05RS0047-01-2023-000043-85
Дело № 2-206/2023
Заочное решение
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 7 марта 2023 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре судебного заседания Байсолтановой Э.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Хасавюртовского района Турабова Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хасавюртовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан об обязании принять меры по консервации в отношении объекта незавершенного строительства,
установил:
Прокурор Хасавюртовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский районный суд с исковым заявлением к администрации МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан об обязании принять меры по консервации в отношении объекта незавершенного строительства.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Хасавюртовского района проведена проверка объекта незавершенного строительства «Школа на 705 ученических мест в с.Новый Костек Хасавюртовского района», расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с.Новый Костек. Установлено, что между администрацией МО «Хасавюртовский район» в лице главы МО «Хасавюртовский район» Алхаматова А.А. (далее - государственный заказчик) с одной стороны, МУ «Единая служба заказчика» в лице Боташева З.Г. (далее - заказчик) с другой стороны, и ООО «ПМК-8» в лице президента Исхабова И.И. (далее - подрядчик) с третьей стороны, заключен государственный (муниципальный) контракт №06/08 от 16.04.2008 г. на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Школа на 705 ученических мест в с.Новый Костек Хасавюртовского района». Общая стоимость работ по контракту составляет - 28 890 950 руб. (в ценах 2000 г.). Строительство объекта начато в 2011 году. Строительство объекта приостановлено в 2015 году. В ходе проведения проверки исполнения градостроительного законодательства установлено, что в отношении указанного объекта незавершенного строительства не приняты меры по его консервации. Объект незавершенного строительства в нарушение пункта 9 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 802 не законсервирован, не приняты необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки, отсутствует ограждение территории, имеется свободный доступ, что подтверждается информацией директора МКУ «Единая служба заказчика» МО «Хасавюртовский район» и фотоматериалами. Непринятие мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Согласно выпискам из ЕГРН правообладателем земельного участка и стоящего на нем строения (школа) с кадастровыми номерами 05:05:000006:154 и 05:05:000006:1534 является администрация МО «Хасавюртовский район». Таким образом, консервация объекта незавершенного строительства представляет собой приведение объекта и территории, используемой для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность самого объекта для населения и окружающей среды. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства при производстве строительно-монтажных работ влечет за собой нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся на охрану здоровья.
На основании изложенного, истец просит обязать администрацию МО «Хасавюртовский район» принять меры по консервации в отношении объекта незавершенного строительства - «Школа на 705 ученических мест в с. Новый Костек Хасавюртовского района» расположенный по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с.Новый Костек.
Представитель истца - помощник прокурора Хасавюртовского района Турабов Т.З. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, своего представителя в суд не направил, письменный отзыв на иск не представил.
Судом предприняты меры по надлежащему уведомлению ответчика о времени и месте судебного разбирательства, что свидетельствует о том, что его процессуальные права судом не нарушены.
В силу ч.1 ст.233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с неявкой ответчика, дело, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, рассмотрено в порядке заочного производства.
Помощник прокурора Хасавюртовского района Турабов Т.З. против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст.45 ГГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или субъектов Российской Федерации.
Из положений норм п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, в соответствии со ст.1079 ГК РФ, относится к деятельности, связанной с повышенной опасностью.
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа данной нормы следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Согласно ч.2 ст.49 Федерального закона №131-ФЗ муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.52 Градостроительный кодекс Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 г. №802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее – Правила №802), согласно которых решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем, при этом застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее – строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (п.п. 2, 3).
Согласно п.4, 5 Правил №802, решение о консервации объекта и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик). В решении о консервации объекта должны быть определены: а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований п. 9 Правил №802; б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта, и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Элементом работ по консервации объекта является принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.2 Федерального закона №384-ФЗ инженерная защита – комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера.
В соответствии со ст.35, 37 Федерального закона № 384-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
Таким образом, ограждение строительной площадки и консервация объекта незавершенного строительства представляют собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Консервация объекта капитального строительства – это комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих.
Необходимость ограждения строительной площадки преследует цель пресечения возможного травмирования граждан и затрагивает интересы неопределенного круга лиц. В целях консервации объекта недвижимого имущества наступление каких-либо негативных последствий не требуется.
Согласно пункту 5.16 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 № 781 консервацией объекта капитального строительства является приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
Согласно пункта 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда на строительстве», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80, производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены в соответствии с требованиями, установленными этой статьей.
Из пункта 6.2.3 СП 48.13330.2011 следует, что застройщик обеспечивает охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных настоящими нормами, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления.
В соответствии с пунктом 6.2.9 48.13330.2011, если эксплуатация имеющихся и оставляемых на строительной площадке зданий, и сооружений прекращается, застройщиком должны быть приняты меры, исключающие причинение вреда населению и окружающей среде (отключены коммуникации, опорожнены имеющиеся емкости, удалены опасные или ядовитые вещества и т.п.). Лицо, осуществляющее строительство, должно принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных.
В пункте 6.15.1 СП 48.13330.2011 предусмотрено, что при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановки на срок более 6 месяцев должна выполняться консервация объекта приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
В подтверждение своих доводов истец представила суду письменные доказательства, признанные судом допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для вынесения решения по делу.
Из представленных суду материалов дела следует, что между администрацией МО «Хасавюртовский район», в лице государственного заказчика главы МО «Хасавюртовский район» Алхаматова А.А. с одной стороны, МУ «Единая служба заказчика», в лице заказчика директора Боташева З.Г., с другой стороны, и ООО «ПМК-8», в лице подрядчика президента Исхабова И.И., с третьей стороны, заключен государственный (муниципальный) контракт №06/08 от 16.04.2008 г. на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Школа на 705 ученических мест в с.Новый Костек Хасавюртовского района».
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.07.2021 г. подтверждается, что правообладателем объекта недвижимости незавершенного строительства - здание школы, с кадастровым номером 05:05:000006:1534, площадью 209,4 кв.м., расположенное по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с.Новый Костек является администрация МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан.
Так, прокуратурой Хасавюртовского района при осуществлении надзора за соблюдением требований градостроительного законодательства на территории Хасавюртовского района в действиях администрации МО «Хасавюртовский район» выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что здание - объект недвижимого имущества «Школа на 705 ученических мест в с.Новый Костек Хасавюртовского района» расположенное по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с.Новый Костек является объектом незавершенного строительства, прекращение строительных работ производилось без дополнительных мероприятий по консервации, отсутствует ограждение вокруг здания, доступ в недостроенной здание не ограничен. Строительство объекта начато в 2011 году. Строительство объекта приостановлено в 2015 году.
Факт незавершённого строительства – здания школы, также подтверждается фотография представленными истцом
Таким образом, с 2015 года по настоящее время объект незавершенного строительства, являющийся источником повышенной опасности не огражден, не охраняется, имеет свободный доступ. Само по себе указанное обстоятельство доказывает факт бездействия со стороны администрации муниципального образования «Хасавюртовский район» Республики Дагестан, как его исполнительно-распорядительного органа.
В соответствии с пунктами 8 и 9 ч.1 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Кроме того, объект незавершенного строительства, расположен на территории МКОУ «Новокостекская СОШ».
Дальнейшее бездействие администрации МО «Хасавюртовский район» по не принятию мер по консервации находящихся в муниципальной собственности объектов незавершенного строительства может привести к негативным последствиям в виде возможного причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, которые при свободном доступе на объект строительства могут причинить вред своему здоровью, а также может повлечь разрушение незавершенных строительством объектов.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами самостоятельно.
В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Сам ответчик на неоднократные вызовы в суд не явился, своего представителя не направил.
Судом не нарушен принцип состязательности и предоставлена сторонам возможность представить доказательства в судебное заседание.
Доказательств, свидетельствующих о проведении мероприятий по консервации данного объекта, ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
Ответчик не воспользовался своим правом, не представил доказательства в опровержение исковых требований истца, в связи с чем, судом принимаются в основу решения письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств необходимых на проведение мероприятий по консервации объектов незавершенного строительства.
Однако указанные обстоятельства не могут служить основанием для неисполнения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних детей.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику потребуется дополнительное время, суд считает необходимым установить конкретный срок исполнения судебного решения – в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд, руководствуясь вышеназванными нормами права, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, которые подлежат удовлетворению, надлежит обязать ответчика администрация МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан по консервации объекта незавершенного строительства – здания школы, с кадастровым номером 05:05:000006:1534, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с.Новый Костек в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 233-243 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Хасавюртовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан об обязании принять меры по консервации в отношении объекта незавершенного строительства - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Хасавюртовский район» Республики Дагестан осуществить мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства - здания школы на 705 ученических мест, с кадастровым номером 05:05:000006:1534, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с.Новый Костек в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Хасавюртовский районный суд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня получения копии заочного решения, одновременно представив доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в суд и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 13 марта 2023 года.
Председательствующий С.Р. Ибрагимов