Решение по делу № 2а-1677/2018 от 13.09.2018

Дело № 2а-1677/2018

Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2018 года г.Ярославль

    Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Хахиной А.М.,

при секретаре Трофиловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области к Ярославскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Ярославского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области Шубиной Любови Александровне, УФССП России по Ярославской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора

у с т а н о в и л :

Администрация ЯМР ЯО обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ярославскому РОСП УФССП России по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Ярославского РОСП УФССП России по Ярославской области Шубиной Л.А. в котором просила признать незаконным (отменить) постановление судебного пристава-исполнителя Шубиной Л.А. о взыскании исполнительского сбора от 05.09.2018 г. по исполнительному производству -ИП.

В обоснование административного иска ссылалась на то, что по данному исполнительному производству, возбужденному 14.03.2018 г. на основании решения Ярославского районного суда Ярославской области по делу , должнику было передано 02.08.2018 г. требование об исполнении решения суда в 10-дневный срок, а также о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решение. 08.08.2018 г. был направлен ответ на требование и соответствующие документы, подтверждающие частичное исполнение решения суда и обосновывающие объективные причины неисполнения решения в полном объеме. При этом были предоставлены документы, подтверждающие факт исполнения решения суда в части проведения мероприятий по ограждению доступа неопределенного круга лиц к железобетонному мосту через <адрес>, расположенному вблизи <адрес>, а также документы, подтверждающие совершение действий по выполнению второй части решения о принятии данного моста на учет как бесхозяйного имущества. Однако 06.09.2018 г. в Администрацию ЯМР ЯО поступило оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора. Считает данное постановление незаконным, поскольку в первой части решение суда исполнено в полном объеме, а во второй его части решение суда не исполнено в связи с законодательными ограничениями, предусмотренными положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что со стороны Администрации ЯМР ЯО принимаются все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требований, виновное противоправное бездействие со стороны должника отсутствует.

Судом в качестве соответчика привлечено УФССП России по Ярославской области, в качестве заинтересованного лица – взыскатель по исполнительному производству – прокуратура Ярославского района Ярославской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Стрекаловская Е.В. административный иск поддержала и пояснила, что решением суда на Администрацию ЯМР ЯО было возложено выполнение 2 обязанностей. Первая обязанность по ограждению доступа неопределенного круга лиц к железобетонному мосту через <адрес>, расположенному вблизи <адрес> была исполнена в полном объеме, о чем судебному приставу-исполнителю было сообщено 08.08.2018 г., представлены необходимые документы. По второй обязанности в силу норм Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ требовалось проведение мероприятий по внесению изменений в план закупок, проведению электронного аукциона. Однако были выделены необходимые деньги, в настоящее время подписан муниципальный контракт на проведение кадастровых работ, направлены запросы о принадлежности моста. Все документы, письмо было направлены на адрес электронной почты Ярославского РОСП сотрудником Администрации ЯМР ЯО, уполномоченным на отправку корреспонденции. О том, что письмо не дошло до адресата, Администрации известно не было. Также просит в случае, если суд сочтет постановление судебного пристава-исполнителя законным, рассмотреть вопрос об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора с учетом всех предпринятых мер, поскольку вина должника в данном случае отсутствует.

    Представитель административного ответчика Ярославского РОСП по доверенности Шубина Л.А., а также как административный ответчик, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что какого-либо ответа на требование от 02.08.2018 г. она не получала, была проверена электронная почта за 08.08.2018 г., письма от Администрации ЯМР ЯО с приложением документов в Ярославский РОСП по исполнительному производству -ИП не поступало. Данное письмо с документами было получено 24.09.2018 г., лишь после получения извещения о дате судебного заседания. Считает, что у Администрации ЯМР ЯО было достаточно времени для исполнения решения суда, либо обращении в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Пояснила, что адрес электронной почты в приложенной распечатке письма указан Ярославского РОСП. 08.08.2018 г. поступали письма от Администрации ЯМР ЯО, но по другим исполнительным производствам.

    Представитель административного ответчика – УФССП по Ярославской области по доверенности Новикова А.И. в суд не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, представила отзыв (л.д.41-43), в котором возражала против удовлетворения административного иска. Указывала о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 14.03.2018 г., в срок для добровольного исполнения, требования исполнительного документа исполнены не были, также не было представлено документов, подтверждающих исполнение решения после врученного требования. Поскольку в установленные сроки решение суда исполнено не было, судебным приставом-исполнителем правомерно было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

    Заинтересованное лицо – представитель прокуратуры Ярославского района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заранее, надлежаще.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

    Судом установлено, что решением Ярославского районного суда Ярославской области от 09.08.2017 г. по делу № 2-1033/2017 (л.д.9-11) Администрация ЯМР ЯО обязана выполнить мероприятия по ограждению доступа неопределенного круга лиц к железобетонному мосту через <адрес>, расположенному вблизи <адрес>, в течение месяца, с момента вступления решения суда в законную силу. Также данным решением Администрация ЯМР ЯО обязана обратиться в ФИО3 с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – железобетонного моста через <адрес>, расположенного вблизи <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 04.12.2017 г., выдан исполнительный лист серии ФС № 016474403 12.12.2017 г. (л.д.72-74).

    14.03.2017 г. постановлением судебного пристава-исполнителя Ярославского РОСП Шубиной Л.А. (л.д.75) возбуждено исполнительное производство -ИП на основании вышеуказанного исполнительного листа, в отношении должника – Администрации ЯМР ЯО, в пользу взыскателя – прокуратуры Ярославского района Ярославской области, предметом исполнения в виде 2 обязанностей, установленных вышеуказанным решением суда.

    Данное постановление получено должником – 19.03.2018 г. (л.д.76-79).

    13.04.2017 г. Администрацией ЯМР ЯО в адрес Ярославского РОСП направлено уведомление (л.д.80-81) о том, что Администрацией ЯМР ЯО для исполнения решения суда необходимо выполнять требования Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в План закупок ФИО1 включена закупка на сумму 29 433,92 руб. на выполнение работ по установке знаков и устройстве траншей. 02.04.2018 г. сформирована заявка на проведение аукциона, 16.04.2018 г. размещена документация о проведении аукциона в электронной форме, аукцион планируется на 28.04.2018 г., 04.05.2018 г. – подведение итогов, не ранее 15.05.2018 г. – подписание муниципального контракта.

    01.08.2018 г. Администрацией ЯМР ЯО получено требование судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня поступления требования исполнить решение суда в полном объеме (л.д.82). Данное требование зарегистрировано в Администрации ЯМР ЯО лишь 02.08.2018 г. (л.д.12).

    Как следует из приложенного к административному иску письма Администрацией ЯМР ЯО 08.08.2018 г. был подготовлен ответ на вышеуказанное требование в адрес судебного пристава-исполнителя Шубиной Л.А. (л.д.13), в котором сообщалось, что 11.05.2018 г. состоялось подписание муниципального контракта между победителем электронного аукциона – ФИО2 (подрядчик) и ФИО1 (заказчик). 06.06.2018 г. были приняты выполненные работы по ограждению доступа неопределенного круга лиц к железобетонному мосту. Также указано, что закупка на «Проведение кадастровых работ» в целях дальнейшей постановки на кадастровый учет моста включена в план закупок КУМИ Администрации ЯМР ЯО и в силу норм Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, муниципальный контракт может быть заключен не ранее сентября 2018 г., после выполнения кадастровых работ ориентировочно в октябре 2018 г. должник сможет обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества. К данному письму приложены документы по выполнению первой обязанности.

    Как следует из распечатки письма на электронную почту (л.д.15) вышеуказанное письмо было направлено по адресу osp24@r76.fssprus.ru 08.08.2018 г. в 16.06. Однако каких-либо документов, подтверждающих с достоверностью отправку данного письма, а также его получение адресатом к административному иску не приложено.

    Как следует из скриншотов электронной почты Ярославского РОСП (л.д.96-99), вышеуказанного письма на адрес электронной почты Ярославского РОСП не поступало.

    05.09.2018 г. постановлением судебного пристава-исполнителя Ярославского РОСП Шубиной Л.А. (л.д.51) с должника – Администрации ЯМР ЯО взыскан исполнительский сбор 50 000 руб.

    Письмо от 08.08.2018 г. с приложенными документами об исполнении требования от 01.08.2018 г. поступило в Ярославский РОСП лишь 24.08.2018 г. (л.д.84).

Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу части 2 данной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как установлено в судебном заседании, требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения – 5 дней с даты получения постановления о возбуждении исполнительного производства, а также в срок, установленный решением суда: по первой обязанности в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу, то есть до 04.01.2018 г., а с учетом получения постановления о возбуждении исполнительного производства в срок для добровольного исполнения данной обязанности – до 26.03.2018 г.; по второй обязанности – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до 04.06.2018 г., со стороны должника по исполнительному производству Администрации ЯМР ЯО не исполнены.

Подтверждающих документов о проводимых мероприятиях со стороны должника к ответу на требование от 01.08.2018 г., судебному приставу-исполнителю не представлено. Доводы о первоначальном направлении данных документов 08.08.2018 г. по электронной почте не нашли свое подтверждение и со стороны Администрации ЯМР ЯО не представлено доказательств того, что письмо получено Ярославским РОСП. Оно было получено лишь 24.09.2018 г.

Суд считает, что постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» порядке, уполномоченным лицом, соответствует ст.2, 5, 12, 112 данного Федерального закона.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания постановления от 05.09.2018 г. незаконным.

Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для освобождения Администрации ЯМР ЯО от уплаты исполнительского сбора. При этом суд исходит из следующего:

Согласно части 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из смысла ст.112 вышеуказанного Федерального закона следует, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Согласно ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из требований исполнительного документа, Администрация ЯМР ЯО была обязана выполнить 2 обязанности в разные сроки. При этом, в силу требований положений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужде», распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» для исполнения решения суда Администрации ЯМР ЯО необходимо было заключить муниципальный контракт на выполнение работ по исполнению первой обязанности путем проведения электронного аукциона.

Нормами вышеуказанного Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужде» предусмотрен определенный порядок при проведении электронного аукциона, несоблюдение которого влечен установленную ответственность.

Как следует из представленных документов, во исполнение требований вышеуказанного Федерального закона Администрацией ЯМР ЯО принимались меры для исполнения первой обязанности: заключен муниципальный контракт № 35/18д от 11.05.2018 г. на выполнение работ по установке дорожных знаков на мосту через <адрес> вблизи <адрес> и устройству траншей по итогам электронного аукциона (л.д.18-31). Данные работы были выполнены 06.06.2018 г., о чем свидетельствует справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (л.д.32), акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 (л.д.33-36). Также для выполнения второй обязанности был подготовлен проект муниципального контракта № 90 от 13.09.2018 г. (л.д.54-62), который на дату судебного заседания подписан со стороны подрядчика, постановлением Администрации ЯМР ЯО № 2034 от 26.09.2018 г. КУМИ Администрации ЯМР поручено подготовить соответствующие запросы для выяснения собственника железобетонного моста через <адрес>, а также организовать работу по постановке на кадастровый учет данного объекта и выполнить мероприятия по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, необходимости соблюдения процедуры проведения электронного аукциона со стороны должника – Администрации ЯМР ЯО, которая требует определенных временных затрат, в связи с чем невозможно исполнить решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения, а также в срок, указанный в решении суда, суд считает, что вина должника отсутствует, то есть имеются основания для освобождения от уплаты исполнительного сбора.

Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

    Освободить Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ярославского районного отдела судебных приставов УФССП по Ярославской области от 05 сентября 2018 года по исполнительному производству от 14 марта 2018 года -ИП.

    В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.М.Хахина

2а-1677/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация ЯМР
Ответчики
судебный пристав - исполнитель Ярославского РОСП УФССП по ЯО Шубина Любовь Александровна
Ярославский РОСП УФССП России по ЯО
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
13.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2018[Адм.] Судебное заседание
03.10.2018[Адм.] Судебное заседание
15.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2018[Адм.] Дело передано в архив
16.11.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее