дело № 2-496/2019
10RS0013-01-2019-000644-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2019 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Смолиной А.А.
с участием прокурора Большакова В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Богдановой А.А. о признании прекратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения
у с т а н о в и л :
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском по тем основаниям, что ответчик незаконно удерживает жилое помещение, расположенное по адресу: ..., которое является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Истец просит прекратить право пользования Богдановой А.А. указанной квартирой и выселить без предоставления иного жилого помещения.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Богданова А.А. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом, посредством телефонограммы просила рассмотреть дело в свое отсутствие, пояснила, что в спорной квартире не проживает более 20 лет, возражений по иску не представила.
Представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Побединский Н.М. считал требование о признании ответчика прекратившей право пользования жилым помещением обоснованным.
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым прекратить право пользования жилым помещением Богдановой А.А., в части требований о выселении отказать, приходит к следующему.
Установлено, что согласно справке о регистрации общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» по состоянию на хх.хх.хх г. Богданова А.А. зарегистрирована по месту жительства постоянно по адресу: ... хх.хх.хх г. Совместно с ней по данному адресу зарегистрированных граждан нет.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия №-р от хх.хх.хх г. жилое помещение, расположенное по адресу: ..., отнесено к служебным жилым помещениям, закрепленным на праве оперативного управления за государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации Сортавальская квартирно-эксплуатационная часть района.
По сведениям войсковой части № Богданова А.А. отсутствует в списках части.
Актом от хх.хх.хх г. установлен факт отсутствия зарегистрированной Богдановой А.А, в квартире по адресу: ....
Пунктом 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.
В силу ст.6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления ответчику жилого помещения, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления (статьи 28-31,33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Исходя из положений ст.105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.3 ст.104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
хх.хх.хх г. ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, в котором указано, что в случае непредставления документов, а также отсутствия оснований для проживания в указанном жилом помещении, необходимо освободить занимаемое жилое помещение.
Из материалов дела следует, что Богдановой А.А. лицевой счет не закрыт, имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, собственник, его представитель не имеет доступа в жилое помещение. Сведения о том, что статус жилого помещения изменялся, в материалах дела отсутствуют, решения о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Оценивая в совокупности обстоятельства, установленные по данному делу, с целью защиты прав истца, суд считает необходимым удовлетворить исковое требование о признании Богдановой А.А. прекратившей право пользования жилым помещением по адресу: ....
Вместе с тем судом установлено, что ответчик жилое помещение освободил, в спорной квартире не проживает. Указанные обстоятельства исключают удовлетворение требования о выселении Богдановой А.А. из спорного жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, местом жительства признается место (жилой дом, квартира), где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с абз. 1 ст. 3 указанного Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу пп. «е» п. 31, п. 33 указанных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о признании утратившим право пользования жилым помещением. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.
Решение о признании ответчика прекратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия с регистрационного учета.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Прионежского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь нормами ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Богдановой А.А. о признании прекратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить частично.
Прекратить Богдановой А.А, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ....
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Богдановой А.А. в доход бюджета Прионежского муниципального района государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2019 г.