УИД 30RS0004-01-2019-002206-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Курбановой М.Р.,
при секретаре Джамбаевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришиной С.В. к Управлению муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилья,
установил:
Истец Гришина С.В. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилья. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она с 1989 зарегистрирован и проживает в <адрес> по <адрес>. Данное жилое помещение предоставлялось её отцу ФИО6 ОАО «Астраханский порт». Вместе с тем, как указывает истец подлинник ордера на вселение в жилое помещение не сохранился. Её отец ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ скончался. Истец сменила фамилию, в связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ.На основании Постановления администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «Астраханский порт» передал безвозмездно в муниципальную собственность <адрес> по <адрес>. Истец указывает, что договор социального найма жилого помещения с ней не заключался. Вместе с тем, проживая в квартире, она эксплуатируют жилое помещение по своему назначению, на условиях социального найма жилого помещения, оплачивая коммунальные услуги. При обращении в Жилищное управление администрации г. Астрахани с заявлением о приватизации квартиры в соответствии с предоставленным правом Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», письмом Управления истцу было отказано в приватизации квартиры по причине отсутствия документа, подтверждающего возникновение жилищных отношений.
В связи с указанным истец полагает, что поскольку она проживает в жилом помещении на условиях социального найма, то имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку ранее в приватизации жилищного фонда не участвовала, иного жилого помещения пригодного для проживания на праве собственности, социального найма и аренды не имеет.
В судебном заседании представитель истца Отегова С.А. поддержала исковые требования Гришиной С.В., по изложенным в нем основаниям, просила требования удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы представителю.
Представитель ответчика Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил адресованный суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Жилищного управления администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил адресованный суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал в удовлетворении исковых требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из приведенных выше норм жилищного законодательства и, учитывая период проживания истца в спорном жилом помещении, при разрешении иска по поводу наличия оснований для возникновении права пользования этим жилым помещением также подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст. 50 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Положениями ст. 51 ЖК РСФСР установлено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч.1).
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со статьями 2 и 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закона) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 июня 2006 г. N 6-П указал, что гарантируемое статьей 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции РФ). Данное право – исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
Государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес> по <адрес> является объектом собственности МО «Город Астрахань» и значится в реестре муниципального имущества г. Астрахани, что подтверждается выпиской № 44147 из реестра муниципального имущества МО «Город Астрахань» от 18.05.2016.
Согласно данным технического паспорта №5494 составленного Астраханским Нижне-Волжского филиалом АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения, следует, что в <адрес> по <адрес> расположена <адрес> общей площадью 37,2 кв.м., жилой площадью-21,6 кв.м. Нарушения эксплуатации жилого помещения не установлены. Жилое помещение соответствует требованиям ст.15 ЖК РФ.
В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается поквартирной карточкой, сведениям адресно- справочной работы УВМ УМВД России по АО.
Согласно справки выданной Астраханским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Гришина С.В. в приватизации жилищного фонда не участвовала.
Иные лица, имеющие право на приватизацию спорного жилого помещения, либо отказавшиеся от участия в приватизации квартиры судом не установлены.
Письмом Жилищного управления администрации г. Астрахани от 27.03.2019 года истцу отказано в приватизации квартиры в связи с отсутствием документа, подтверждающего возникновение жилищных прав в отношении спорного жилого помещения.
При рассмотрении данного спорного правоотношения суд учитывает, что ордер на жилое помещение согласно ст. 47 ЖК РСФСР являлся основанием для вселения в жилое помещение, однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное помещение, проживании в нем, исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может свидетельствовать о нарушении порядка вселения в жилое помещение и отсутствие прав на него.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной ответчика суду не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о самовольном занятии и ненадлежащем использовании истцом спорного жилого помещения.
Согласно нормам гражданского, жилищного законодательства договор найма (договор социального найма) жилого помещения – это соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, в пределах нормы жилой площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Согласно письма от 16.07.2019 выданного Жилищным управлением администрации «Город Астрахань» следует отсутствие у истца задолженности по плате за наем муниципального жилья расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с представленными доказательствами истец на законных основаниях постоянно проживает в жилом помещении, использует квартиру по назначению, вносит плату за коммунальные услуги, не имеет задолженности по оплате за наем муниципального жилья, то есть надлежащим образом исполняет обязанности по договору социального найма жилого помещения.
При этом отсутствие заключенного договора социального найма жилого помещения в установленном законом порядке после передачи жилого помещения в собственность муниципального образования не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от уклонения органов местного самоуправления по заключению такого договора.
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют, что занимаемое истцом жилое помещение отнесено к муниципальному жилищному фонду г. Астрахани. Истец проживает в этом жилом помещении на условиях социального найма, желает приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», основания для отказа в передаче спорного жилого помещения в порядке приватизации в собственность Гришиной С.В. отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что занимаемая истцом квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и ранее истец не участвовал в приватизации жилых помещений, а также то, что вышеизложенные обстоятельства создают препятствия в реализации прав истца на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения, суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гришиной С.В. к Управлению муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилья к Управлению муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилья- удовлетворить.
Признать за Гришиной С.В. в порядке приватизации право собственности на <адрес>, общей площадью-37,2 кв.м., жилой площадью-21,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд города Астрахани в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения составлен 23 августа 2019 г.
Судья М.Р. Курбанова