Дело № 2-54/2024 УИД: 66RS0060-01-2023-000717-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафонова П.П., при секретаре Журавлевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Дягилевой Е.Н.,
представителя ответчика по доверенности Сюкосева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Т.Н.С. к Администрации Шалинского городского округа об обязании предоставить жилое помещение вне очереди,
установил:
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах Т.Н.С. с иском к Администрации Шалинского городского округа с требованием обязать предоставить Т.Н.С. во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: <адрес>, площадью 49,54 кв.м., отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и находящееся в границах <адрес>, жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению Т.А.А., выступающей по доверенности в интересах Т.Н.С. о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Т.Н.С. поставлена на учет в качестве малоимущего, признанной нуждающейся в жилищных помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, на котором состоит по настоящее время.
09.08.2023 межведомственной комиссией составлено заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания №, согласно которому жилое помещение, в котором проживает на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Т.Н.С. по адресу: <адрес> общей площадью 49,54 кв.м., признано непригодным для проживания.
В региональные адресные программы «Переселения граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013-2017, в 2019-2025 годах» указанное жилое помещение не включено.
Администрация Шалинского городского округа после признания жилого помещения непригодным для проживания никаких мер по переселению Т.Н.С. из занимаемого им жилого помещения не предпринимала, жилое помещение последнему до настоящего времени не предоставила.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Согласно статьям 1 (ч.1), 2 (ч.б), 14 (ч.1 пункты 8, 9), 15 (ч.4) ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Так, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Исходя из данных положений жилищного законодательства, на Администрацию Шалинского городского округа возложена обязанность незамедлительно предоставить Т.Н.С. жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
У Т.Н.С. право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло и, соответственно, оно должно быть реализовано.
Проживание Т.Н.С., в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания, создает угрозу для ее жизни и здоровья, в связи с чем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Дягилева Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Соистец Т.Н.С., его доверенное лицо Т.А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа Свердловской области Сюкосев А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Не возражал против заявленных требований.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, привлеченные к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Т.С.А., Т.Е.Н., Т.М.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно паспортных данных соистца Т.Н.С., он ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>
Из договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 49, 54 кв.м. предоставлено Т.С.А. и членам его семьи: жене Т.Е.Н., сыну Т.Н.С., дочери Т.М.С. (л.д. 28-30).
Указанными доказательствами подтверждается возникновение прав у истца, как члена семьи нанимателя, на жилое помещение, признанное в последующем непригодным для проживания, поскольку в соответствии с жилищным законодательством он имеет равные права на жилое помещение с основным нанимателем жилого помещения.
Заключением межведомственной комиссии от 09.08.2023, распоряжением Главы Шалинского городского округа №-рп от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания (л.д.11.12-13).
Постановлением администрации Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Т.Н.С. признан малоимущим и принят на учет нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д.15-16).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из этого Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. При этом, ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения): находящиеся в ветхом состоянии; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Как установлено из представленных в судебном заседании доказательств, жилое помещение в котором зарегистрирован Т.Н.С., признано непригодным к проживанию по результатам его обследования в ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктами 49, 50, 51 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 установлено, что орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.
В случаях признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.
Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.
На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма представляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия данных решений.
На основании ст.87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое указанной категории лиц жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, в соответствии с нормами предоставления.
Таким образом, анализ вышеназванных положений жилищного законодательства указывает на то, что органы местного самоуправления обязаны в кратчайшие сроки, а в случае признания жилья аварийным незамедлительно принять решение по отселению граждан, проживающих в таком жилом помещении и предоставлении им иного: пригодного для проживания жилого помещения, в границах данного населенного пункта.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то суд может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что жилое помещение, в котором зарегистрирован истец, представляет опасность для ее жизни и здоровья.
С учетом изложенного суд счел, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению Т.Н.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49, 54 кв.м, другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 49, 54 кв.м, находящегося в границах данного населенного пункта.
Соответственно исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Т.Н.С. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области (ИНН 6657001957) предоставить Т.Н.С. (СНИЛС №) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение и равнозначное ранее занимаемому ею жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> <адрес>, то есть не менее 49,54 кв. м., отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в границах населенного пункта <адрес> по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 23.01.2024.
Председательствующий судья П.П. Сафонов