Дело № 2-745/2019 | 30 января 2019 года | |
р е ш е н и е | ||
Именем российской федерации | ||
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: | ||
Председательствующего судьи | Илюшовой О.Л. | |
при секретаре | Никифоровой К.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
с участием представителя истца – помощника прокурора Пушкинского района Cавельевой А.В., представителя ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Хрусталевой Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, в котором просит обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга в 290-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории общего пользования в районе д. 37 по ул. Ленина в пос. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга.
В обоснование иска Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга указывает, что в результате проведенной проверки был выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления (грунт, бой бетона, бой кирпича, отходы полиэтилена) в районе д. 37 по ул. Ленина в пос. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга на территории общего пользования. Администрацией Пушкинского района не реализованы в полном объеме полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированной свалки на территории района.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Пушкинского района Савельева А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга против удовлетворения иска возражала, пояснила, что указанная прокурором территория включена в адресную программу обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района на 2019 год, в связи с чем несанкционированная свалка будет ликвидирована.
Представитель третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г.Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Судом установлено, что Природоохранным прокурором Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, в результате которой на территории общего пользования в районе д. 37 по ул. Ленина в пос. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга была выявлена свалка отходов производства и потребления (грунт, бой бетона, бой кирпича, отходы полиэтилена) (л.д. 11).
В соответствии с ответом администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга № 07-34-9073/18-0-1 на обращение Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга по факту несанкционированного складирования отходов на территории общего пользования в районе д. 37 по ул. Ленина в пос. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга, следует, что территория, расположенная на землях неразграниченной государственной собственности, не поставленных на кадастровый учет, прилегающая к территории участка № 7, площадью более 10 тыс. кв. м включена в проект адресной программы ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Пушкинского района в 2019 году.
Факт наличия несанкционированной свалки в районе д. 37 по ул. Ленина в пос. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга ответчиком администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга в ходе рассмотрения дела не оспаривался, в связи с чем суд считает данное обстоятельство установленным.
Согласно адресной программе администрации Пушкинского района обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Пушкинского района в 2019 году в указанную программу включен адрес: Санкт-Петербург, пос. Шушары, пересечение ул. Ленина и Николаевского проезда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, п.1.1 которого предусмотрено, что Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В силу п. 2.1 Положения задачами Администрации являются, в том числе: проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
К полномочиям и функциям Администрации в сфере благоустройства и обращения с отходами отнесены: организация благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией а также контроль уборки территории района в пределах своей компетенции (пп. 3.10.4, 3.10.7 Положения).
На основании п. 2.2 Приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года №961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
С учетом изложенных правовых норм, исходя из их системного анализа, суд приходит к выводу о том, что ответчик имеет полномочие по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок, включающих отходы производства и потребления, на ответчика действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки, вместе с тем ответчиком указанная обязанность в нарушение требований законодательства не исполнена.
Ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательства обратного, так же как и доказательства реализации им полномочий в части организации работ по ликвидации несанкционированной свалки по спорному адресу в связи с выявленными Природоохранным прокурором Санкт-Петербурга нарушениями действующего законодательства в области охраны окружающей среды суду не представлены.
Вместе с тем, такие действия (бездействие) ответчика по неисполнению требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и обязании ответчика организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории общего пользования в районе д. 37 по ул. Ленина в пос. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
С учетом времени, необходимого для совершения комплекса мероприятий, связанных с очисткой территории в рамках действующего законодательства, реализации адресной программы согласно административному регламенту администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, суд находит обоснованным, разумным и достаточным срок для исполнения принятого решения суда – 290 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Учитывая изложенное, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд удовлетворяет исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.
Обязать администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга в срок 290 дней с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории общего пользования в районе д. 37 по ул. Ленина в пос. Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья