№RS0№-73
Административное дело №а-5622/2019 ~ М-3833/2019
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2019 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес>
В составе председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре Вещиковой А.В.,
при помощнике Буровой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по <адрес> к ФИО7 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в собственности Сергеева Н.А. имеются транспортные средства, однако административным ответчиком не надлежаще исполняется обязанность по уплате налогов; направленные требования об уплате налогов остались без удовлетворения. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 и 2017 год в размере 75925 руб. и пени 305,60 руб.
Административный истец ИФНС России по <адрес>, заинтересованное лицо УФНС России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Заинтересованное лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Сергеев Н.А. заявленные требования не признал, представил письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав административного ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с абз. 2,3 п. 2, п. 3 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 НК РФ.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, лично под расписку, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 5, 6 ст. 69 НК РФ).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 п. 1 указанной статьи).
Положениями п. 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4).
Из совокупности вышеизложенных норм налогового законодательства следует, что административное исковое заявление налогового органа о взыскании с физического лица сумм налоговой недоимки и пени может быть удовлетворено судом только в случае соблюдения налоговым органом установленного законом срока для взыскания обязательных платежей в судебном порядке, а если данный срок пропущен - в случае его восстановления судом при наличии уважительных причин, препятствующих подаче заявления в суд, в установленный законом срок.
По смыслу норм статьи 48 НК РФ, статьи 138 Кодекса административного судопроизводства пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании с физического лица задолженности по налогам и пени. Соответственно, факт соблюдения либо несоблюдения указанного в статье 48 НК РФ срока для обращения в суд является обстоятельством, подлежащим выяснению по каждому делу о взыскании обязательных платежей.
Согласно ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании, административному ответчику на праве собственности принадлежат транспортные средства: VOLVO S80, г/н №, МАЗ АЦ8500А, г/н №, КАМАЗ5511, г/н №, ЗИЛ431412, автоприцепы: №.
26.09.2018 административный истец заказным письмом направил административному ответчику налоговое уведомление № 56741822 об уплате за 2017 транспортного налога в размере 50405 руб. за принадлежащие ему транспортные средства - VOLVO S80, г/н №, МАЗ АЦ8500А, г/н №, КАМАЗ5511, г/н №, а также о перерасчете транспортного налога за 2015, 2016 за КАМАЗ5511, г/н № в размере 25520 руб., в срок до 03.12.2018, поскольку данное транспортное средство было отчуждено 03.06.2013.
В связи с неуплатой транспортного налога в установленные законом сроки начислена пеня по задолженности по транспортному налогу за 2015,2016 и 2017 за период с 04.12.2018 по 19.12.2018 в размере 305,60 руб., согласно расчету истца, который является верным.
Ответчику через личный кабинет налогоплательщика 20.12.2018 направлено требование № 9388 об уплате задолженности по налогам и пени по транспортному налогу, которое было получено им 28.12.2018.
Данные требования административным ответчиком исполнены не были, в связи с чем, административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по налогу и пени, в установленный законом срок.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № в <адрес> от 17.04.2019 с административного ответчика была взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015,2016 и 2017 в размере 75925 руб., пени по транспортному налогу в размере 305,60 руб., государственная пошлина 1243,46 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от 15.05.2019 по заявлению административного ответчика судебный приказ от 17.04.2019 отменен.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43, в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа, если такое заявление было принято к производству.
В течение шести месяцев после отмены судебного приказа, административный истец 05.07.2019 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в связи с чем, доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности суд находит необоснованными.
Разрешая требование о взыскании транспортного налога за 2015, 2016 и 2017 год в размере 75925 руб. и пени в размере 305,60 руб., суд учитывает, что административным ответчиком произведена оплата налога за 2017 за транспортное средство VOLVO S80, г/н E099XB24, в размере 32232 руб., что подтверждается квитанцией от 10.07.2019, следовательно, размер задолженности по налогу подлежит уменьшению на указанную сумму и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу в размере 43693 руб. (75925 руб. - 32232 руб.).
Вместе с тем, доводы административного ответчика о незаконности взыскания с него задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2016 за транспортное средство КАМАЗ5511, г/н №, суд находит необоснованными.
Как следует из представленных в материалы дела документов постановлением от 03.06.2013 судебного пристава-исполнителя ОСП № по <адрес> о наложении ареста автомобиль КАМАЗ5511, г/н № был арестован, постановлением от 09.06.2016 судебного пристава-исполнителя ОСП № по <адрес> о передаче имущества для принудительной реализации на комиссионных началах и акта описи и ареста имущества был изъят у Сергеева Н.А. без права пользования автомобиль КАМАЗ5511, г/н №, а затем на основании договора купли-продажи № б/н от 27.09.2016 был продан Узельдингеру Ф.Ф., что также подтверждается сведения МРЭО ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» от 31.10.2019. Однако указанное обстоятельство не является основанием для освобождения административного ответчика от уплаты налогов, поскольку автомобиль был изъят из-за наличия у него задолженности по транспортному налогу в размере 148581,08 руб. С требованием о прекращении права собственности на данный автомобиль после его изъятия он в суд не обращался и до продажи автомобиля третьему лицу был зарегистрирован за административным ответчиком. При таких обстоятельствах не имеется оснований для освобождения данного лица от уплаты налога.
Кроме того, административным истцом был произведен перерасчет транспортного налога в связи с изъятием транспортного средства КАМАЗ5511, г/н № за период 2015 и 2016, что следует из ответа административного истца от 12.10.2017 на обращение Сергеева Н.А.
Также суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что у него не имеется обязанности по уплате транспортного налога за транспортное средство МАЗ АЦ8500А, г/н №, которое он продал по договору купли-продажи от 15.05.2011 Проткину О.В., который не перерегистрирован его на себя. Поскольку данное транспортное средство числится на праве собственности за Сергеевым Н.А., то действия налогового органа по начислению ему транспортного налога законны и обоснованы, а то, что транспортное средство было продано и не перерегистрировано на нового собственника не является исключительным обстоятельством, освобождающим ответчика от уплаты налога.
Таким образом, суд частично удовлетворяет заявленные административные требования и взыскивает с административного ответчика в пользу административного истца задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 и 2017 в размере 43 693 руб. и пени в размере 305,60 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 1519,95 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░8 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 43 693 ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 305,60 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░8 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1519,95 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░.