РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2021 года                        город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Погорельцевой Т.В.,

при секретаре Плотниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мяличкина А. Б. к начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Вишнякову А. С., Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Российской Федерации в лице Федеральной Службы исполнения наказаний России, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным бездействия и взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

установил:

Мяличкин А.Б. обратился в суд с названным административным иском, в обоснование которого указал, что с декабря 2019 года он содержится под стражей по решению Сургутского городского суда в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО – Югре города Нижневартовска. В учреждении не соблюдаются нормы санитарной площади на одного человека, не созданы надлежащие материально – бытовые и санитарные условия содержания лиц, заключенных под стражу, а именно: отсутствуют скамейки по числу посадочных мест для лиц, содержащихся в камере, отсутствует бачок для питьевой воды, отсутствует радиоточка для вещания государственных программ, отсутствует приточная вентиляция, в камерах имеются грибковые отложения на стенах, не проводятся санитарные мероприятия, в связи с чем в камерах завелись мыши, крысы, тараканы, мокрицы, слизни. Просит признать незаконным бездействие начальника ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО - Югре Вишнякова А.С. по устранению нарушений условий содержания под стражей, привлечь его к ответственности в виде лишения права занимать должность Начальника Учреждения, взыскать за счет Казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 500000 рублей.

В ходе судебного заседания, проводимого в соответствии со статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с использованием видеоконференц-связи при содействии ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по ХМАО – Югре, административный истец Мяличкин А.Б. на доводах административного иска настаивал в полном объеме. Пояснил, что о нарушении своих прав он впервые в суд с административным иском о взыскании компенсации он обратился в августе 2021 года. До этого момента он собирал доказательства при помощи прокуратуры, которая по его заявлениям проводила проверки. Своевременному обращению в суд с административным иском препятствовала администрация СИЗО.

В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО – Югре Хомкина Ю.А., с доводами административного иска не согласилась, полагая их незаконными и необоснованными. Ходатайствовала о применении срока обращения в суд, считая, что уважительных причин пропуска срока обращения в суд у административного истца не имелось.

В судебном заседании представитель ФСИН России и УФИН России по ХМАО – Югре Ковтун И.А. с административным иском не согласился, настаивал на ранее данных объяснениях по существу иска, поддержал возражения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО – Югре.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Бондаренко Н.А., просила в удовлетворении заявленных требований Мяличкина А.Б. отказать, считая их незаконными и необоснованными.

Начальник СИЗО- 1 УФСИН России по ХМАО – Югре Вишняков А.С. извещен надлежащим о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено справкой ИВСПиО № 1 УМВД России по городу Сургуту, что 17 декабря 2019 года Мяличкин А.Б. был помещен в ИВСПиО № 1 УМВД России по городу Сургуту в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С конца 2019 года по настоящее время он периодически, а именно: с 26 декабря 2019 года по 09 января 2020 года; с 19 января 2020 года по 27 января 2020 года; с 16 февраля 2020 года по 11 марта 2020 года; с 15 марта 2020 года по 22 июля 2020 года, с 30 июля 2020 года по 11 августа 2020 года, с 12 августа 2020 года по 27 августа 2020 года, с 31 августа 2020 года по 24 сентября 2020 года, с 30 сентября 2020 года по 17 ноября 2020 года, с 18 ноября 2020 года по 11 декабря 2020 года, с 15 декабря 2020 года по 26 декабря 2020 года, с 30 декабря 2020 года по 13 января 2021 года, с 29 января 2021 года по 26 февраля 2021 года, с 02 марта 2021 года по 22 марта 2021 года, с 09 апреля 2021 года по 28 апреля 2021 года, с 24 июня 2021 года по 29 июня 2021 года, с 30 июня 2021 года по 02 июля 2021 года, с 10 июля 2021 года по 22 июля 2021 года, с 30 июля 2021 года по 31 июля 2021 года, с 01 августа 2021 года по 11 августа 2021 года, с 23 августа 2021 года по настоящее время, содержался в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО – Югре.

    Полагая, что в период нахождения в ФКУ СИЗО – 1 были нарушены его права на обеспечение условий содержания под стражей, что выразилось в отсутствии в камерах скамеек по числу посадочных мест для лиц, содержащихся в камере, отсутствии бачка для питьевой воды, отсутствии радиоточки для вещания государственных программ, отсутствии приточной вентиляции, грибковых отложения на стенах, непроведении санитарных мероприятий по уничтожению мышей, крыс, тараканов, мокриц, слизней, несоблюдении нормы санитарной площади на одного человека в камере, Мяличкин А.Б. обратился с настоящим иском в суд.

Пункт 2 статьи 3, часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одной из задач административного судопроизводства устанавливают защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, что гарантируется предоставлением права каждому заинтересованному лицу на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

При этом, компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 названного Закона).

Подпункт 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, определяет, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2, 3 Правил в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Из приказа УФСИН России по ХМАО – Югре № 100-лс от 22 июня 2021 года следует, что начальником ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО – Югре с 22 июня 2021 года назначен Вишняков А.С.

В соответствии с должностной инструкцией начальника учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО – Югре Вишнякова А.С., утвержденной начальником УФСИН России по ХМАО – Югре от 22 июня 2021 года, начальник СИЗО – 1 обязан знать и соблюдать законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно – исполнительной системы, обеспечивать их исполнение; знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его служебные обязанности; соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан; осуществлять управление учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения; обеспечивать соблюдение законности в деятельности учреждения, выполнение всех лицензионных требований при осуществлении деятельности учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации; руководить всеми видами деятельности учреждения; решать все вопросы в пределах предоставленных ему прав; обеспечивать выполнение учреждением возложенных на него задач; организовывать обеспечение учреждения всеми необходимыми материально – техническими условиями.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в г. Женева 30 августа 1955 года) (далее - Правила), которые касаются общего управления заведениями и применимы ко всем категориям заключенных, независимо от того, находятся ли последние в заключении по уголовному или гражданскому делу и находятся ли они только под следствием или же осуждены, включая заключенных, являющихся предметом "мер безопасности" или исправительных мер, назначенных судьей, предусматривают следующее.

Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил).

Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную.

Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность (пункт 20 части 1 Правил).

Обосновывая заявленные требования, Мяличкин А.Б. ссылается на ненадлежащее качество предоставляемой питьевой воды в ФКУ СИЗО – 1.

В судебном заседании установлено, подтверждено протоколами испытаний и измерений, экспертными заключениями от 2020 и 2021 годов, что качество питьевой воды в ФКУ СИЗО – 1 соответствует санитарно – эпидемиологическим требованиям.

Доводы Мяличкина А.Б. об отсутствии приточной вентиляции в камерах ФКУ СИЗО – 1 также являются необоснованными, так как допустимыми и относимыми доказательствами они не подтверждены, а, кроме того, они опровергаются объяснениями представителя ответчика, справкой главного энергетика, государственным контрактом № 0387100008020000014 на ремонт (демонтаж существующего и установка нового оборудования) системы вентиляции третьего режимного корпуса, справкой о стоимости выполненных работ, Актом о приемке выполненных работ.

Доводы административного истца о наличии в камерах ФКУ СИЗО – 1 грызунов, тараканов, слизней и мокриц также подлежат отклонению в связи с недоказанностью. Факт систематического проведения ответчиками дезинсекционных и дератизационных мероприятий в ФКУ СИЗО – 1 подтверждается Актами выполненных работ от 19 декабря 2019 года, 21 апреля 2020 года, 17 июня 2020 года, 16 июля 2020 года, 03 июля 2020 года, 10 сентября 2020 года, 30 сентября 2020 года, 29 октября 2020 года, 30 ноября 2020 года, 23 декабря 2020 года, 24 марта 2021 года, 29 апреля 2021 года, 14 мая 2021 года, 01 июня 2021 года, 09 июля 2021 года, 10 августа 2021 года.

Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, камеры СИЗО оборудуются, помимо прочего, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; бачком с питьевой водой; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.

Обосновывая заявленные требования, Мяличкин А.Б. ссылается на отсутствие в камерах радиоточек для вещания общегосударственной программы, а также бачков с питьевой водой, однако, доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, в судебное заседание им не представлены.

Справкой старшего инженера группы ИТО, связи и вооружения отдела охраны ФКУ СИЗО – 1, фотографиями камер подтверждается наличие в камерах радиоточек в ФКУ СИЗО – 1.

Оборудование камер бачками с питьевой водой подтверждается объяснениями представителя ответчика, фотографиями камер, в которых размещался административный истец.

При таких обстоятельствах доводы истца о допущенных ответчиками нарушениях условий его содержания под стражей в связи с отсутствием в камерах радиоточек и бачков с питьевой водой не могут быть приняты во внимание.

Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы Мяличкина А.Б. о ненадлежащем оборудовании камер скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере.

Материалами дела - Журналами учета количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО – 1, фотографиями камер подтверждается, что камеры ФКУ СИЗО – 1 оборудованы скамейками только на два посадочных места, в то время как число фактически оборудованных спальных мест и фактического наполнения камер в подавляющем большинстве случаев составляло 4 и более человек.

Доводы возражений представителя административных ответчиков о том, что время приема пищи для лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО – 1, не ограничено, в связи с чем они могут поочередно принимать пищу, факта нарушения требований пункта 42 Приказа Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" не опровергает, в связи с чем суд считает это нарушение установленным.

Статьей 23 Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлена норма санитарной площади в камере на одного человека (подозреваемого и обвиняемого) в размере 4-х квадратных метров.

В судебном заседании установлено, подтверждено объяснениями административного истца, представлениями Прокуратуры ХМАО – Югры в адрес ФКУ СИЗО -1, выписками из Журналов учета количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО – 1, справками ФКУ СИЗО – 1, техническим паспортом Режимного корпуса № 3, что Мяличкин А.Б. в периоды с 26 декабря по 09 января 2020 года содержался в камере № 145 площадью 16,3 кв.м., с 19 января 2020 года по 27 января 2020 года содержался в камере № 107 площадью 16,3 кв.м.; с 16 февраля 2020 года по 11 марта 2020 года в камере № 213 площадью 16,3 кв.м.; с 15 марта 2020 года по 19 мая 2020 года в камере № 213 площадью 16,3 кв.м.; с 20 мая 2020 года по 18 июня 2020 года в камере № 103 площадью 16,4 кв.м.; с 19 июня 2020 года по 22 июля 2020 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 30 июля 2020 года по 12 августа 2020 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 12 августа 2020 года по 27 августа 2020 года в камере № 210 площадью 16,6 кв.м.; с 31 августа 2020 года по 24 сентября 2020 года в камере № 210 площадью 16,6 кв.м.; с 30 сентября 2020 года по 18 ноября 2020 года в камере № 210 площадью 16,6 кв.м.; с 18 ноября 2020 года по 11 декабря 2020 года в камерах № 212 площадью 16,5 кв.м., с 15 декабря 2020 года по 26 декабря 2020 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 30 декабря 2020 года по 13 января 2021 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 29 января 2021 года по 26 февраля 2021 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 02 марта 2021 года по 22 марта 2021 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 09 апреля 2021 года по 28 апреля 2021 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 24 июня 2021 года по 30 июня 2021 года в камере № 216 площадью 16,5 кв.м.; с 30 июня 2021 года по 07 июля 2021 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 10 июля 2021 года по 22 июля 2021 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 30 июля 2021 года по 31 июля 2021 года в камере № 216 площадью 16,5 кв.м.; с 01 августа 2021 года по 11 августа 2021 года в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.; с 23 августа 2021 года по настоящее время в камере № 212 площадью 16,5 кв.м.

В соответствии со сведениями ПК АКУС СИЗО о перемещениях по камерам Мяличкина А.Б. и Журналов учета количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО – 1, в периоды времени: с 26 декабря 2019 года по 28 декабря 2019 года (3 дня), с 01 января 2020 года по 08 января 2020 года (8 дней), с 20 января 2020 года по 26 января 2020 года (7 дней), с 17 февраля 2020 года по 28 февраля 2020 года (12 дней), с 01 марта 2020 года по 07 марта 2020 года (7 дней), с 16 марта 2020 по 17 марта 2020 года (2 дня), с 27 марта 2020 года по 28 марта 2020 года (2 дня), с 01 апреля 2020 года по 22 мая 2020 года (52 дня), с 27 мая 2020 года по 01 июня 2020 года (6 дней), с 05 июня 2020 года по 07 июня 2020 года (3 дня), с 11 июня 2020 года по 17 июня 2020 года (7 дней), с 20 июня 2020 года по 21 июня 2020 года (2 дня), 24 июня 2020 года (1 день), с 27 июня 2020 года по 28 июня 2020 года (2 дня), с 01 июля 2020 года по 15 июля 2020 года (15 дней), с 17 июля 2020 года по 18 июля 2020 года (2 дня),

20 июля 2020 года (1 день), с 05 августа 2020 года по 11 августа 2020 года (7 дней), с 13 августа 2020 года по 14 августа 2020 года (2 дня), с 16 августа 2020 года по 21 августа 2020 года (6 дней), с 31 августа 2020 года по 03 сентября 2020 года (4 дня), с 05 сентября 2020 года по 07 сентября 2020 года (3 дня), с 09 сентября 2020 года по 15 сентября 2020 года (7 дней), с 17 сентября 2020 года по 23 сентября 2020 года (7 дней), с 11 октября 2020 года по 12 октября 2020 года (2 дня), с 19 октября 2020 года по 21 октября 2020 года (3 дня), с 01 января 2021 года по 08 января 2021 года (8 дней), с 10 января 2021 года по 12 января 2021 года (3 дня), с 17 февраля 2021 года по 25 февраля 2021 года (9 дней), с 02 марта 2021 года по 17 марта 2021 года (16 дней), с 17 апреля 2021 года по 18 апреля 2021 года (2 дня), с 25 июня 2021 года по 27 июня 2021 года (3 дня), 11 июля 2021 года (1 день), с 30 июля 2021 года по 31 июля 2021 года (2 дня), в общей сложности 217 дней (07 месяцев и 07 дней) размещался в камерах, наполняемость которых превышала установленную норму (менее 4 кв.м. на одного человека).

Следовательно, условия содержания Мяличкина А.Б. в указанный период времени нельзя признать надлежащими в связи с несоответствием обеспечения площадью на одного человека требованиям заакона.

Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение факты нарушения условий содержания Мяличкина А.Б. под стражей в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО – Югре, что выразилось в его содержании в камерах, не оборудованных скамейками по числу лиц, а также в его размещении в камерах, наполняемость которых превышала установленную норму.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

В соответствии с частями 5, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании установлено, что период нахождения Мяличкина А.Б. в ФКУ СИЗО – 1 периодически прерывался.

Как уже было установлено в судебном заседании, Мяличкин А.Б. прибывал в ФКУ СИЗО – 1: с 26 декабря 2019 года по 09 января 2020 года; с 19 января 2020 года по 27 января 2020 года; с 16 февраля 2020 года по 11 марта 2020 года; с 15 марта 2020 года по 22 июля 2020 года, с 30 июля 2020 года по 11 августа 2020 года, с 12 августа 2020 года по 27 августа 2020 года, с 31 августа 2020 года по 24 сентября 2020 года, с 30 сентября 2020 года по 17 ноября 2020 года, с 18 ноября 2020 года по 11 декабря 2020 года, с 15 декабря 2020 года по 26 декабря 2020 года, с 30 декабря 2020 года по 13 января 2021 года, с 29 января 2021 года по 26 февраля 2021 года, с 02 марта 2021 года по 22 марта 2021 года, с 09 апреля 2021 года по 28 апреля 2021 года, с 24 июня 2021 года по 29 июня 2021 года, с 30 июня 2021 года по 02 июля 2021 года, с 10 июля 2021 года по 22 июля 2021 года, с 30 июля 2021 года по 11 августа 2021 года, с 23 августа 2021 года по настоящее время.

Объяснениями административного истца установлено, что о нарушении своих прав он знал с момента первоначального помещения в ФКУ СИЗО – 1, то есть с 26 декабря 2019 года.

Каждый раз, когда Мяличкин А.Б. убывал из учреждения СИЗО - 1, прервались неправомерные действия (бездействия), связанные с нарушением условий его содержания под стражей в указанном Учреждении.

В суд с административным иском Мяличкин А.Б. обратился только 25 августа 2021 года.

Поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено, период его содержания в ненадлежащих условиях в ФКУ СИЗО – 1 с 26 декабря 2019 года по 28 апреля 2021 года (то есть более чем за три месяца до обращения в суд) учету для расчета компенсации не подлежит.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что оснований для утверждения о том, что своевременной подаче иска препятствовала администрация ФКУ СИЗО – 1 также не имеется, поскольку как следует из материалов дела истец 10 июня 2020 года, 02 ноября 2020 года обращался в с жалобами на его ненадлежащее содержание под стражей Прокуратуру города Нижневартовска, в начале февраля 2021 года обращался с жалобой в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, то есть не был лишен возможности обратиться в суд.

Принимая во внимание количество выявленных нарушений, их характер и продолжительность (за расчетный период с 24 июня 2021 года по 25 августа 2021 года Мяличкин А.Б. постоянно содержался в камерах, не оборудованных скамейками по числу лиц, а также в течение 6 дней размещался в камерах, наполняемость которых превышала установленную норму), учитывая обстоятельства, при которых эти нарушения были допущены, отсутствие каких – либо последствий, наличие у Мяличкина А.Б. реальной возможности пребывания в этот период за пределами помещений с ненадлежащими условиями содержания в других помещениях учреждения: прогулка, санитарная зона, а также учитывая, что администрацией ФКУ принимались меры по улучшению условий содержания, суд считает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания в учреждении в размере 5000 рублей, так как данная сумма в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и ответственностью государства.

В силу подпункта "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации субъектом, обязанным выплатить компенсацию является орган, осуществляющий полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представляющий интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).

ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункт 6 пункт 7).

Следовательно, лицом, обязанным выплачивать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, по настоящему делу является ФСИН России.

Требование административного истца о привлечении начальника ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по ХМАО - Югре Вишнякова А.С. к ответственности в виде лишения права занимать должность начальника Учреждения, заявленное в качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца, не может быть удовлетворено, поскольку такой способ защиты права не предусмотрен законом, противоречит задачам административного судопроизводства (не предусматривающим назначение наказания должностным лицам), к реальной защите прав административного истца не приведет, а, кроме того, в соответствии со статьей 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, по существу, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказания за совершение уголовного преступления, назначаемого по приговору суда, чего в настоящем случае не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 24 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 4-░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░.

░░░░░                 ░░░░░░░░░░░░ ░.░.

2а-6275/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мяличкин Александр Борисович
Ответчики
Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО - Югре Вишняков А.С.
Министерство финансов Российской Федерации
УФСИН России по ХМАО – Югре
ФСИН России
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ХМАО – Югре
Управление Федерального Казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Погорельцева Т.В.
Дело на сайте суда
vartovgor.hmao.sudrf.ru
26.08.2021Регистрация административного искового заявления
26.08.2021Передача материалов судье
27.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2021Подготовка дела (собеседование)
20.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2021Судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021Дело оформлено
03.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее