РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года г.Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи - Кантовой Т.В.,
при секретаре судебного заседания – Тамазян Р.Э.,
с участием:
истца – Гальковой Л.Н.,
представителя ответчика – Алексенко А.А., действующего на основании доверенности от 03.12.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гальковой Людмилы Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭК-3», о защите прав потребителей,
установил:
Галькова Л.Н. обратилась в суд с иском о признании незаконными действий ООО «ЖЭК-3» по начислению ей в период с 01.01.2019 года платы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с составе платы за содержание принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Волгодонск, <адрес>. Истец просит обязать ООО «ЖЭК-3» прекратить начисление ей платы по сбору и вывозу ТБО в составе платы за содержание жилья, произвести перерасчет стоимости услуги по содержанию жилья, путем исключения платы по вывозу ТБО, за период с 01.01.2019 года по день вынесения судом решения. Кроме того, Галькова Л.Н. просит взыскать с ответчика 10 000 рублей в счет компенсации причиненного ей морального вреда.
В обоснование вышеуказанных исковых требований Галькова Л.Н. указала, что является собственником квартиры <адрес> в г.Волгодонске Ростовской области. На основании договора управления от01.01.2015 года ответчик оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28.11.2018 года было принято решение против повышения на 2019 год платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт. В результате, стоимость данной услуги осталась на прежнем уровне – 25,28 рублей с 1кв.м/мес. С 01.01.2019 года вывоз ТБО осуществляется региональным оператором. Вместе с тем, начисление платы за содержание жилья и текущий ремонт в 2019 году, как следует из выставляемых к оплате счетов, осуществляется ответчиком по тарифу 25,28 рублей/кв.м. Данное обстоятельство, по ее мнению, свидетельствует о фактическом начислении управляющей организацией платы за вывоз мусора в составе платы за содержание жилья и текущий ремонт, что противоречит действующем законодательству. Поскольку ООО «ЖЭК-3» взимает плату за фактически не оказываемую услугу, нарушаются ее права потребителя.
В судебном заседании Галькова Л.Н. настаивала на удовлетворении своих требований в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что квартира в МКД <адрес> в г.Волгодонске принадлежит ей на праве собственности с апреля 1991 года. Факт нарушения ее прав потребителя, полагала, подтверждается тем, что тариф за содержание жилья и текущий ремонт, по которому ответчик начислял плату в 2018 году, с 01.01.2019 года не уменьшился. За январь 2019 года, с учетом произведенной ООО «ЖЭК-3» корректировки, она оплатила услугу по содержанию жилья и текущий ремонт в сумме 109,34 рубля. Заявила, что ответчик продолжает нарушать ее права, поскольку не уменьшил плату за содержание жилья и текущий ремонт на стоимость услуги по вывозу крупногабаритного мусора – 0,85 руб/кв.м., с 01.01.2019 года оказываемой региональным оператором. В результате, она излишне оплатила ответчику около 700 рублей за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 года. Настаивала на взыскании с ООО «ЖЭК-3» компенсации морального вреда, так как ее претензия от 08.10.2019 года не была добровольно удовлетворена ответчиком. Заявила, что тариф за содержание жилья и текущий ремонт до сих пор не снижен ответчиком. Признала, что смета стоимости услуги по содержанию жилья и текущему ремонту на 2018, 2019 года не утверждалась общим собранием собственников МКД.
Представитель ООО «ЖЭК-3», действующий на основании доверенности Алексенко А.А., просил отказать в удовлетворении исковых требований. Заявил о необоснованности доводов Гальковой Л.Н. о нарушении ее прав ответчиком. В обоснование своих возражений указал, что с 01.01.2019 года вывоз ТКО осуществляется региональным оператором. Соответствующее решение (о заключении договоров с региональным оператором) было принято общим собранием собственников помещений МКД <адрес> лишь 18.02.2019 года. В этой связи, региональный оператор выставил ООО «ЖЭК-3» счет на оплату оказанной жильцам в январе 2019 года услугу, ответчик оплатил данный счет, произведя начисление жильцам, в том числе истцу, платы за обращение с ТКО за январь 2019 года. После принятия собственниками решения от 18.02.2019 года, счета на оплату услуги по обращению с ТКО истцу не выставлялись. Заявил, что требование Гальковой Л.Н. о перерасчете платы за содержание жилья и текущий ремонт за период 2019 год, путем ее уменьшения на стоимость услуги по вывозу крупногабаритного мусора, не основано на законе. С 01.01.2019 года вывоз ТКО не включен в состав платы за содержание жилья и текущий ремонт. Вместе с тем, поскольку общим собранием собственников помещений МКД <адрес> в г.Волгодонске утвержден размер платы за услугу по содержанию жилья и текущий ремонт, без определения величины платы за конкретный вид работ (в данном случае – вывоз ТКО) на весь период действия договора управления многоквартирным домом, ответчик выставляет счета в соответствии с принятым общим собранием тарифом, который не вправе изменить в одностороннем порядке. Считает, что истец не доказал нарушения ее прав ответчиком. Все денежные средства, полученные его доверителем от жильцов МКД <адрес>, потрачены на содержание жилья и текущий ремонт, что свидетельствует о законности действий ООО «ЖЭК-3». В марте 2019 года ответчик по своей инициативе произвел Гальковой Л.Н. перерасчет платы за содержание жилья и текущий ремонт на 141 рубль. Указал также, что сам по себе факт вынесения Администрацией г.Волгодонска представления в адрес ООО «ЖЭК-3» не имеет правового значения при разрешении настоящего спора и не свидетельствует об обоснованности требований истца. Просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд дал оценку предоставленным доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ и пришел к следующему.
С 30.05.2006 года Галькова Л.Н. является собственником квартиры, общей площадью 67,7 кв.м., расположенной по адресу: Ростовская область, г.Волгодонск, <адрес>. Право собственности истца на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке.
16.12.2014 года общим собранием собственников помещений МКД <адрес> в г.Волгодонске Ростовской области было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом и управляющей организации – ООО «ЖЭК-3». Договор управления № многоквартирным домом с ООО «ЖЭК-3» заключен 01.01.2015 года.
В перечень работ и услуг, выполняемых управляющей организацией по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД <адрес> в г.Волгодонске, согласно п.4 Приложения № 2 к договору управления, входят работы по вывозу ТБО (контейнеры и крупногабаритные отходы) (л.д.22-60).
В пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении на общем собрании таких собственников размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует, в первую очередь, учитывать, что размер платы за содержание жилого помещения, а именно обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 5-П).На основании пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления относится, в том числе, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
Величина платы за услугу по содержанию жилого помещения и текущий ремонт утверждена решением внеочередного общего собрания собственников помещений МКД <адрес> в г.Волгодонске:
- от 23.11.2017 года на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года – 25,28 рублей с 1 кв.м. в месяц;
- от 28.11.2018 года на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 года - 26,37 рублей с 1 кв.м. в месяц (л.д.61-67).
Исковые требования Гальковой Л.Н. обусловлены нарушением со стороны ответчика ее прав потребителя вследствие выставления к оплате счетов за фактически не предоставленную в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 года услугу – обращение с ТКО, с последующим отказом в перерасчете стоимости содержания жилья и текущего ремонта в указанный период времени.
По мнению истца, о длящемся с 01.01.2019 по 31.12.2019 года нарушении ООО «ЖЭК-3» ее прав потребителя свидетельствует оставшийся неизменным размер платы за содержание жилья и текущий ремонт, в то время как с 01.01.2019 года услугу по обращению с ТКО оказывает региональный оператор.
Суд находит данные доводы Гальковой Л.Н. несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В силу ст.44 Жилищного кодекса РФ принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Стороны признали в судебном заседании, что с 01.01.2019 года фактически услугу по обращению с ТКО собственникам помещений в МКД <адрес> в г.Волгодонске оказывает региональный оператор – ООО «ЭкоЦентр», что согласуется с п.148 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Между тем, решение о заключении собственниками помещений МКД <адрес> в г.Волгодонске прямых договоров на поставку коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (в том числе, обращение с ТКО) было принято в установленном законом порядке лишь 18.02.2019 года.
До указанного времени услугу по обращению с ТКО региональный оператор оказывал по договору с ООО «ЖЭК-3» № 0101/00542 от 09.01.2019 года. Данное обстоятельство подтверждается счетом-фактурой №, вд-1123 от 31.01.2019 года, оборотами ООО «ЖЭК-3» по счету № 62 за 2019 год, а также копией платежного поручения № 109 от 13.02.2019 года об оплате ответчиком услуги регионального оператора.
В этой связи, действия ООО «ЖЭК-3» в части выставления Гальковой Л.Н. счета на оплату услуги по содержанию жилья и текущему ремонту за январь 2019 года, в состав которой включена стоимость услуги по обращению с ТКО – 141,08 рублей, не противоречит действующему законодательству. Суд полагает необходимым отметить, что выставленный ответчиком Гальковой Л.Н. счет на оплату содержания жилья и текущего ремонта за март 2019 года подтверждает добровольно произведенный ООО «ЖЭК-3» перерасчет услуги по обращению с ТКО на сумму 141,08 рублей.
Доказательства тому, что ООО «ЖЭК-3» выставлял Гальковой Л.Н. к оплате счета, содержащие плату за фактически не оказываемую в период с февраля по декабрь 2019 года услугу (вывоз ТКО), которые были оплачены истцом, суду не предоставлены.
В этой связи, требования Гальковой Л.Н. о признании незаконными действия ответчика по начислению платы за услугу по обращению с ТКО с 01.01.2019 года и понуждению ООО «ЖЭК-3» прекратить данные начисления в составе платы за содержание жилья и текущий ремонт, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца о возложении на ООО «ЖЭК-3» обязанности по перерасчету платы за содержание жилья и текущий ремонт за период с 01.01.2019 года по день вынесения судом решения, путем исключения платы за услугу по обращению с ТКО, суд также не усматривает законных оснований для его удовлетворения.
В соответствии с пунктами 3.4 – 3.8 договора № 8 управления МКД от 01.01.2015 года, размер платы за услуги ООО «ЖЭК-3», в том числе за содержание жилья и текущий ремонт, устанавливается сроком на один календарный год и подлежит пересмотру на каждый последующий год, на который продлен договор, путем утверждения решением общего собрания собственников помещений.
Указанный договор управления МКД никем не оспорен и не признан недействительным.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст.ст.309-310 ГК РФ).
По сути, требование Гальковой Л.Н. о перерасчете стоимости оказываемой ей ответчиком услуги по содержанию жилья и текущему ремонту путем уменьшения на величину платы за обращение с ТКО, противоречит условиям договора № 8 управления МКД от 01.01.2015 года.
Судом установлено, что размер платы за услуги по содержанию жилья и текущему ремонту на 2019 года установлен решением общего собрания от 28.11.2018 года: 26,37 рублей с 1 кв.м. в месяц. При этом вопрос о стоимости услуги по вывозу ТКО не выносился на обсуждение общего собрания собственников помещений МКД <адрес>, решения по нему не принималось. При таких обстоятельствах, требование Гальковой Л.Н. о перерасчете платы за услуги по содержанию жилья и текущему ремонту, путем ее уменьшения на стоимость вывоза ТКО, на законе не основано.
Выполнение ООО «ЖЭК-3» услуг по содержанию и ремонту жилья в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, а также отсутствие у председателя МКД <адрес> претензий по качеству, объему и срокам оказанных в 2019 году услуг подтверждаются Актом о приемке выполненных работ от 12.08.2019 года.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При этом доказательства должны отвечать признакам относимости и допустимости.
Поскольку доводы Гальковой Л.Н. о нарушении ООО «ЖЭК-3» ее прав потребителя вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по договору управления МКД <адрес> от 01.01.2015 года не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, исковые требования, в том числе производное - о компенсации морального вреда, являются необоснованными в полном объеме.
Ссылка Гальковой Л.Н. на Предписание отдела координаций отраслей городского хозяйства Администрации г.Волгодонска от 26.12.2019 года № 52.4.1-16-220, вынесенное в адрес ООО «ЖЭК-3» по результатам внеплановой документарной проверки, подлежит отклонению. Указанный документ не отвечает признаку допустимости доказательств. Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела не истек установленный законом срок на обжалование ответчиком указанного Предписания.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд руководствуется совокупностью ст.98, 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-3», ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24.01.2020 ░░░░.