Судья Кайгородова О.В. |
№21-105/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
19 марта 2020 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Министерства социальной защиты Республики Карелия на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от
25 декабря 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
12 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 декабря 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 12 февраля 2020 г., Минсоцзащиты Республики Карелия подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 72 261 рубля за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник привлекаемого лица фио2 ставит вопрос об отмене принятых субъектами административной юрисдикции актов в связи отсутствием вины органа исполнительной власти в совершении инкриминируемого деяния, мотивируя свои доводы исполнением привлекаемым к ответственности лицом решения, принятого Межведомственной комиссией по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым определены конкретные получатели субвенции, предоставленной из федерального бюджета на реализацию полномочий по обеспечению граждан жильем, и утверждением Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия операций по расходованию бюджетных средств на стадии исполнения данного решения.
Заслушав объяснения защитника фио2, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Исходя из п.3 ст.133 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого деяния), субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с предстоящим
65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов была установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995
№5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого деяния) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до
1 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из положений пп.2, 4, 5 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 №614 (далее - Правила), определен порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.5 Правил).
В силу ч.3 ст.1 Закона РК от 28.07.2010 №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» расходные обязательства Республики Карелия, возникающие при осуществлении органами государственной власти Республики Карелия полномочий, указанных в чч.1 и 2 настоящей статьи, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Карелия.
Исходя из п.1 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 25.10.2017 №374-П, на Минсоцзащиты Республики Карелия, являющееся органом исполнительной власти Республики Карелия и проводящее государственную политику, возложены функции в сферах социальной защиты и социального обслуживания населения, деятельности органов опеки и попечительства, профилактики безнадзорности несовершеннолетних на территории Республики Карелия.
В рамках исполнения полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам власти субъектов Российской Федерации, Минсоцзащиты Республики Карелия обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ
«О ветеранах» (п.9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия).
Исследование материалов дела показало, что в соответствии с приложением 33 (таблица 28) к Федеральному закону от 05.12.2017 №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.» распределение субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» бюджетам субъектов Российской Федерации на
2018 г., Республике Карелия была предусмотрена субвенция в размере 7540 400 рублей.
Также по делу усматривается, что в период с 29 августа по 18 сентября 2019 г. на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 23 августа 2019 г. №255 в отношении Минсоцзащиты Республики Карелия проведена внеплановая выездная проверка использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ
«О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.», в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
При изучении отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (форма по ОКУД 0503324) должностным лицом установлено, что на 01 января 2019 г. в бюджет Республики Карелия поступило субвенций из федерального бюджета в сумме 7 226100 рублей, кассовый расход средств субвенций составил 7 226 100 рублей.
На основании приказа исполняющего обязанности Министра социальной защиты Республики Карелия от 17 мая 2018 г. №-П «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» было принято решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем фио3, имеющей право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в размере 1 445 220 рублей, которые были перечислены 25 мая
2018 г. фио1 по договору купли-продажи квартиры от 18 апреля 2018 г. на основании соответствующего платежного поручения.
В связи с выявлением в процессе проведения проверки нецелевого использования бюджетных средств 18 сентября 2019 г. составлен соответствующий акт.
Проверяющим лицом установлено, что вопреки требованиям п.3 ст.133 Бюджетного кодекса РФ, п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Минсоцзащиты Республики Карелия были направлены средства в размере 1 445 220 рублей, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и оплачены денежные обязательства в целях, не соответствующих целям их предоставления, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В связи с допущенными нарушениями требований законодательства в затронутой сфере 12 декабря 2019 г. уполномоченным должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, и на основании постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 декабря 2019 г., оставленного без изменения по результатам судебного пересмотра, Минсоцзащиты Республики Карелия назначено административное наказание за совершение инкриминируемого деяния.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и признаков состава выявленного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Постановление должностного лица административного органа и решение судьи приняты в рамках предусмотренной нормами КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к отрицанию виновности в совершении вменяемого деяния по приведенным в ней мотивам, несостоятельные, так как обжалуемые акты приняты после надлежащего установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, применительно к заложенной в данной норме диспозиции, сути выявленного нарушения и сфере специального нормативного регулирования.
При разрешении данного дела субъектами административной юрисдикции правильно отмечено, что поскольку в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не отражена категория граждан, имеющих статус - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, реализация права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета данной категорией лиц не может осуществляться в соответствии с положениями указанного нормативного правового акта.
Доводы жалобы, касающиеся ранее сложившейся правоприменительной практики при разрешении возникших правоотношений и санкционирования Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия операции по расходованию средств предоставленной субвенции, поводом для освобождения от административной ответственности служить не могут, так как данные обстоятельства об отсутствии состава инкриминируемого деяния не свидетельствуют.
Судами при этом учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах.
Таким образом, в данном случае в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Несогласие с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и норм законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Поскольку субъектами административной юрисдикции существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 декабря 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Н.А.Колбасова