Дело № 2-1060/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сейлхановой М.К. к Правительству Республике Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы о признании незаконным решения об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов, обязании включить в список получателей государственных жилищных сертификатов,
УСТАНОВИЛ:
Сейлханова М.К. обратилась в суд с иском к Правительству Республике Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы о признании незаконным решения от 08 мая 2019 года об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов на 2019 год с составом семьи из двух человек, обязании включить в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2019 год с составом семьи из двух человек. Исковые требования мотивированы тем, что истец с 22.02.2008 г. состояла в очереди по категории «<данные изъяты>» на получение жилищного сертификата в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. До 2015 г. в состав ее семьи согласно заявлениям были включены постоянно проживающие с ней дочери Сейлханова З.К. и С.Е.К. В 2016-2017 г.г. Сейлханова М.К. письменно обращаясь с заявлениями в администрацию района, в графе состав семьи уже не указывала дочь Сейлханову З.К., а 22.12.2017 г. она обратилась в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлением об исключении из состава семьи дочери Сейлхановой З.К. по программе выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 26.01.2018 г. № исключена из состава семьи Сейлхановой М.К. дочь Сейлхановой З.К. Причиной ее обращения с вышеуказанным заявлением и принятого решения явились обстоятельства замужества дочери Сейлхановой З.К. Исключая дочь Сейлханову З.К. она желала, чтобы она со своей семьей в перспективе смогла самостоятельно участвовать в аналогичной программе переселения из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, не хотела нарушить их права и интересы, не желала увеличить размер субсидии, причитающийся ей с составом семьи из 3 человек. Исключая дочь, истец не нарушила действующее законодательство, дочь Сейлханова З.К. не возражала против этого, то есть она не злоупотребила правом, напротив, этим самым учла интересы как своей дочери, ее семьи, так и государства. В соответствии с решением республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» от 08.05.2019 г. истец с составом семьи дочерью Чендековой Е.К. были исключены из списка получателей государственный жилищный сертификат на 2019 г. по причине предоставление недостоверных сведений о составе семьи, не указании в заявлении дочери Сейлхановой З.К., которая совместно проживает с истцом. Участие в указанной подпрограмме является добровольным, поэтому, учитывая желание дочери Сейлхановой З.К. об исключении ее из состава семьи истца, её заявление об этом и решение администрации района об исключении ее из состава семьи Сейлхановой М.К. расценены ответчиком как предоставление недостоверных сведений. Фактическое проживание Сейлхановой З.К. в одном жилом помещений с истцом, наличие одной и той же регистрации не имеет правового значения для принятия ответчиком оспариваемого решения. Республиканской комиссией и Министерством регионального развитием Республики Алтай не учтено, что истец была включена в сводный список граждан участников подпрограммы с составом семьи из 2 человек, без Сейлхановой З.К. Согласно вышеуказанному положению включение истца в сводные списки получателей государственного жилищного сертификата свидетельствует о признании истца участником подпрограммы с составом семьи из 2 человек, поэтому нарушение данного права путем внесения изменений в сводные списки граждан-получателей государственного жилищного сертификата путем исключения Сейлхановой М.К. из них является незаконным.
Протокольным определением суда от 06.06.2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Сейлханова З.К. и ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России.
В судебное заседание истец Сейлханова М.К. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель Касенов А.К. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Правительства Республике Алтай и третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай Николаева М.Н., третьи лица Чендекова Е.К., Сейлханова З.К., представители третьих лиц Администрации МО «Кош-Агачский район», ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Статья 3 данного Федерального закона предусматривает, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных…» указанной Федеральной целевой программой, главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В рамках указанной подпрограммы обеспечиваются жильем, в том числе граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу подп. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992.
Статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом исходя из ч. 8 ст. 5 данного Федерального закона норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Кош-Агачского района № от 19.03.2011 г. Сейлханова М.К. с 22 февраля 2008 года поставлена на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «<данные изъяты>».
Как установлено судом, на данный учет Сейлханова М.К. поставлена с составом семьи 3 человека: она, дочь Сейлханова З.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Сейлханова (Чендекова) Е.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Однако 25 декабря 2017 года Сейлханова М.К. обратилась в Администрацию Кош-Агачского района с заявлением, в котором просила исключить из состава ее семьи дочь Сейлханову З.К.
Постановлением Администрации Кош-Агачского района № от 26.01.2018 г. Сейлханова З.К. исключена из состава семьи Сейлхановой М.К.
Как установлено судом из объяснений стороны истца, Сейлханова З.К. состоит в гражданском браке с Д.А.Б. Сейлханова З.К. и Д.А.Б. имеют троих несовершеннолетних детей: Д.Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ж.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о рождении. Постановлением Администрации Кош-Агачского района от 10.05.2018 г. № Д.А.Б. с тремя несовершеннолетними детьми поставлен на учет граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Сейлханова З.К. изъявила желание встать на данный учет совместно с мужем Д.А.Б. и своими детьми. Именно по этой причине Сейлханова М.К. обратилась в Администрацию Кош-Агачского района с заявлением об исключении своей дочери Сейлхановой З.К. из состава ее семьи.
Таким образом, Сейлханова М.К. с 26 января 2018 года по настоящее время состоит на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищной субсидии, в составе семьи 2 человека: она и дочь Чендекова Е.К.
11 апреля 2018 года Сейлханова М.К. обратилась в Администрацию Кош-Агачского района с заявлением о включении ее в список получателей на планируемый 2019 год. Однако решением республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы» от 08 мая 2019 года отказано во включении в список получателей на 2019 год гражданам в соответствии с приложением № к протоколу. В данном приложении под № указана Сейлханова М.К. В качестве основания отказа во включении в список получателей указано «Предоставление недостоверных сведений, дочь проживает совместно - п. 44.1 Правил».
Согласно п. 44(1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 (далее по тексту – Правила), в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику основного мероприятия не вручается.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Сейлхановой М.К. отказано во включении в список получателей на 2019 год по той причине, что в заявлении от 11.04.2018 г. она не указала в качестве члена своей семьи дочь Сейлханову З.К.
Однако Сейлханова М.К. и не могла указывать в данном заявлении в качестве члена своей семьи дочь Сейлханову З.К., поскольку она ранее постановлением Администрации Кош-Агачского района № от 26.01.2018 г. исключена из состава ее семьи. Тем самым на 11 апреля 2018 года Сейлханова З.К. не являлась участником подпрограммы.
Участие в основном мероприятии является добровольным, о чем прямо указано в пункте 2 Правил.
Отказ Сейлхановой М.К. во включении в список получателей на 2019 год по данным основаниям, требуя, по сути, чтобы Сейлханова М.К. указала в качестве члена своей семьи Сейлханову З.К., влечет за собой лишение возможности последней в перспективе воспользоваться правом и подать документы для постановки на учет на переселение за пределы районов Крайнего Севера в предусмотренном для этого законом порядке, или обратиться с заявлением о признании членом семьи Д.А.Б., чтобы состоять на таком учете совместно с супругом и несовершеннолетними детьми.
Материалы дела не содержат доказательств волеизъявления Сейлхановой З.К. на включение в состав семьи своей матери Сейлхановой М.К. после принятия Администрацией Кош-Агачского района постановления № от 26.01.2018 г.
Сам по себе факт совместного проживания Сейлхановой З.К. с матерью Сейлхановой М.К. не означает и не может означать, что Сейлханова З.К. является участником подпрограммы в отсутствие соответствующего волеизъявления (заявления) в соответствии с требованием Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ и Правил.
Иные выводы свидетельствовали бы о принуждении к участию в основном мероприятии.
То обстоятельство, что Сейлханова М.К. при обращении в Администрацию Кош-Агачского района с заявлениями от 18.03.2016 г. и от 15.03.2017 г. о включении ее в список получателей на 2017 и 2018 г.г. в качестве члена своей семьи не указала Сейлханову З.К., при рассмотрении настоящего спора правового значения не имеет, поскольку Сейлханова М.К. не был снята с учета Администрацией Кош-Агачского района и ее право состоять в списках получателей на 2017, 2018 г.г. по настоящему делу не оспаривается.
Республиканская комиссия по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, принимая оспариваемое решение 08 мая 2019 года, не могла не знать, что Сейлханова З.К. не является участником подпрограммы в качестве члена семьи Сейлхановой М.К., поскольку ее учетное дело по акту приема-передачи от 08 апреля 2019 года передано в Министерство регионального развития Республики Алтай, а в составе учетного дела имеется постановление Администрации Кош-Агачского района № от 26.01.2018 г.
Доводы представителя Правительства Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай о том, что постановление Администрации Кош-Агачского района № от 26.01.2018 г. является незаконным, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в материалы дела не предоставлено доказательств тому, что данное постановление органа местного самоуправления признано незаконным и оно отменено в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах исковое заявление Сейлхановой М.К. к Правительству Республике Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сейлхановой М.К. к Правительству Республике Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы о признании незаконным решения об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов, обязании включить в список получателей государственных жилищных сертификатов удовлетворить.
Признать незаконным решение республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы» от 08 мая 2019 года об отказе во включении Сейлхановой М.К. с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Е.К.) в список получателей на 2019 год.
Обязать Правительство Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы» включить Сейлханову М.К. с составом семьи два человека (она и дочь Чендекова Е.К.) в список получателей на 2019 год.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2019 года