Дело № 12-1508/2018
12-1510/2018, 12-1512/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
20 ноября 2018 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
при секретаре Кролевецком А.А.,
с участием представителя Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Девяткиной В.А., защитника Бушуева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника ОАО «РЖД» на постановления №9194/Ц, №9196/Ц, 9195/Ц от 27.09.2018 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2, ч.3 ст. 12.31.1, ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № 9195/Ц от 27 сентября 2018 года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением № 9196/Ц от 27 сентября 2018 года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением № 9194/Ц от 27 сентября 2018 года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, защитник ОАО «РЖД» – Бушуев А.А. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобами, в которых просил оспариваемые постановления отменить, указав в обоснование жалобы, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям и умысел, направленный на нарушение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и охраны здоровья граждан, а также на нарушение требований законодательства в сфере правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Так, водитель транспортного средства VOLVO FH-TRUCK 4X2, государственный регистрационный знак *** прошел надлежащим образом предрейсовый медицинский осмотр. Данное обстоятельство подтверждается копией выписки из журнала медицинского осмотра и путевого листа, имеющие запись медицинского работника, его фамилию роспись. Указанные документы находятся в материалах дела об административном правонарушении. Отсутствие в путевом листе штампа с установленной надписью является формальным нарушением, не влияющим на существо охраняемых государством интересов и прав граждан. Кроме того, транспортное средство VOLVO FH-TRUCK 4X2, государственный регистрационный знак *** перед рейсом прошло надлежащим образом контроль технического состояния транспортных средств. Данное обстоятельство подтверждается копией путевого листа, имеющего запись начальника гаража ОВ, его фамилию роспись. Указанные документы находятся в материалах дела об административном правонарушении. Отсутствие в путевом листе штампа с установленной надписью является формальным нарушением, не влияющим на существо охраняемых государством интересов и прав граждан. Также, транспортное средства VOLVO FH-TRUCK 4X2, государственный регистрационный знак *** прошло надлежащим образом предрейсовый технический осмотр. Данное обстоятельство подтверждается копией выписки путевого листа, имеющего запись начальника гаража о технической исправности транспортного средства при выпуске в рейс, его фамилию и роспись. Указанные документы находятся в материалах дела об административном правонарушении. Отсутствие в путевом листе сведений о месте проведенного предрейсового контроля технического состояния ТС является формальным нарушением, не влияющим на существо охраняемых государством интересов. При этом, за это тоже нарушение административный орган привлекает к административной ответственности еще по ст. ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. за отсутствие в путевом листе установленной надписи: «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и даты и времени его проведения. При указанных обстоятельствах административный орган, руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ, в силу малозначительности совершенного административного правонарушения мог ограничиться устным замечанием. В силу п. 18. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Срок подачи жалоб заявителем не пропущен.
Определением судьи Благовещенского городского суда от 01 ноября 2018 года жалобы защитника ОАО «РЖД» на постановления №9194/Ц, №9196/Ц, 9195/Ц от 27.09.2018 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2, ч.3 ст. 12.31.1, ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ, объединены в одно производство.
В судебном заседании защитник Бушуев А.А. на доводах, изложенных в жалобе, настаивал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Девяткина В.А. указала на законность и обоснованность оспариваемых постановлений.
В судебное заседание не явился генеральный директор ОАО «РЖД» Белозеров О.В., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, о причинах неявки суду не сообщил.
Руководствуясь ст.25.1 КоАП РФ суд определи рассмотреть жалобу в отсутствии неявившегося лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобах, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения НВ к административной ответственности) осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно части 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Частью 4 статьи 20 указанного Федерального закона установлено требование к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, о соблюдении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с ч. 1, ч. 3, ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее - Порядок) утверждён приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.
Пункт 9 Порядка гласит, что организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.
Согласно пункта 16 Порядка, по результатам"прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущении подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
В силу пункта 9 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее - Приказ) путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Согласно пункта 10 Приказа путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
Пунктом 16 Приказа установлено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Пунктом 10 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, установлено, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить контроль состояния здоровья водителей транспортных средств, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Приказом Министерства транспорта РФ от 06.04.2017 года № 141 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» (далее – Порядок) установлены требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (далее - предрейсовый контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктами 3-5 Порядка установлено, что предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки, осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля. Контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 (далее - Приказ № 287).
Согласно пунктов 8, 10 Порядка, в случае, сели при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в соответствии с пунктом 16.1 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подписью с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В силу пункта 9 Приказа Минтранса Россий от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ) путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Согласно пункта 10 Приказа путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
Пунктом 16.1 Приказа установлено, что дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Согласно Приказа № 287 к контролеру предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы; наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года; наличию диплома об образовании не ниже среднего, профессионального, по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Далее - Правила) утверждены приказом Минтранса Poссии от 15.01.2014 №7.
Согласно пункту 28 Правил, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
В соответствии с пунктом 29 Правил, сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Также, пунктами 2 и 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) установлен запрет осуществления движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществления движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Под тяжеловесным транспортным средством в соответствии с пунктом 17 статьи 3 настоящего Федерального закона понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Неделимый груз, согласно пункта 19 статьи 3 Федерального закона, - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Пунктом 8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2018 года № 10 «Об утверждении требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее - приказ № 10) предусмотрено, что на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве должны быть установлены опознавательные знаки: "автопоезд", "крупногабаритный груз", "длинномерное транспортное средство", "ограничение скорости" (в зависимости от габаритов перевозимого груза).
Пунктом 14 приказа № 10 установлено, что контроль технического состояния тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства должен обеспечиваться субъектом транспортной деятельности. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства (автопоезда) и месте его проведения фиксируются в путевых листах.
Из материалов дела следует, что 08 августа 2018 года в 15 часов 17 минут на стационарном пункте весового контроля, расположенном в Амурской области на км 124 федеральной автодороги ФАД Р-297 «Подъезд к г. Благовещенск», ОАО «РЖД» допустило перевозку грузов (мясо птицы) на транспортном средстве VOLVO FH-TRUCK 4X2, государственный регистрационный знак *** с полуприцепом PK-24N, государсвтенный регистрационный знак *** под управлением водителя ОВ, с нарушением:
- требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (штамп не соответствует установленным требованиям, отсутствует штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», штамп с указанием фамилии, имени и отчества медицинского работника);
- требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (в путевом листе грузового автомобиля № 65 от 07.08.2018 отметка о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не соответствует установленным требованиям: отсутствует запись «прошел предрейсовый контроль технического состояния», а также дата и время его проведения);
- правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, выразившихся в отсутствии сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства в путевом листе № 65 от 07.08.2018 и в отсутствии на автомобиле опознавательного знака «ограничение скорости».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2, ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства совершения вмененных ОАО «РЖД» административных правонарушений подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколами об административных правонарушениях от 21.09.2018 года; актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства №277 от 08.08.2018 г., согласно которому грузоотправителем груза является ООО «Куринная империя», грузополучателем – ИП НИ; свидетельством о регистрации транспортного средства серии ***, свидетельством о регистрации транспортного средства серии ***, и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица о виновности привлекаемого лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1, часть. 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Будучи перевозчиком, ОАО «РЖД» должно был организовать и контролировать перевозку груза таким образом, чтобы исключить при движении транспортного средства нарушение вышеуказанных требований закона. Возможность для соблюдения норм и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, у ОАО «РЖД» имелась, однако, им не принято достаточных и всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Каких-либо сведений и доказательств, которые могли бы свидетельствовать о невозможности со стороны ОАО «РЖД» осуществлять контроль за соблюдением при движении тяжеловесного транспортного средства с выполнением соответствующих требований закона, материалы дела не содержат.
При этом, довод жалобы о том, что за это тоже нарушение административный орган привлекает к административной ответственности по ст. ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. за отсутствие в путевом листе установленной надписи: «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и даты и времени его проведения, является не состоятельным, основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ послужило выявленное обществом нарушение именно правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а именно - отсутствие сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства в путевом листе № 65 от 07.08.2018, отсутствие на автомобиле опознавательного знака «ограничение скорости».
Рассматривая довод жалоб о применении в рассматриваемом случае положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Доводы жалобы относительно наличия оснований для признания совершенного деяния, предусмотренного ч.2, ч.3 ст.12.31.1, ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, малозначительным не могут быть приняты во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного административного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку несоблюдение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности по эксплуатации источников повышенной опасности представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении, суд с учетом объекта вменяемых правонарушений (ч.2, ч.3 ст.12.31.1, ч.7 ст. 12.21.1 КоАП РФ) и конкретных обстоятельств дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным, изложенные в жалобе доводы в этой части о возможности освобождения ОАО «РЖД» от административной ответственности не свидетельствуют.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ОАО «РЖД» наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вышеуказанные нарушения, допущенные ОАО «РЖД» при осуществлении перевозки груза, имели место при совершении им одного деяния, выразившегося в осуществлении перевозки груза на вышеупомянутом транспортном средстве 08.008.2018 года в 15 часов 17 минут с нарушением требований нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по факту выявленных нарушений, подведомственно одному и тому же должностному лицу.
Следовательно, ОАО «РЖД», совершив одним деянием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ (учитывая существо вменяемого нарушения: отсутствие в путевом листе сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства и опознавательного знака «ограничение скорости» на автомобиле), подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Однако при вынесении постановлений о назначении административного наказания положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, учтены не были.
В связи с изложенным вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления должностного лица подлежат изменению путем назначения ОАО «РЖД» наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановления №9194/Ц, №9196/Ц, 9195/Ц от 27.09.2018 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении ОАО «РЖД», подлежат изменению путем назначения ему за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1, частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Рассматривая довод жалобы, о том, что нарушения требования законодательства (ч.2, ч.3, ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, ч.3, ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ) были допущены обществом в результате совершения одного деяния (одной перевозки), рассмотрение возбужденных в отношении заявителя дел об административных правонарушениях подведомственны одному должностному лицу и в нарушении требований ч.2 ст.4.4 КоАП РФ административный орган применил к обществу санкции в виде наложения штрафов за каждое правонарушение, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1).
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2).
По ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ обществу вменено нарушение, выразившееся в несоблюдении правил перевозки тяжеловесных грузов.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 12.31.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.
В настоящем случае, исходя из указанного, оснований для применения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, по делу не имеется.
При этом решением Благовещенского городского суда от 20.11.2018 г. постановление №9197/Ц от 27.09.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ОАО «РЖД» отменено. Производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановления №9194/Ц, №9196/Ц, №9195/Ц от 27.09.2018 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2, ч.3 ст.12.31.1, ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении ОАО «РЖД», изменить.
Назначить ОАО «РЖД» за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1, ч.7 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч ) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова