного расследования, судья находит несостоятельными.
Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Но в данном случае продление срока проверки проводилось не в рамках административного расследования, а в связи с тем, что директор ООО «Сосновский леспромхоз» мог представить документы после 09 мая 2022 года, поскольку находился за пределами ГО Карпинск ( л.д.17-18).
На основании изложенного, принимая во внимание, что материал проверки по сообщению, зарегистрированному в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях от 23 апреля 2022 года №, свидетельствующий о несоблюдение Сейфуллаевым Р.А. требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, содержал достаточные данные, указывающие на наличие в действиях директора ООО «ЛесСервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу, что у участкового уполномоченного полиции ОП № МО МВД России «Краснотурьинский» имелись правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 названного Кодекса, без проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральными законами от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.
При этом, согласно п.1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, предусмотренные ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан или организаций составляются, в том числе, должностными лицами органов внутренних дел.
Сам директор ООО «ЛесСервис» Сейфуллаев Р.А. о., которому были под роспись разъяснены его права и обязанности и ст. 51 Конституции Российской Федерации, был согласен с протоколом (л.д.43 оборот).
Таким образом, вопреки доводам протеста прокурора г. Карпинска Свердловской области, суд находит постановление главного специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 22 июля 2022 года № 12-09-06/56-П законным, поскольку проверка по данному материалу проведена уполномоченным на то лицом в рамках требований КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
протест прокурора города Карпинска Свердловской области на постановления главного специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области от 22 июля 2022 года №-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без удовлетворения.
Постановление главного специалиста отдела регионального государственного контроля (надзора) по Северному управленческому округу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области Марининой К.С. от 22 июля 2022 года №-П в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» Сейфуллаева Р.А.о. по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления путем подачи жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Судья (подпись) И.В. Горобец