№11-7132/2024 Судья Юркина С.Н.
Дело № 2-93/2024
74RS0022-01-2023-001021-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П.
судей Чиньковой Н.В., Велякиной Е.И.,
при ведении протокола помощником судьи Нестеровой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобой администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области, представлению прокурора г. Коркино на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 07 февраля 2024 года по иску прокурора города Коркино Челябинской области в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ритм» о понуждении к приведению места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Чиньковой Н.В. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения прокурора Гиззатуллина Д.З., представителей третьего лица администрации Коркинского муниципального округа Щербицкую А.Г., Дылкину Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и представления, представителей ответчика ООО УО «Ритм» Зайковой А.А., Зайцевой Г.Н., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Коркино Челябинской области обратился в суд с учетом уточнения с иском в интересах неопределённого круга лиц к ООО УО «Ритм» о понуждении к приведению места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Коркинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № разработан реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов. В указанный реестр включена контейнерная площадка <адрес>, фактически расположенная у <адрес> место (площадка) накопления ТКО находится на дворовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома с элементами благоустройства. Проверкой установлено, что в нарушение требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на площадке расположено более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие на площадке отсутствует. Согласно сведениям государственной информационной системы ЖКХ, ООО УО «Ритм» осуществляет обслуживание многоквартирных домов по адресу: <адрес> в <адрес>. Действующим законодательством на ответчика возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, что включает в себя содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Меры, направленные на содержание указанной контейнерной площадки в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, управляющей организацией не осуществляются.
Просит возложить на ООО УО «Ритм» обязанность привести в соответствие с п. 3, 6 СанПиН 2.1.3684-21, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов <адрес>, согласно постановлению Администрации Коркинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, фактически размещённую по адресу: <адрес> (далее спорная площадка ТКО), а именно - обеспечить наличие твёрдого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, размещение не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО (л.д.146-150 том 1).
В судебном заседании прокурор Беренда С.А. на удовлетворении иска настаивал.
Представители ответчика ООО УО «Ритм» Зайкова А.А., Щенникова М.М., Зайцева Г.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц администрации Коркинского муниципального округа, МКУ СКС в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 75,79 том 2).
Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда, администрация Коркинского муниципального округа Челябинской области подала апелляционную жалобу, прокурор города Коркино - представление.
В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что место (площадка) накопления ТКО по адресу: <адрес> расположено в границах земельного участка с КН №. Земельный участок с кадастровым номером № был образован в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды МО «Коркинское городское поселение» в 2019 году». Для участия в указанной программе от ООО УО «Ритм» поступило заявление о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКД, расположенных по адресам: <адрес>,97, 97 А, <адрес>. В составе приложенных к заявлению документов, имеется проект благоустройства дворовой территории, протокол общего собрания собственников. Одним из вопросов повестки дня общего собрания являлся вопрос о включении в состав общего имущества МКД оборудования, иных объектов, установленных на дворовой территории в результате мероприятий по благоустройству, в целях осуществления последующего содержания указанных объектов за счет собственников, вносимых в счет платы за содержание жилого помещения. По результатам рассмотрения заявления между администрацией и ООО УО «Ритм» заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение затрат.
Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, о том, что земельный участок, на котором расположена спорная площадка ТКО, не является общей долевой собственностью собственников помещений МКД, а относится к землям общего пользования, и находится в муниципальной собственности, в связи с чем, управляющая компания не несет обязанности по организации, созданию, содержанию и благоустройству площадки. Указывает, что земельный участок с КН № образован на основании проекта межевания территории <адрес>, ограниченной <адрес>, <адрес>, путем перераспределения земельного участка кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что соответствует положениям ч. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также указывает, что здание - многоквартирный дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Коркинский, <адрес> привязан к земельному участку с кадастровым номером № что подтверждается сведениями ЕГРН. K материалам дела приобщен проект постановления администрации Коркинского муниципального округа «О присвоении адреса», которое утверждено ДД.ММ.ГГГГ за номером 108. Сведения о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером № внесены в Федеральную информационную адресную систему, что подтверждается Информацией из государственного адресного реестра об адресах объекта адресации, в настоящее время вносятся изменения в государственный кадастровый учет.
Считает, что выводы суда первой инстанции о том, что из представленных доказательств установлено, что организация по созданию и фактическая установка спорной площадки ТКО происходили именно действиями администрации, противоречит представленным сведениям администрации Коркинского городского поселения о выполнении в летний период 2019 года работ по замене контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на контейнеры большей вместительностью. Указанные работы выполнены исключительно в целях улучшения санитарной и эпидемиологической безопасности населения, соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечения своевременного сбора и вывоза ТКО с территории Коркинского городского поселения, в рамках муниципальной программы.
Кроме того, указывает, что судом первой инстанции проигнорированы положения Правил благоустройства территории Коркинского городского поселения, согласно которым работы по организации и содержанию мест ТКО на территории МКД осуществляют собственники помещений в МКД или лица, осуществляющие по договору управление МКД.
При рассмотрении гражданского дела представитель ООО УО «Ритм подтвердил, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов размещенная по адресу: <адрес> содержится силами ООО УО «Ритм». Кроме того, указывает, что судом первой инстанции проигнорированы доводы о том, что место накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: <адрес>, а также контейнеры, размещенные на нем, в реестре муниципального имущества не числятся, муниципальной собственностью не являются.
Полагает, что показания свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО14 являются косвенными доказательствами по делу, не имеют документального подтверждения, в связи, с чем не могут быть положены в основу решения по настоящему делу.
В представлении прокурор г. Коркино просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов представления, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства обязанность по организации мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, в рамках определенных органом местного самоуправления площадок, должна быть возложена на управляющие организации, учитывая, что интересы потребителей (собственников помещений) в данном случае представляют именно управляющие организации. В связи с чем, в силу закона на ООО УО «Ритм» возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, что включает в себя содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Кроме того, содержание указанного места (площадки) накопления ТКО вопреки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права не только потребителей коммунальной услуги, но и иных граждан, жителей населенного пункта, поскольку может повлечь загрязнение окружающей среды, вред здоровью населения.
Полагает, что судом первой инстанции необоснованно приняты во внимание показания свидетелей ФИО15, ФИО16, ФИО17, которые являются косвенными доказательствами по спорному вопросу и документально не подтверждаются.
ООО УО «Ритм» поданы возражения на апелляционную жалобу и представление прокурора, в которых общество просит решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица МКУ «СКС» Коркинского МО Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Коркинского городского поселения от 27 декабря 2018г. № 1034, утвержден реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Коркинского городского поселения и схема размещения мест (площадок) накопления ТКО, в который постановлением № 619 от 17 сентября 2021 года внесены изменения. В указанный реестр включена контейнерная площадка по <адрес>, с указанием, что собственником места накопления ТКО является ООО УО «Ритм», адреса источников образования отходов - <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д.28-31, 94-101, 134-138 том 1).
Постановлением администрации Коркинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Коркинского муниципального округа, в указанный реестр включена контейнерная площадка по <адрес>, в котором указаны тот же собственник места накопления ТКО и те же адреса источников образования отходов (л.д.66-69 том 2).
Управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес> является ООО УО «Ритм» (л.д. 173-179 том 1).
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что на контейнерной площадке ТКО во дворе <адрес>А по <адрес>, расположены более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие на площадке отсутствует (л.д.11-13, 23-27 т.1).
Согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ года, представленного ООО УО «Ритм», на контейнерной площадке расположено 8 баков и 1 контейнер для сбора крупногабритного мусора. Площадка имеет металлическое ограждение из профилированного листа, земельный участок – частично имеет асфальтовое покрытие, два бака расположены не на асфальтированном участке. Уборка площадки производится ежедневно, в связи с чем ООО УО «Ритм» представлены акты выполненных работ по уборке контейнерной площадки (л.д.73-88 т.1).
Согласно акту прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на контейнерной площадке ТКО, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес> расположено более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод отсутствует (л.д.139-145т.1).
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, ул. <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением КН № (л.д. 153-157 том 2).
Указанный дом находится в границах земельного участка с КН № образованного из участка с КН № (л.д.146-152 том 2).
Согласно выписке из ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учёт земельный участок площадью 1995 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для размещения многоэтажного многоквартирного жилого дома, вид права: общая долевая собственность, размер доли в праве: доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения, правообладатель: собственники помещений многоквартирного дома, основание: Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004г. №189, граница земельного участка пересекает границы земельных участков (земельного участка.) с кадастровыми номерами (кадастровым номером) №.
Из указанного земельного участка образован земельный участок с КН № (л.д. 122-124 т.2).
Спорное место площадка накопления ТКО расположено на земельном участке с КН №, площадью 6847 кв.м. Соседним земельным участком является земельный участок КН № (л.д. 123,124 том 1).
Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь 209, 210, 289 Гражданского кодекса Российской Федерации, 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, 12,42 Земельного кодекса Российской Федерации, ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ФЗ от 24 июня 1998 года № 89 –ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 30 марта 1999 года № 52 –ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 явнаря 2021г. № 3, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположена спорная контейнерная площадка, относится к землям общего пользования и находится в муниципальной собственности, ответчик ООО УО «Ритм» не несёт обязанность по организации, созданию, содержанию и благоустройству данного земельного участка и объектов имущества, в том числе спорной площадки ТКО, находящихся на данном земельном участке, площадка ТКО организована и создана администрацией, следовательно, ООО УО «Ритм» является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно сведений ЕГРН, многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> на день вынесения решения суда первой инстанции находился в границах земельного участка с КН № площадью 6862 кв.м., образованного в ДД.ММ.ГГГГ году, в том числе из земельного участка с КН № для нескольких МКД, обслуживаемых ООО УО «Ритм», что следует из проекта Межевания территории <адрес>, ограниченной <адрес>, <адрес> (л.д. 216-243 том 1).
Спорная площадка накопления ТКО находилась в пределах границ указанного земельного участка.
Таким образом, выводы суда о том, что земельный участок с КН №, относится к землям общего пользования и находится в муниципальной собственности, не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющим твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
В силу статьи 13.4 поименованного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктом 2 приведенных правил закреплено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила № 1039).
Согласно пункту 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Санитарные правила устанавливают, в том числе санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений и являются обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами, к которым отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 1).
Согласно пункту 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. № 3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее также - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее также - специальные площадки) (абзац первый). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (абзац второй). Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (абзац третий).
В соответствии с пунктом 6 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Подпунктом д (2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения paбот по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно- климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023, обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД. Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких МКД, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД.
Как следует из материалов дела, имеющаяся контейнерная площадка для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расположенная в районе <адрес>, созданная для многоквартирных домов по адресу: <адрес>, является единственной контейнерной площадкой, обслуживающей указанные выше многоквартирные дома.
ООО УО «Ритм» является организацией, оказывающей собственникам указанных домов, услуги по содержанию и ремонту общего имущества по договорам оказания услуг. Согласно актов выполненных работ, представленных ООО УО «Ритм», управляющая организация осуществляет уборку контейнерной площадки (л.д. 74—83 том 1).
ООО УО «Ритм» не представило доказательств того, что для накопления твердых коммунальных отходов для МКД, указанных в иске прокурора, созданы контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Из позиции ООО УО «Ритм» следовало, что ответчик полагал, что обязанность по содержанию места (площадки) накопления твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, ответчик указанную площадку не создавал.
Вместе с тем, в силу приведенных норм, регулирующих спорные правоотношения, само по себе существование контейнерной площадки, созданной администрацией <адрес> путем принятия соответствующего решения, не исключает обязанность управляющей организации по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не влечет возложение данной обязанности на органы местного самоуправления.
Снятие ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с КН №, учитывая, что имеющаяся контейнерная площадка для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, является единственной контейнерной площадкой, обслуживающей многоквартирные дома, не освобождает ООО УО «Ритм», оказывающей собственникам указанных домов, услуги по содержанию и ремонту общего имущества по договорам оказания услуг, от обязанностей по ее содержанию.
Действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения, так как данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Обязанность по содержанию мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенных органом местного самоуправления площадок должна быть возложена на управляющие организации, учитывая, что интересы собственников помещений в данном случае представляют именно управляющие организации.
Изложенное не противоречит положениям Федерального закона oт 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относят, среди прочего, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, но за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения в связи несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 07 февраля 2024 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Возложить на ООО управляющую организацию «Ритм» (ИНН №) обязанность привести в соответствии с п. 3,6 СанПин №21, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, размещенную по адресу: <адрес>, а именно обеспечить наличие твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, размещение не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО.
Председательствующий
Судьи