Дело № 2-1530/2020
УИД № 50RS0026-01-2020-000588-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года
30 июня 2020 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азява Ф. Ф.ча, Азява Е. Ф., Грищенко Д. Ф. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ», Администрации городского округа Люберцы Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями, мотивировав их тем, что Азява Ф..Ф. на состав семьи из четырех человек, включая Азява Т.С., Азява Е.В. и Азява Д.Ф. (после заключения брака Грищенко), на основании Ордера №, выданного ДД.ММ.ГГ Октябрьской КЭЧ Минобороны России, на условиях социального найма предоставлено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно выписки из домовой книги в спорной квартире зарегистрированы и проживают: Азява Ф. Ф., Азява Е. Ф. и Грищенко Д. Ф. Азява Т.С. была выписаны из квартиры в связи со смертью.
Решить вопрос о приватизации занимаемого на условиях социального найма жилого помещения во внесудебном порядке истцам не представляется возможным поскольку согласно сообщению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на спорную квартиру не зарегистрировано.
На письменные обращения истцов Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, своим письмом от ДД.ММ.ГГ сообщило, что указанное жилое помещение предоставлено Азява Ф.Ф. в бессрочное владение и пользование на основании Ордера, выданного Октябрьским КЭЧ Минобороны России. На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы. Вопрос приватизации данного жилого помещения находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны России.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ № и решением заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ вопрос приватизации жилых помещений, подведомственных Министерству обороны РФ, находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны России.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ на аналогичное обращение истцов письмом от ДД.ММ.ГГ уведомило, что жилое помещение по вышеуказанному адресу за подведомственными Департаменту учреждениями не закреплено и на балансовом учете не стоит, в связи с чем, вопрос о приватизации возможен реализации в судебном порядке.
Истцы на законных основаниях владеют и пользуются спорной квартирой на условиях договора социального найма, ранее право на приватизацию не реализовали, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии зарегистрированных за истцами прав на объекты недвижимости. Других претендентов на квартиру не имеется.
Спорная квартира к категории жилых помещений, в отношении которых статья 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает ограничение на приватизацию, не относится.
С учетом изложенного, истцы просят признать за ними право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/3 доле в праве за каждым, на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>.
Истцы и их представитель в судебное заседание не явились, извещены.
Представители ответчиков Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили, направили возражения на иск.
Представитель ответчика Администрации городского округа Люберцы Московской области в судебное заседание явилась, возражала против иска, указала, что истцы не обращались в администрацию для передачи им квартиры в собственность в порядке приватизации. Спорная квартира находится в муниципальной собственности и препятствий для передачи квартиры истцов не имеется.
Суд, выслушав представителя ответчика Администрации городского округа Люберцы, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По смыслу указанного выше закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено, что Азява Ф..Ф. на состав семьи из четырех человек, включая Азява Т.С., Азява Е.В. и Азява Д.Ф. (после заключения брака Грищенко), на основании Ордера №, выданного ДД.ММ.ГГ Октябрьской КЭЧ Минобороны России, на условиях социального найма предоставлено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно выписки из домовой книги в спорной квартире зарегистрированы и проживают: Азява Ф. Ф., Азява Е. Ф. и Грищенко Д. Ф. Азява Т.С. была выписаны из квартиры в связи со смертью.
Из выписки из ЕГРП следует, что права собственности на спорную квартиру не зарегистрировано.
На письменные обращения истцов Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, своим письмом от ДД.ММ.ГГ сообщило, что указанное жилое помещение предоставлено Азява Ф.Ф. в бессрочное владение и пользование на основании Ордера, выданного Октябрьским КЭЧ Минобороны России. На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы. Вопрос приватизации данного жилого помещения находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны России.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ № и решением заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ вопрос приватизации жилых помещений, подведомственных Министерству обороны РФ, находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны России.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ на аналогичное обращение истцов письмом от ДД.ММ.ГГ уведомило, что жилое помещение по вышеуказанному адресу за подведомственными Департаменту учреждениями не закреплено и на балансовом учете не стоит, в связи с чем, вопрос о приватизации возможен реализации в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что истцы злоупотребляют правом при реализации права на приватизацию жилого помещения, поскольку не обращались в Администрацию городского округа Люберцы с заявлением на приватизацию спорного жилого помещения, пытаясь в обход установленного законом порядка приватизации жилого помещения, судебным решением преодолеть данный порядок.
В соответствии с Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ №-ПА «Об изъятии недвижимого имущества (жилые и нежилые помещения) из состава муниципальной казны <адрес> и передаче его в собственность муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» квартира по адресу: <адрес>, находится в составе муниципальной казны муниципального образования городской округ Люберцы.
Данный факт также подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества городского округа Люберцы Московской области.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 этого же Закона предусмотрено оформление передачи жилых помещений в собственность граждан договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, исключительное право на передачу жилых помещений в собственность граждан законодательно закреплено за органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В нарушение данных норм права истцы не обращались в Администрацию городского округа Люберцы с заявлением на передачу в собственность граждан занимаемого ими жилого помещения.
Вместе с тем, согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Кроме того, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ» не являются надлежащими ответчиками, поскольку спорная квартира, не относится к государственному фонду и в ведении Министерства обороны, а находится в муниципальном жилом фонде.
То обстоятельство, что право собственности муниципального образования на спорную квартиру не зарегистрировано в ЕГРН, не создает препятствий для реализации истцами права на приватизацию квартиры, т.к. при передаче в частную собственность жилого помещения производится и государственная регистрация первоначального собственника.
При этом суд отмечает, что истцы не лишены права на приватизацию спорного жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма путем обращения в Администрацию городского округа Люберцы с представлением необходимых документов для этого и в случае отказа в приватизации, обратиться в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Азява Ф. Ф.ча, Азява Е. Ф., Грищенко Д. Ф. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ», Администрации городского округа Люберцы Московской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, расположенную по адресу: <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.А. Неграмотнов