Судья Назарова Л.В. |
№21-245/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
27 мая 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Норд Лизинг» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 декабря 2020 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании принятого должностным лицом Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора 14 декабря 2020 г. постановления, оставленного без изменения решением судьи Лахденпохского районного суда РК от 16 марта 2021 г., ООО «Норд Лизинг» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник привлекаемого лица фио1 просит отменить состоявшиеся по делу акты и прекратить производство по настоящему делу в связи с недоказанностью совершения юридическим лицом инкриминируемого правонарушения по приведенным в жалобе мотивам.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.1 ст.61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями чч.1, 2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п.4 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ).
Исходя из п.2 ч.17 ст.65 Водного кодекса РФ, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч.15 настоящей статьи ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Исходя из ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Исследование материалов дела показало, что 15 сентября 2015 г. между администрацией Лахденпохского городского поселения (арендодателем) и ЗАО «Норд Интер Хауз» (арендатором) был заключен договор аренды №17 в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:12:0000000:5164, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Лахденпохья, общей площадью 26000 кв.м (вид разрешенного использования: общее пользование территории). По условиям договора аренды участок предоставлен для целей, не связанных со строительством и (или) эксплуатацией зданий, сооружений; арендатор обязан не нарушать порядок пользования водными и другими природными объектами и не допускать действия, которые могут повлечь ухудшение экологической обстановки (пп.1.2, 4.2.11, 4.2.15).
Впоследствии на основании договора №1 от 11 октября 2016 г. права и обязанности арендатора по упомянутому выше договору аренды земельного участка от 15 сентября 2015 г. №17 были переданы ООО «Норд Лизинг».
Также по делу установлено, что на основании планового (рейдового) задания, утвержденного приказом руководителя Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №243 от 04 сентября 2020 г., с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при использовании акватории Ладожского озера на территориях Сортавальского и Лахденпохского районов РК было проведено контрольное мероприятие, по результатам которого 11 сентября 2020г. составлен соответствующий акт обследования №243/3.
Согласно содержанию акта 10 сентября 2020 г. в границах кадастрового квартала № г.Лахденпохья РК обнаружено, что в водоохраной зоне, прибрежной защитной полосе Ладожского озера проводятся работы по отсыпке и планированию территории в урез воды с применением грузового автомобильного транспорта; размещены отвалы песчаной смеси в конусах, которые распределяются по берегу.
В связи с выявленными нарушениями требований законодательства в сфере природопользования 09 октября 2020 г. в отношении ООО «Норд Лизинг» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 14 декабря 2020 г. юридическое лицо привлечено к указанной административной ответственности.
При пересмотре постановления о назначении административного наказания судья пришел к выводу о доказанности факта совершения юридическим лицом инкриминируемого правонарушения, однако не были учтены имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела следующие обстоятельства.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом согласно требованиям ст.26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность конкретного лица в совершении противоправного деяния, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, причины и условия совершения правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению по делу.
В основу обвинения привлекаемого к ответственности юридического лица положена его неправомерная хозяйственная деятельность в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, осуществляемая путем использования транспортных средств: КАМАЗа (государственный регистрационный знак №) и КАМАЗа (государственный регистрационный знак №).
Между тем согласно установленным по делу обстоятельствам на момент выявления нарушения норм природоохранного законодательства задействованная автомобильная техника находилась на законном владении у другого юридического лица - ЗАО «Норд Интер Хауз».
При этом на основании упомянутого выше акта обследования территории (акватории) от 11 сентября 2020 г. №243/3 постановлением должностного лица Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора 19 ноября 2020 г. ЗАО «Норд Интер Хауз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, которое 26 мая 2021 г. вступило в законную силу.
Кроме того, исходя из заложенных законодателем в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ требований, в протоколе об административном правонарушении должно быть указано в обязательном порядке время совершения административного правонарушения.
Содержание данного процессуального документа показало, что датами совершения выявленного правонарушения являются 11 и 23 сентября 2020 г. (в постановлении о назначении административного наказания - 11 сентября 2020 г.), тогда как первичный основной документ, в котором зафиксировано противоправное поведение юридического лица в области охраны окружающей среды и природопользования (акт обследования территории (акватории) от 11 сентября 2020 г. №243/3), и фототаблицы свидетельствуют об обнаружении деяния 10 сентября 2020 г.
Также следует отметить, что изложенные в судебном акте выводы основаны на использовании ООО «Норд Лизинг» арендуемого земельного участка с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Между тем апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 28 декабря 2020 г. договор №1 от 11 октября 2016 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 15 сентября 2015 г. №17 земельного участка с кадастровым номером 10:12:0000000:5164, заключенный между ЗАО «Норд Интер Хауз» и ООО «Норд Лизинг», и договор аренды №17 от 15 сентября 2015 г. земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между администрацией Лахденпохского городского поселения и ЗАО «Норд Интер Хауз», были признаны недействительными.
Учитывая, что установленные по делу обстоятельства не должны базироваться на предположениях о возможности возникновения состава вменяемого лицу административного правонарушения, состоявшиеся по настоящему делу акты законными и обоснованными признать нельзя.
Поскольку рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении не отвечает требованиям ст.ст.24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 декабря 2020 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Норд Лизинг» отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова |