Судья Ветлугин В.А. Дело № 33-10501/2023
УИД 34RS0019-01-2022-003462-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 21 сентября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
судей Лымарева В.И., Молоканова Д.А.,
при секретаре Фоминой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-87/2023 по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Комир О. В., Медведевой О. В., Губановой Т. И., Носаеву К. И., Носаевой Т. В., Муллину М. В., Муллиной В. Е., Тюсину С. С.чу, Бардецкому Г. А., Наумову Д. В., Озерову С. В., Русину В. И., Сусловой О. В., Гришину В. В., Кондратковой А. Ю., Микулич Е. М., Микуличу М. Н., Дубровину Н. И., Дубровиной Н. И., Бочкаревой В. М. о возложении обязанности выполнить необходимые мероприятия в многоквартирном доме,
по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ по доверенности Глуховой В. С.
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 5 апреля 2023 г., которым постановлено:
исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Комир О. В., Медведеву О. В., Губанову Т. И., Носаева К. И., Носаеву Т. В., Муллина М. В., Муллину В. Е., Тюсина С. С.ча, Бардецкого Г. А., Наумова Д. В., Озерова С. В., Русина В. И., Суслову О. В., Гришина В. В., Кондраткову А. Ю., Микулич Е. М., Микулича М. Н., Дубровина Н. И., Дубровину Н. И., Бочкареву В. М. в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, выполнить необходимые мероприятия и работы в многоквартирном доме № 1 по улице ДОС в селе Лебяжье Камышинского района Волгоградской области, а именно:
- привести в надлежащее техническое состояние кровельное покрытие многоквартирного дома: устранить вздутия, расслоения покровного и защитного слоев, прогибы, воздушные мешки, обеспечить герметичность в местах сопряжения кровли со стенами, парапетами, трубами; устранить (восстановить) частичное отсутствие металлических карнизов, а также ослабление крепления карнизов;
- привести в надлежащее состояние потолок и стены в местах общего пользования в подъездах многоквартирного дома: устранить обширные участки с затечными пятнами от ранее происходивших протечек атмосферных осадков через кровлю;
- устранить повреждения конструкций оголовков дымовенканалов;
- устранить участки с разрушенными карнизными плитами на крыше дома;
- восстановить герметизирующие заделки стыков стеновых панелей;
- привести в надлежащее техническое состояние облицовочную плитку на панелях наружных стен по всему периметру здания;
- устранить просадку, трещины отмостки, в месте сопряжения отмостки и цоколя устранить щель. Восстановить целостность отмостки по периметру здания;
- привести в надлежащее техническое состояние балконные плиты: устранить разрушение защитного слоя бетона плит балконов, оголение арматуры, выкрашивание бетона из тела плит, на металлических конструкциях балконов коррозию, освободить использующиеся не по назначению балконы квартир 15 и 58;
- привести в надлежащее техническое состояние входные группы многоквартирного дома, устранить просадку и разрушение конструкций крылец;
- устранить металлические листы, заложенные в продухах подвала, а также установить защитные сетки на продухах;
- привести подвальное помещение в надлежащее санитарное состояние: устранить захламление строительным и бытовым мусором;
- привести инженерные коммуникации многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние: устранить отсутствие на трубопроводах внутридомовой инженерной системы отопления теплоизоляции, на трубопроводах внутридомовых инженерных систем отопления, водоснабжения, водоотведения, а также на запорной арматуре, находящейся на них и элеваторе ржавчину, коррозирование, не герметичность соединения, разрушенные трубопроводы внутридомовой инженерной системы водоотведения; устранить участки затопления в подвальных помещениях канализационными стоками.
Взыскать в солидарном порядке с Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Комир О. В., Медведевой О. В., Губановой Т. И., Носаева К. И., Носаевой Т. В., Муллина М. В., Муллиной В. Е., Тюсина С. С.ча, Бардецкого Г. А., Наумова Д. В., Озерова С. В., Русина В. И., Сусловой О. В., Гришина В. В., Кондратковой А. Ю., Микулич Е. М., Микулича М. Н., Дубровина Н. И., Дубровиной Н. И., Бочкаревой В. М. в бюджет Камышинского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ - отказать.
Заслушав доклад судьи Лымарева В.И., выслушав объяснения представителя Инспекции государственного жилищного надзора по Волгоградской области – Акулиничевой О.С., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Инспекция государственного жилищного надзора по Волгоградской области (далее по тексту – ИГЖН) обратилась в суд с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Комир О.В., Медведевой О.В., Губановой Т.И., Носаеву К.И., Носаевой ТВ., Муллину М.В., Муллиной В.Е., Тюсину С.С., Бардецкому Г.А., Наумову Д.В., Озерову С.В., Русину В.И., Сусловой О.В., Гришину В.В., Кондратковой А.Ю., Микулич Е.М., Микуличу М.Н., Дубровину Н.И., Дубровиной Н.И., Бочкаревой В.М. о возложении обязанности выполнить необходимые мероприятия в многоквартирном доме.
В обоснование требований истец указал, что 19 октября 2022 г. ИГЖН проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, с. Лебяжье, ул. ДОС, д. 1.
Собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме являются: Российская Федерация (квартиры №№ <...>), Гришин В.В. (<адрес>), Комир О.В. (<адрес>), Дубровин Н.И. и Дубровина Н.И. (<адрес>), Микулич М.Н. и Микулич Е.М. (<адрес>), Медведева О.В. (<адрес>), Губанова Т.И. (<адрес>), Бочкарева В.М. (<адрес>), Носаева Т.В. и Носаев К.И. (<адрес>), Муллин М.В. и Муллина В.Е. (<адрес>), Тюсин С.С. (<адрес>), Бардецкий Г.А. (<адрес>), Наумов Д.В. (<адрес>), Кондраткова А.Ю. (<адрес>), Озеров С.В. и Русин В.И. (<адрес>), Суслова О.В. (<адрес>) (том 1 л.д. 28-182, 195-202).
При этом квартиры №№ <...>, находящиеся в собственности Российской Федерации, на основании приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 13 января 2021 г. № 17 на праве оперативного управления закреплены за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, переданы им 13 января 2021г. по акту приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление.
Способ управления многоквартирным жилым домом не выбран, управляющая компания либо организация, осуществляющая содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, отсутствует.
По результатам проведенной инспекцией проверки установлены следующие несоответствия технического состояния конструктивных элементов дома предъявляемым требованиям:
- техническое состояние крыши: на крыше здания, выполненной из наплавляемых материалов, наблюдаются вздутия, расслоения покровного и защитного слоев, прогибы, воздушные мешки; не обеспечена герметичность в местах сопряжения кровли со стенами, парапетами, трубами; в местах общего пользования в подъездах дома на потолке и стенах наблюдаются обширные участки с затечными пятнами от ранее происходивших протечек атмосферных осадков через кровлю; наблюдается повреждение конструкций оголовков дымовенканалов; наблюдаются участки с разрушением карнизных плит на крыше дома;
- техническое состояние наружных стен: наблюдается разрушение герметизирующих заделок стыков стеновых панелей;
- техническое состояние цокольной части дома: по всему периметру здания наблюдаются участки с отсутствующей облицовочной плиткой;
- техническое состояние отмостки: наблюдаются просадки, трещины отмостки, в месте сопряжения отмостки и цоколя имеется щель, местами отмостка отсутствует вследствие ее полного разрушения;
- техническое состояние балконов: наблюдается разрушение защитного слоя бетона плит балконов, оголена арматура, наблюдается выкрашивание бетона из тела плит, на металлических конструкциях балконов наблюдается коррозия, балконы квартир 15 и 58 используются не по назначению, загромождены, захламлены;
- техническое состояние входных групп: наблюдается просадка и разрушение конструкций входных групп;
- санитарно-техническое состояние подвальных помещений: отсутствуют защитные сетки на продухах подвала, часть продухов закрыты металлическими листами, подвальные помещения захламлены строительным и бытовым мусором, на трубопроводах внутридомовой инженерной системы отопления отсутствует теплоизоляция, на трубопроводах внутридомовых инженерных систем отопления, водоснабжения, водоотведения, а также запорной арматуре, находящейся на них имеются ржавчина, коррозирование, не герметичность соединения, имеются разрушенные участки трубопроводов внутридомовой инженерной системы водоотведения вследствие чего имеются участки подвальных помещений затопленных канализационными стоками.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на то, что ответчики, как собственники жилых помещений, несут ответственность по содержанию и ремонту общего имущества, учитывая, что не проведение необходимых ремонтных работ в многоквартирном доме ведет к повышенному преждевременному физическому износу здания, снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных строительных конструкций и оснований, так и строения в целом, что впоследствии может стать причиной обрушений, ИГЖН просила возложить на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения, выполнив необходимые мероприятия и работы по приведению общего имущества в надлежащее состояние.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, в апелляционной жалобе представитель Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ по доверенности Глухова В.С. просит решение отменить, в обоснование доводов жалобы ссылаясь на то, что заявленные истцом недостатки в конструктивных элементах многоквартирного жилого дома подлежат устранению не путем текущего ремонта, а путем проведения капитального ремонта, тогда как сам многоквартирный дом включен в программу по капитальному ремонту на 2035-2037 года. Также указывает на необоснованное возложение на ответчика обязанности по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома определен в п. 2 разд. I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Пунктом 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (пп. 1 п. 2 ст. 161 ЖК РФ); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пп. 2 п. 2 ст. 161 ЖК РФ); управление управляющей организацией (пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 1.2 ст. 164 ЖК РФ по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 ЖК РФ.
Из совокупности приведенных норм следует, что организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что 19 октября 2022 г. ИГЖН проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, с. Лебяжье, ул. ДОС, д. 1.
Собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном жилом доме являются: Российская Федерация (квартиры №№ <...>), Гришин В.В. (<адрес>), Комир О.В. (<адрес>), Дубровин Н.И. и Дубровина Н.И. (<адрес>), Микулич М.Н. и Микулич Е.М. (<адрес>), Медведева О.В. (<адрес>), Губанова Т.И. (<адрес>), Бочкарева В.М. (<адрес>), Носаева Т.В. и Носаев К.И. (<адрес>), Муллин М.В. и Муллина В.Е. (<адрес>), Тюсин С.С. (<адрес>), Бардецкий Г.А. (<адрес>), Наумов Д.В. (<адрес>), Кондраткова А.Ю. (<адрес>), Озеров С.В. и Русин В.И. (<адрес>), Суслова О.В. (<адрес>) (том 1 л.д. 28-182, 195-202).
При этом квартиры №№ <...>, находящиеся в собственности Российской Федерации, на основании приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 13 января 2021 г. № 17 на праве оперативного управления закреплены за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, переданы им 13 января 2021г. по акту приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление.
Способ управления многоквартирным жилым домом не выбран, управляющая компания либо организация, осуществляющая содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, отсутствует, проводимые органом местного самоуправления открытые конкурсы по выбору управляющей компании признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
По результатам проведенной инспекцией проверки установлены следующие несоответствия технического состояния конструктивных элементов дома предъявляемым требованиям:
- техническое состояние крыши: на крыше здания, выполненной из наплавляемых материалов, наблюдаются вздутия, расслоения покровного и защитного слоев, прогибы, воздушные мешки; не обеспечена герметичность в местах сопряжения кровли со стенами, парапетами, трубами; в местах общего пользования в подъездах дома на потолке и стенах наблюдаются обширные участки с затечными пятнами от ранее происходивших протечек атмосферных осадков через кровлю; наблюдается повреждение конструкций оголовков дымовенканалов; наблюдаются участки с разрушением карнизных плит на крыше дома;
- техническое состояние наружных стен: наблюдается разрушение герметизирующих заделок стыков стеновых панелей;
- техническое состояние цокольной части дома: по всему периметру здания наблюдаются участки с отсутствующей облицовочной плиткой;
- техническое состояние отмостки: наблюдаются просадки, трещины отмостки, в месте сопряжения отмостки и цоколя имеется щель, местами отмостка отсутствует вследствие ее полного разрушения;
- техническое состояние балконов: наблюдается разрушение защитного слоя бетона плит балконов, оголена арматура, наблюдается выкрашивание бетона из тела плит, на металлических конструкциях балконов наблюдается коррозия, балконы квартир 15 и 58 используются не по назначению, загромождены, захламлены;
- техническое состояние входных групп: наблюдается просадка и разрушение конструкций входных групп;
- санитарно-техническое состояние подвальных помещений: отсутствуют защитные сетки на продухах подвала, часть продухов закрыты металлическими листами, подвальные помещения захламлены строительным и бытовым мусором, на трубопроводах внутридомовой инженерной системы отопления отсутствует теплоизоляция, на трубопроводах внутридомовых инженерных систем отопления, водоснабжения, водоотведения, а также запорной арматуре, находящейся на них имеются ржавчина, коррозирование, не герметичность соединения, имеются разрушенные участки трубопроводов внутридомовой инженерной системы водоотведения вследствие чего имеются участки подвальных помещений затопленных канализационными стоками.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиками, являющимися собственниками помещений многоквартирного жилого дома, не заключившими со специализированной организацией договор на содержание общего имущества, не представлено доказательств устранения приведенных выше нарушений требований нормативных актов к содержанию общего имущества жилого дома. Представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что собственниками помещений многоквартирного жилого дома общее имущество содержится в состоянии, не обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Вопреки доводам заявителя жалобы, приведенные в акте проверки нарушения не связаны с выполнением работ по капитальному ремонту дома, а касаются текущего содержания общего имущества собственников.
Так, согласно п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № 8.
К капитальному ремонту жилого дома в соответствии с п. 2 примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, - Приложение № 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов).
В то же время, устранение указанных в акте осмотра от 19 октября 2022 г. повреждений конструктивных элементов жилого дома по своему характеру не требуют проведение ремонтно-строительных работы по смене, восстановлению или замене элементов жилого дома, тогда как требуют текущий контроль за содержанием общего имущества и проведение текущего ремонта, который, согласно абз. 4 разд. 2 вышеприведенных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Сам по себе факт того, что многоквартирный жилой дом включен в программу капитального ремонта, а выданное ИГЖН заключение от 20 января 2023 г. содержит данные о необходимости проведения такого ремонта, не освобождает собственников помещений жилого дома от выполнения обязанности по текущему содержанию общего имущества.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованно удовлетворены судом, с возложением на ответчиков, являющихся собственниками помещений многоквартирного жилого дома, обязанности устранить выявленные нарушения и выполнить необходимые мероприятия и работы по приведению элементов дома в надлежащее состояние.
В то же время, вывод суда о взыскании с Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ в доход бюджета государственной пошлины в сумме 300 рублей является неверным, поскольку данное учреждение согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Тем самым в части взыскания с Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ государственной пошлины решение суда подлежит отмене.
В остальной части обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой бездоказательны и сводятся к несогласию с обжалуемым судебным актом, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 5 апреля 2023 г. в части взыскания с Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ государственной пошлины в сумме 300 рублей – отменить.
В остальной части решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 5 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ по доверенности Глуховой В. С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи