Решение по делу № 2-936/2024 от 06.03.2024

Дело № 2-936/2024

УИД 42RS0013-01-2024-000700-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Междуреченск                                            03 сентября 2024 года

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Куковинца Н.Ю., при секретаре Борискина А.С., с участием помощника прокурора г. Междуреченска ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Сафронова Е.А. об изъятии земельного участка для государственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Истец открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратился в суд с иском к Сафронова Е.А. об изъятии земельного участка для государственных нужд.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что Западно-Сибирская дирекция по капитальному строительству-структурное подразделение Дирекции по строительству сетей связи- филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является заказчикам по строительству объекта: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги».

Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории для реализации объекта: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги».

По ходатайству открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с целью реализации Объекта Федерального агентства железнодорожного транспорта принято решение об изъятии земельных участков для государственных нужд, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик является собственником земельного участка на основании государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости, площадью 941 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории: земли населенных пунктов.

Ответчик является собственником объекта недвижимости на основании государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с реализацией объекта: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги» Федеральным агентством железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение № об изъятии земельного участка, принадлежащего ответчику, для государственных нужд.

Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «КОНТАКТ» на странице 19 под от ДД.ММ.ГГГГ.

О принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных нужд, ответчик был надлежащим образом уведомлен.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 ст. 56.6 и ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателям направлены копии распоряжений Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения Объекта» и соответственно проекты соглашений об изъятии указанного имущества, условиями которых предусмотрена выплата компенсации за их изъятие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ответчику было направлено письмо с соглашением об изъятии земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ со всеми приложениями, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом ответчику было предложено заключить соглашение об изъятии земельного участка, все условия были прописаны в соглашении.

Истец обратился к ООО «ТДИ» для составления отчета от ДД.ММ.ГГГГ об определении размера возмещения в связи с изъятием для государственных и муниципальных нужд по титулу: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги» земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>.

На основании исследования и составленного отчета от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет:

- рыночная стоимость прав на земельный участок площадью 941,0 кв.м., с кадастровым номером , составляет 1 134 000,00 руб.

- рыночная стоимость права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером составляет 555 000,00 руб.

- рыночная стоимость убытков, причиненных в связи с изъятием, в том числе:

- плата за регистрацию прав на объекты недвижимости 4 000,00 руб.

Итого: 1 693 000,00 руб.

Ответчик получил соглашение со всеми приложениями.

Ответчик направил ответ от ДД.ММ.ГГГГ на данное соглашение, в котором указывает, что он был вынужден обратиться в ООО «Единый центр недвижимости и оценки» в городе Междуреченске Кемеровской области- Кузбассе для определения рыночной стоимости недвижимого имущества с земельным участком.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка составляет 1 605 000 рублей, объекта незавершенного строительства составляет 1 877 000 рублей.

Рыночная стоимость убытков, причинённых изъятием, составляет 1 698 000 руб.

Убытки, причиненные досрочным прекращением договора аренды земельного участка составляет 1 694 000 руб.

Убытки, связанные с регистрацией прав на объект недвижимости составляют 4 000 руб.

При таких условиях, ответчик готова подписать соглашение.

Подписанное соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд ответчик на адрес истца не направил.

На основании изложенного и с учетом уточнения исковых требований истец просит: Прекратить право аренды ответчика путем изъятия земельного участка площадью 941 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , объекта недвижимости с кадастровым номером для государственных нужд на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ

Признать право собственности Российской Федерации на изымаемый земельный участок.

Установить, что размер возмещения истцом стоимости земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1 134 000 рублей.

Установить, что размер возмещения истцом стоимости объекта незавершенного строительства, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, составляет 555 000 рублей.

Установить, что размер возмещения истцом стоимости убытков составляет 4 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Автайкин Р.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (Т.2 л.д.60), исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их.

По доводам возражения ответчика представитель истца пояснил, что не согласен с оценкой объектов подлежащих изъятию на момент рассмотрения дела, полагает, что имущество подлежит изъятию по ценам, установленным на день предшествующий дню вынесения распоряжения об изъятии, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседании ответчик Сафронова Е.А., а также его представитель Бучнева М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.50) в судебное заседание не явились, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.Т.1 л.д.139, Т.2 л.д.12), представив письменный отзыв на иск (л.д.Т.2 л.д.1-11), в целом с требованиями истца об изъятии объектов недвижимого имущества в собственность Российской Федерации согласны.

Вместе с тем, ответчик и его представитель возражают против изъятия объектов недвижимого имущества и взыскания убытков по ценам определенным истцом исходя из отчета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

    В обоснование своих доводов ответчик указывает, что согласно ч.3 ст.35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (п.1 ст.281 ГК РФ).

    Размер возмещения определяется в судебном порядке, в том числе на основании заключения экспертизы, по которой на разрешение эксперта поставлен вопрос определения размера денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество, включая рыночную стоимость объекта недвижимости и иные убытки, а также упущенную выгоду, на дату проведения оценки.

В связи с чем, ответчик просит, при принятии решения об изъятии земельного участка, недвижимого имущества и установлении их выкупной цены, а также размера убытков, подлежащих возмещению, руководствоваться заключением экспертизы , проведенной в ходе рассмотрения гражданского дела по определению суда.

Также истец просит взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в свою пользу судебные расходы в размере 50 000 рублей, которые складываются из расходов на оплату произведенной по инициативе ответчика экспертизы в размере 25 000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ об оказании юридической помощи.

Привлеченный к участию в деле представитель прокурора, помощник прокурора г. Междуреченска ФИО, действующая по поручению Западно-Сибирской транспортной прокуратуры исковые требования истца об изъятии земельного участка для государственных нужд подлежат удовлетворению, относительно требований истца, о возмещении стоимости изымаемого земельного участка и нежилого помещения, и убытков, связанных, с изъятием, полагала необходимо руководствоваться стоимостью, установленной по результатам судебной экспертизы

Представители привлеченных к участию в деле Федерального агентства железнодорожного транспорта, Администрации Междуреченского городского округа, Междуреченского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, будучи уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Администрация Междуреченского городского округа и Междуреченский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и письменные отзывы из которых следует, что разрешение вопроса они оставляют на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение прокурора полагавшего, что требования истца подлежат удовлетворению вместе с тем выкупная цена должна быть установлена на основании результатов проведенной в рамках судебного заседания оценки Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно п.3 ст. 279 ГК РФ, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 49 Земельного Кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

- строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Согласно п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В силу требований п.2 ч.1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

Согласно ч.3 указанной статьи ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

В соответствии с положениями ст. 56.6. ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений в том числе сооружений, строительство которых не завершено, размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.

К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Согласно ч.ч. 10-14 ст. 56.6. ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости.

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.

После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

В силу требований установленных ст. 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При определении размера возмещения при изъятии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рыночная стоимость подлежащих прекращению прав на такие земельные участки устанавливается с учетом следующих особенностей:

1) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет;

2) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка организации, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;

3) в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).

Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.

В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.

Размер возмещения определяется не позднее, чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

При определении размера возмещения не подлежат учету:

объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком;

неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство;

объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство;

объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии;

сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.

В соответствии с положениями закрепленными в ч.10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно ч.1 ст. 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:

1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;

2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;

3) досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком;

4) прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества;

5) возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков;

6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества;

7) сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

В силу положений закрепленных в ч.ч. 2-4 ст. 56.11.ЗК РФ в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации; организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, и которая предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона;

Судом установлено что Западно-Сибирская дирекция по капитальному строительству-структурное подразделение Дирекции по строительству сетей связи- филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является заказчиком по строительству объекта: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги».

Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории для реализации объекта: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги» (Т.1 л.д.11-14).

По ходатайству открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с целью реализации Объекта Федерального агентства железнодорожного транспорта принято решение об изъятии земельных участков для государственных нужд, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ. (далее также – Распоряжение, Распоряжение об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ) (Т.1 л.д.15).

Согласно приложению к Распоряжению изъятию подлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (Т.1 л.д.16), объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (Т.1 л.д.17),

Ответчик владеет земельным участком на основании права собственности, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации: что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости, площадью 941 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории: земли населенных пунктов (Т.1 л.д. 31-37).

Ответчик является собственником объекта недвижимости, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> (Т.1 л.д.37 оборот-38 оборот).

В связи с реализацией объекта: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги» Федеральным агентством железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение № об изъятии земельного участка, принадлежащего ответчику, для государственных нужд.

Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «КОНТАКТ» на странице 19 под от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.18-19).

Таким образом, о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных нужд, ответчик был надлежащим образом уведомлен.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 ст. 56.6 и ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателям направлены копии распоряжений Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения Объекта» и соответственно проекты соглашений об изъятии указанного имущества, условиями которых предусмотрена выплата компенсации за их изъятие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ответчику было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ (Т. л.д.21-22) с соглашением об изъятии земельного участка со всеми приложениями (Т.1 л.д.25-29), что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.20).

Истцом ответчику было предложено заключить соглашение об изъятии земельного участка, все условия были прописаны в соглашении.

Истец обратился к ООО «ТДИ» для составления отчета от ДД.ММ.ГГГГ об определении размера возмещения в связи с изъятием для государственных и муниципальных нужд по титулу: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги» земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>.

На основании исследования и составленного отчета от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет:

- рыночная стоимость прав на земельный участок площадью 941,0 кв.м., с кадастровым номером , составляет 1 134 000,00 руб.

- рыночная стоимость права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , составляет 555 000,00 руб.

- рыночная стоимость убытков, причиненных в связи с изъятием, в том числе:

- плата за регистрацию прав на объекты недвижимости 4 000,00 руб.

Итого: 1 693 000,00 руб. (Т.1 л.д.23-24).

Ответчик получила соглашение со всеми приложениями, подписанное соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд ответчик на адрес истца не направила, но представила истцу предложение об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, согласно которому предложила установить размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости в размере 5 180 000,00 (Т.1 л.д.39),

Разрешая вопрос о необходимости прекратить право собственности ответчика путем изъятия земельного участка площадью 941 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , объекта недвижимости с кадастровым номером для государственных нужд на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и признать право собственности Российской Федерации на изымаемый земельный участок суд исходит из позиции ответчика, который не оспаривает исковые требования в данной части и согласен с ними.

С учетом того, что стороной истца соблюдена процедура изъятия земельного участка и объекта недвижимого имущества, предусмотренная ст.ст. 56.2-56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, данную процедуру ответчик не оспаривает то суд полагает исковые требования, в данной части, подлежащими удовлетворению.

Согласно данным заключения эксперта проведенного в ходе рассмотрения дела, уточненного экспертом ФИО в судебном заседании в части рыночной стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером (Т.1 л.д.172-244):

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, составляет 2 618 000 (два миллиона шестьсот восемнадцать тысяч) рублей.

- рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес>, составляет 1 168 000 (один миллион сто шестьдесят восемь тысяч) рублей.

- рыночная стоимость права требования возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды, в связи с изъятием земельного участка, на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 214 000 (один миллион двести четырнадцать тысяч) рублей.

В судебном заседании представитель истца согласился с проведенной экспертизой в части методики, используемой экспертом, а также в части объективности и достоверности результатов полученных в ходе исследования. Истец не оспаривает стоимость оцененных объектов на дату оценки.

Вместе с тем, представитель истца полагает, что определение выкупной цены изымаемого имущества должно определяться на день предшествующий дате принятия распоряжения об изъятии имущества, поэтом просит при определении данной цены исходить из оценки проведенной истцом.

Согласно отчету ООО «ТДИ» от ДД.ММ.ГГГГ об определении размера возмещения в связи с изъятием для государственных и муниципальных нужд по титулу: «Станция Междуреченск Западно-Сибирской железной дороги» земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет:

- рыночная стоимость прав на земельный участок площадью 941,0 кв.м., с кадастровым номером составляет 1 134 000,00 руб.

- рыночная стоимость права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером составляет 555 000,00 руб.

- рыночная стоимость убытков, причиненных в связи с изъятием, в том числе:

- плата за регистрацию прав на объекты недвижимости 4 000,00 руб.

Итого: 1 693 000,00 руб. (л.д.23-24).

При этом стоимость объектов согласно отчету определена на дату ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая доводы представителя истца о необходимости при определении размера возмещения исходить из стоимости имущества на дату предшествующую дате принятия распоряжения об изъятии имущества суд отмечает, что отчет подготовленный истцом, произведен существенно позже даты принятия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и на дату не соответствующую дате изъятия.

При этом, по какой причине имущество оценено на указанную дату доводы искового заявления, а также пояснения истца ответа не содержат.

Оценивая результаты проведенного экспертного исследования проведенного в ходе рассмотрения дела, уточенного экспертом ФИО в судебном заседании, суд находит экспертное заключение, надлежащим и допустимым доказательством по делу, подтверждающим реальную стоимость оцениваемого имущества поскольку данное заключение является в необходимой мере подробным, содержит ход и описание экспертных исследований, является обоснованным и достоверным, отражающим фактические обстоятельства дела. Оценка имущества проведена при непосредственном осмотре экспертом имущества, что, по мнению суда, позволяет реально оценить его стоимость.

При этом выводы эксперта являются полными, противоречий в себе не содержат, также как и каких - либо неясностей, необоснованных, противоречивых либо неправильных выводов.

Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, основания сомневаться в квалификации эксперта у суда не имеется.

Надлежащих доказательств, вызывающих сомнения в обоснованности выводов эксперта, в материалы дела суду сторонами не представлено.

При этом в судебном заседании был допрошен эксперт, который дал подробные и детальные пояснения относительно использованных им методик и способов при проведении оценки.

Учитывая, что сторонами не оспаривается достоверность полученных экспертом выводов, суд принимает данное доказательство в качестве относимого и допустимого.

С учетом изложенного разрешая исковые требования и определяя размер подлежащего возмещения суд также исходит из позиции Верховного суда Российской Федерации изложенной в п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.

В связи с чем, при принятии решения об изъятии земельного участка, недвижимого имущества и возмещении ответчику их стоимости и понесенных убытков, суд считает необходимым руководствоваться заключением экспертизы , проведенной в ходе рассмотрения гражданского дела по определению суда.

В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в числе иного, относятся: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Аналогичную правовую позицию неоднократно высказывал и Конституционный Суд Российской Федерации, указывавший, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 382-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 361-О-О и др.).

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Стороной ответчика по делу заявлено ходатайство о возмещении судебных расходов понесенных по делу для защиты своих интересов.

В обоснование понесенных расходов представлены договор об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 25 000 рублей (Т.2 л.д.6-7); акт от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг (Т.2 л.д.8), чек по оплате по договору на сумму 25 000 руб. (Т.2 л.д.9), квитанция об оплате произведенной экспертизы в рамках рассмотрения дела на сумму 25 000 рублей (т.2 л.д. 10).

С учетом принципов разумности и справедливости, учитывая сложность и категорию дела, а также исходя из степени участия представителя в судебных заседаниях, суд, разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, приходит к выводу, что указанные расходы ответчика являлись необходимыми для защиты своего права.

Суд, с учетом положений ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», приходит к выводу о взыскании расходов, понесенных ответчиком на оплату юридических услуг.

Также суд полагает необходимым удовлетворить заявление о взыскании судебных расходов на оплату проведенной по делу экспертизы, поскольку данную экспертизу суд признает относимым и допустимым доказательством представленным ответчиком с целью защиты своего права.

Между тем, суд считает, что заявленная ответчиком сумма расходов на оплату юридической помощи в сумме 25 000 рублей является завышенной и не соразмерна объему проделанной работы и не отвечает требованиям разумности.

Статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по существу указано на обязанность суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении требований о возмещении судебных расходов следует учесть, что главенствующим принципом определения размера расходов, понесенных стороной по оплате услуг представителя, является положенный в основу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принцип разумности.

Цена оказываемых юридических услуг, сама по себе не влечет безусловной обязанности ответчика компенсировать истцу все понесенные истцом судебные расходы в объеме, определенном исключительно истцом и его представителем, поскольку, согласно положениям части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя исключительно в разумных пределах.

Принимая во внимание продолжительность рассмотрения и сложность дела, объем произведенной представителем работы по представлению интересов ответчика с учетом требований разумности, суд приходит к выводу, что величина расходов на оплату юридической помощи в сумме 10 000 рублей, с учетом перечисленных обстоятельств, будет отвечать требованиям разумности.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования ответчика о взыскании с истца в пользу заявителя расходов в общем размере 35 000 рублей, из которых 25 000 рублей за проведенную экспертизу и 10 000 по договору юридических услуг.

Кроме того, с учетом того, что размер возмещения истцом ответчику сумм за изымаемые объекты недвижимого имущества и причиненные убытки установлен в большем размере, чем заявлено в исковых требованиях суд полагает, что исходя из цены иска с истца подлежит довзысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 16 535 (шестнадцать тысяч пятьсот тридцать пять) рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Сафронова Е.А. удовлетворить частично.

Прекратить право собственности ответчика путем изъятия земельного участка площадью 941 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , объекта недвижимости с кадастровым номером для государственных нужд на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ

Признать право собственности Российской Федерации на изымаемый земельный участок.

Установить, что размер возмещения истцом рыночной стоимости права собственности земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, составляет 2 618 000 (два миллиона шестьсот восемнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Установить, что размер возмещения истцом стоимости объекта незавершенного строительства кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1 168 000 (один миллион сто шестьдесят восемь тысяч) рублей 00 копеек.

Установить, что размер возмещения истцом стоимости убытков причиненных изъятием недвижимого имущества составляет 1 214 000 (один миллион двести четырнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН ОГРН ) в пользу Сафронова Е.А. (паспорт ) судебные расходы в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН ОГРН ) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 16 535 (шестнадцать тысяч пятьсот тридцать пять) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Кемеровский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                                               Н.Ю. Куковинец

2-936/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Западно-Сибирская транспортная прокуратура
Прокурор г. Междуреченска
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Ответчики
Сафронова Филимонова Екатерина Александровна
Другие
Междуреченский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу
Бучнева Мария Алексеевна
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Администрация Междуреченского городского округа
Суд
Междуреченский городской суд Кемеровской области
Дело на странице суда
mezhdurechensky.kmr.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2024Подготовка дела (собеседование)
27.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
18.07.2024Производство по делу возобновлено
25.07.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.12.2024Судебное заседание
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее