Решение по делу № 3а-176/2020 от 04.02.2020

УИД: 66OS0000-01-2020-000067-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

08 октября 2020 года

Номер производства 3а-176/2020

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2020 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У. с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Башнефть – Розница» (ИНН 1831090630)

к административным ответчикам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

с участием заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, Администрации города Екатеринбурга, Земельного комитета Администрации города Екатеринбурга,

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Башнефть – Розница» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <№> в размере их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административным истцом были представлены отчеты об оценке № 19-675-Н-1, 19-675-Н-2, 19-675-Н-3, 19-675-Н-4, 19-675-Н-5 от 06 сентября 2019 года, составленные оценщиком закрытого акционерного общества «Эксперт-Оценка» Н.

Определением суда от 13 июля 2020 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Оценка недвижимости и бизнеса» Н.

В судебном заседании принял участие представитель административного истца Викулова Н.С., который требования иска поддержал, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы по состоянию на 15 ноября 2012 года.

Лица, участвующие в деле, - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Росреестра по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, администрация города Екатеринбурга, Земельный комитет Администрации города Екатеринбурга, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по делу определением суда от
08 октября 2020года.

Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также заключение эксперта от 31 августа 2020 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов административного дела, административный истец является арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>;

- с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>;

- с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>;

- с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>;

- с кадастровым номером <№>, расположенным по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» по состоянию на 15 ноября 2012 года была утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:

-<№> в размере 10799842, 80 руб.;

-<№> в размере 20313350 руб.;

-<№> в размере 9592422, 73 руб.;

-<№> в размере 14208843, 60 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08 апреля 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 апреля 2013 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> была определена Актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от 09 марта 2016 года в связи с принятием решения об исправлении технических ошибок, поскольку при постановке на кадастровый учет земельного участка его кадастровая стоимость была определена ошибочно, с использованием значения площади равном 714 кв.м.; верное значение площади 715 кв.м., с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 21269,23 руб./кв.м., примененного ранее, в рамках государственной кадастровой оценки приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 и составила 15207499, 45 руб.;

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0303902:12, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 марта 2016 года.

Административный истец 08 ноября 2019 года обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, которая уведомила его 12 ноября 2019 года об отказе в принятии заявления к рассмотрению по причине истечения пятилетнего срока с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 1 статьи 24.12 Закона № 135-ФЗ, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу.

Поэтому истечение пятилетнего срока, не может являться обстоятельством, исключающим возможность пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.

Обосновывая свои требования на установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, административный истец представил в суд отчеты об оценке от 06 сентября 2019 года № 19-675-Н-1, 19-675-Н-2,
19-675-Н-3, 19-675-Н-4, 19-675-Н-5, составленные оценщиком закрытого акционерного общества «Эксперт-Оценка» Н.

Согласно данным отчетам, по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночная стоимость земельных участков определена в размере, для земельного участка:

-с кадастровым номером <№> в размере 7410 000 руб.;

-с кадастровым номером <№> в размере 6660 000 руб.;

-с кадастровым номером <№> в размере 9 300 000 руб.;

-с кадастровым номером <№> в размере 5590 000 руб.;

-с кадастровым номером <№> в размере 8910 000 руб.

В ходе рассмотрения административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля оценщика Н., суд пришел к выводу, что в отчете об оценке отсутствует информация существенная с точки зрения оценщика для определения рыночной стоимости объектов оценки, и по ходатайству представителя административного истца судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Оценка недвижимости и бизнеса» Н.

На рассмотрение эксперта был поставлен вопрос о том, какова по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№>.

По результатам судебной экспертизы экспертом составлено заключение от
31 августа 2020 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 15 ноября 2012 года составила:

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 9093000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 7475 000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 6429 000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 4937 000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 8824 000 руб.

В статье 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изложены требования, предъявляемые к заключению эксперта.

В соответствии с названной нормой права заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Согласно частям 1-4, 8, статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.

Заключение эксперта соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанного вывода на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.

Приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость земельных участков, корректировки приведены по всем значимым элементам сравнения; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость земельных участков не является произвольной.

Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.

Во всяком случае, доказательств иной рыночной стоимости земельных участков, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.

Проанализировав заключение эксперта суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.

С учетом изложенного выше, суд устанавливает по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости:

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 9093 000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 7475 000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 6429 000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 4937 000 руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 8824 000 руб.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца в Комиссию – 08 ноября 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Башнефть – Розница» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, удовлетворить.

Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости:

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 9093 000 (девять миллионов девяносто три тысячи) руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 7475 000 (семь миллионов четыреста семьдесят пять тысяч) руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 6429 000 (шесть миллионов четыреста двадцать девять тысяч) руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 4937 000 (четыре миллиона девятьсот тридцать семь тысяч) руб.;

-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере – 8824 000 (восемь миллионов восемьсот двадцать четыре тысячи) руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, считать 08 ноября 2019года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Н. Полевщикова

3а-176/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "Башнефть-Розница"
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Управление Росреестра по Свердловской области
Другие
Остапова Мария Ильинична
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО
Лобаева Надежда Александровна
Администрация города Екатеринбурга
земельный комитет администрации города Екатеринбурга
Казанцев Александр Викторович
Мелобинская Мария Александровна
Аписарова Ольга Сергеевна
Дружинина Ольга Михайловна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Полевщикова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация административного искового заявления
05.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
18.06.2020Производство по делу возобновлено
18.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.07.2020Судебное заседание
08.10.2020Производство по делу возобновлено
08.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее