Решение по делу № 8Г-13119/2022 [88-13475/2022] от 17.06.2022

              ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-13475/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Кемерово            9 августа 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего Дударёк Н.Г.,

    судей Зайцевой Е.Н. и Папушина Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 24RS0014-01-2021-000644-09 по исковому заявлению Сидоровой Ольги Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» о защите прав потребителя

по кассационной жалобе Сидоровой О.А. на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 марта 2022 г.

          Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сидорова О.А. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» (далее по тексту – ООО «Енисейэнергоком») о взыскании с ответчика в свою пользу сумму переплаты за коммунальную услугу по отоплению в размере 54 118,09 руб., а также просила возложить на ответчика обязанность производить коммерческий учет тепловой энергии по показаниям индивидуальных приборов учета, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы на оплату услуг представителя – 30 000 руб., штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом, ссылаясь на то, что в принадлежащей истцу на праве собственности квартире, расположенной по <адрес> установлены приборы учета тепловой энергии. С сентября 2020 года расчет размера платы за услугу теплоснабжения стал осуществляться по нормативу потребления тепловой энергии, а не по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии. В этой связи истцом в адрес ответчика направлена претензия, на которую последний ответил отказом со ссылкой на то, что в доме отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, кроме того, рекомендовано принять необходимые меры для установки и ввода в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии.

Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 1 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 марта 2022 г., в удовлетворении исковых требований Сидоровой О.А. отказано.

В кассационной жалобе Сидоровой О.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.

          Судом установлено и следует из материалов дела, Сидорова О.А. проживает в жилом помещении, расположенном по <адрес>, принадлежащего на праве собственности Сидорову Е.Н.

В жилом помещении по вышеуказанному адресу установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии.

Многоквартирный жилой дом <адрес> общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован.

Согласно акту обследования ООО «Енисейэнергоком» от 12 апреля 2021 г. на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии по <адрес>, таковая возможность отсутствует.

           С сентября 2020 года ответчик начисляет размер платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии. В этой связи 6 октября 2020 года Сидоровой О.А. в адрес ООО «Енисейэнергоком» была направлена претензия о начислении платы за тепловую энергию в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета, которая оставлена без удовлетворения в связи с тем, что в <адрес> отсутствует общедомовой прибора учета тепловой энергии, что исключает возможность перерасчета платы за коммунальную услугу.

             Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив, что в многоквартирном доме, в котором проживает истец, не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета и техническая возможность его установки исключена, что предусматривает обязанность собственника квартиры такого дома вносить, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав истца при начислении ему платы по отоплению, исходя из норматива потребления, не усмотрев также оснований для удовлетворения    производных требования о компенсации морального вреда и штрафа.

    Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставив решение без изменения.

          Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

         Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) в пункте 1 регулируют, в числе прочего, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

           С 1 июня 2013 г. согласно пункта 40 Правил N 354    норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно абзацу второму пункта 40 Правил N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.

На основании абзаца первого пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В соответствии с абзацем вторым пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Таким образом, Правительство Российской Федерации установило порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, по соответствующим формулам, учитывающим показатели площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, тариф на тепловую энергию.

         Приведенное положение Правил N 354 в полной мере согласуется с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его частью 1 статьи 157, в силу которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

           Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из приведенного нормативного регулирования и установленных по делу обстоятельств, при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, сделал правильный вывод о том, что факт отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме предполагает оплату коммунальной услуги собственниками и пользователями всех помещений, которые расположены в указанном многоквартирном доме, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, в которых установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, исходя из площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, тарифа на тепловую энергию, обеспечивая тем самым равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в таком многоквартирном доме расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды, что было учтено судами при разрешении настоящего спора.

Суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании. Выводы суда подробно мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела.

          С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Енисейского районного суда Красноярского края от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сидоровой О.А. – без удовлетворения.

           Председательствующий

Судьи

8Г-13119/2022 [88-13475/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Сидорова Ольга Александровна
Ответчики
ООО Енисейэнергоком
Другие
ООО УК Наш город
Сидоров Евгений Николаевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Дударёк Н.Г.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
09.08.2022Судебное заседание
09.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее