Дело № 5-798/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Иваново «11» августа 2021 года
Фрунзенский районный суд г.Иваново в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.И.,
при секретаре Цатинян М.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ананичевой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Иваново материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Сельских В.В., 17 июля 1978 года рождения, уроженца
с. Будище Черкасского района Черкасской области Республики
Украина, зарегистрированного по адресу: <адрес>
<адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 06.11.2020 года Сельских В.В. совершил нарушение правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
02.09.2020 и 29.10.2020 года сотрудниками Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) осуществлены выезды и осмотры земельного участка с кадастровым номером: 37:18:050204:68 с целью проверки сообщения Департамента управления имуществом Ивановской области о нарушении режима особой охраны памятника природ Ивановской области «Озеро Рубское». В ходе осмотра установлено, что на указанном земельном участке с кадастровым номером: 37:18:050204:68, в непосредственной близости от уреза воды озера Рубское, был обнаружен факт строительства и размещения бетонной площадки размером более 400 кв.м, назначение которой не установлено. Согласно информации Департамента управления имуществом Ивановской области, указанный земельный участок находится в собственности Ивановской области и входит в границы памятника природы Ивановской области «Озеро Рубское» (свидетельство о государственной регистрации права 37-сс № 099188). Арендатором данного земельного участка является гражданин Сельских В.В.
На основании п. 2.2 п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4, 2.2.6, 2.2.7,2.2.9 договора аренды отдельного участка от 25.07.2011 №07/2010 (срок действия до 26.08.2057), а также соглашений о передаче прав и обязанностей арендатора от 14.10.2011 и от 30.01.2012, арендатор Сельских В.В. был обязан не допускать загрязнения, захламления участка, его деградацию и ухудшение плодородия почв на участке, обязан использовать участок всоответствии с целевым назначением и разрешенным использованием с учетом требований и ограничений действующего законодательства к использованию земельных участков памятников природы и земельных участков, находящихся в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на участке и прилегающих к нему территориях и наносящих вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков экологических требований, незамедлительно извещать арендодателя и соответствующие государственные органы о событии нанесшим или грозящим нанести участку ущерб, и своевременно принимать все необходимые меры по устранению последствий, повреждения, разрушения и уничтожения участка.
Создание и размещение бетонной площадки в границах указанного земельного участка арендатором Сельских В.В. с Департаментом управления имуществом Ивановской области не согласовывалось. Информация о причинении вреда участку гражданином Сельских В.В. в период с 30.01.2012 по 06.11.2020 в Департамент управления имуществом Ивановской области не направлялась.
Согласно землеустроительной экспертизе, возведенная бетонная площадка составляет площадь 499 км.м и расположена на земельном участке с кадастровым номером: 37:18:050204:68, который входит в границы памятника природы Ивановской области «Озеро Рубское», утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2014 № 148-п «О памятнике природы Ивановской области «Озеро Рубское» и в границы водоохранной зоны «Озеро Рубское». В результате размещения Сельских В.В. бетонной площадки произошло перекрытие и уничтожение плодородного слоя почвы на берегу озера Рубское, на земельном участке с кадастровым номером: 37:18:050204:68, который входит в границы памятника природы Ивановской области «Озеро Рубское».
Своими действия по возведению и размещению указанной бетонной площадки, а также по не принятию мер по ее ликвидации и проведению рекультивационных работ Сельских В.В. были нарушены п.п.4 и п.п.6 п.8 Паспорта памятника природы Ивановской области «Озеро Рубское», утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2014 № 148-п «О памятнике природы Ивановской области «Озеро Рубское», требования ст.27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) предусматривающие, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Постановлением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 16.02.2021 года Сельских В.В. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначен штраф в размере 3000 руб.
Решением Ивановского областного суда от 13.05.2021 года постановление Фрунзенского районного суда г.Иваново от 16.02.2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение во Фрунзенский районный суд г. Иваново.
В судебное заседание Сельских В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Защитник Ананичева Н.О. с протоколом об административном правонарушении не согласилась, указала, что в действиях Сельских В.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Документы, определяющие режим хозяйственного использования и зонирования территории на территории Ивановской области впервые был принят Постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2014 года № 148-п. В силу п. 1.1. договора аренды спорного участка участок предоставляется для размещения и обслуживания базы отдыха. Согласно договору аренды п. 1.5 в соответствии с постановлением Главы администрации Ивановской области от 20.10.1997 №666 природный комплекс «Рубское озеро» в составе акватории озера- 297 га и прибрежной полосы шириной 50 м- 38 га является памятником природы регионального значения, а территория, занятая им, особо охраняемой природной территорией регионального значения. Впостановлении Главы администрации Ивановской области от 20.10.1997 №666 не указан конкретный режим охраны территории регионального памятника природы с указаниемдопустимых видов использования памятника природы и занимаемой им территории.Какие-либо изменения в договор аренды не вносились. Пользователям, арендаторам земельного участка не были переданы копии паспортов или соглашения уведомления о необходимости соблюденияПостановления Правительства Ивановской области от 15.04.2014 №148-п.В ходе производства по делу об административном правонарушении Сельских В.В. факт строительства бетонной площадки не признает.В материалы дела Департаментом управления имуществом Ивановской области представлена информация из приложения GoogleEarth, где на фотоснимках, сделанных в июле 2011 года и августе 2013 года на берегу озера Рубское рассматриваемая бетонная площадка отсутствует, а на фотоснимке от мая 2018 года зафиксировано ее наличие. Однако проверить данные сведения не представляется возможным.Иной информации об обстоятельствах возведения спорной бетонной площадки материалы дела не содержат.При этом Паспорт памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское", устанавливающий режим особой охраны (запреты и ограничения) на территории ООПТ, утвержден только постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2014 года № 148-п, вступившим в силу 10.05.2014 года.Таким образом, в материалах дела проверяющим органом не доказан и не установлен факт возведения бетонной площадки самим Сельских В.В., а также в период действия Паспорта памятника природы утвержденногоПостановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2014 №148-п.Сельских В.В. заявляет, что бетонная площадка была на его участке еще до установления правового режима особой охраны указанной территории и введения запретов Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №148-п, нарушение которых вменено в вину лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Также не подтвержден материалами дела факт того, что размещенная бетонная площадка является сооружением, строительство которого запрещено подп. 4 п. 8 Паспорта памятника природы.Исходя из обследования площадки, бетонное покрытие представляет собой положенное на песчаную «подушку» основание из бетона. Какой-либо неразрывной прочностью с землей данное основание не имеет, железная арматура при установке данного покрытия не применялась. Доказательств ухудшения плодородия почв в спорном месте департаментом не представлено.Укладка на части земельного участка определенного покрытия является лишь элементом благоустройства данного участка. Доказательств того, что Сельских В.В. своими действиями нарушил целостность слоя почвы земельного участка, производил работы по разрытию земли, загрязнял и захламлял участок, что привело к деградации и ухудшению плодородия почв на участке в материалах дела не имеется.Опрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели (специалисты) Демиденко А.А, Прокопец Н.В., имеющие соответствующую квалификацию в области строительства, пояснили, что площадка не может и не является сооружением, возникшим в результате производства строительных работ. Данный элемент не отвечает признакам сооружения. Фактически она предназначена для проведения каких-либо мероприятий. Установка чего-либо на данной площадке не возможна, в виде ее непрочности.Бетоннаяплощадка является элементом благоустройстватерритории и не может быть отнесена к строительным сооружениям.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Романов С.А. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании показал, что бетонная площадка при ее возведении находилась на территории памятника природы, в непосредственной близости от воды, что способствует образованию щелочных выделений. Письмом от 11.07.2018 года №30418АС прямо указано, что объектом строительства являются здания, сооружения, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, навесов, и других подобных построек, в данной ситуации к временным объектам бетонная площадка не относится.
В дополнение представил фотоматериал, подтверждающий факт возведения Сельских В.В. сооружения (бетонной плиты) на поверхности почвы земельного участка с кадастровым номером 37:18:050204:68, в границах памятника природы Ивановской области (Озеро Рубское»).Указанные фото подтверждают, что возведенная бетонная плита располагалась на поверхности почвы памятника природы по наличию прорастания растительности на поверхности почвы после ее уборки Сельских В.В. бетонной плиты и образованию понижения рельефа на данной части участка под весом самой бетонной плиты (т. 2, л.д. 153-155).
Выслушав Ананичеву Н.О., представителя Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Романова С.А., допросив свидетеля и специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Положениями ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В силу ч. 1 ст. 59 Федерального закона № 7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положения п. "д" ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) памятники природы относятся к категории особо охраняемых природных территорий.
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 33-ФЗ).
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (ч.ч. 2, 3 ст. 26 Федерального закона № 33-ФЗ).
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 33-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ст. 4 Закона Ивановской области от 06 мая 2011 года № 39-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Ивановской области" (принят Ивановской областной Думой 28 апреля 2011 года) к полномочиям Правительства Ивановской области относится принятие нормативных правовых актов в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством требуется принятие закона Ивановской области либо нормативного правового акта Губернатора Ивановской области), контроль за их исполнением; а также принятие в установленном порядке решений об образовании, реорганизации, упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения; утверждение в установленном порядке положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения и паспортов памятников природы регионального значения.
Паспорт памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское" утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 15 апреля 2014 года № 148-п, вступившим в силу 10 мая 2014 года.
Указанным Паспортом установленоописание границ, допустимые цели (виды) использования и режим особой охраны (запреты и ограничения) памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское" (далее - ООПТ).
Согласно п. 8 Паспорта памятника природы на всех территории ООПТ запрещаются: строительство зданий и сооружений, за исключением ограждений загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации по использованию береговой полосы) (подп. 4); разрушение берегов, разведка и добыча полезных ископаемых (подп. 6).
Как следует из материалов дела, 02 сентября 2020 года и 29 октября 2020 года сотрудниками Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области осуществлены выезды и осмотры земельного участка с кадастровым номером№ 37:18:050204:68с целью проверки сообщения Департамента управления имуществом Ивановской области о нарушении режима особой охраны памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское". В ходе осмотра на указанном земельном участке, в непосредственной близости от уреза воды озера Рубское обнаружен факт строительства и размещения бетонной площадки размером более 400 кв.м., назначение которой не установлено. Согласно информации Департамента управления имуществом Ивановской области данный земельный участок находится в собственности Ивановской области и входит в границы памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское". Арендатором земельного участка является Сельских В.В. Создание и размещение бетонной площадки в границах указанного земельного участка арендатором Сельских В.В. с Департаментом управления имуществом Ивановской области не согласовывалось. Информация о причинении вреда участку гражданином Сельских В.В. в период с 30 января 2021 года по 06 ноября 2020 года в названный Департамент не направлялась.
Исходя из землеустроительной экспертизы, возведенная бетонная площадка составляет площадь 499 кв.м. и расположена на земельном участке с кадастровым номером№ 37:18:050204:68, который входит в границы памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское", утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 15 апреля 2014 года № 148-п, и в границы водоохранной зоны "Озеро Рубское".
В результате размещения Сельских В.В. бетонной площадки на данном земельном участке произошло перекрытие и уничтожение плодородного слоя почвы на берегу озера Рубское.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Сельских В.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Положениями ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, в числе прочего, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Из представленных суду материалов усматривается, что по договору аренды№ 07/2011от 25 июля 2011 года Департаментом управления имуществом Ивановской области ООО «Компания Перекресток» был предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в собственности Ивановской области с кадастровым номером№ 37:18:050204:68, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, для размещения и обслуживания базы отдыха (п. 1.1); срок аренды - с 25 июля 2011 года по 26 августа 2057 год (п. 1.2).
Указанным договором предусмотрено, что в соответствии с постановлением Главы администрации Ивановской области от 20 октября 1997 года № 666 природный комплекс "Рубское озеро" в составе акватории озера - 297 га и прибрежной полосы шириной 50 м. - 38 га является памятником природы регионального значения, а территория, занятая им, особо охраняемой территорией регионального значения (п. 1.5) (т. 1, л.д.88-92).
При этом приведенное постановление Главы администрации Ивановской области от 20 октября 1997 года № 666 режим особой охраны (запреты и ограничения) указанного памятника природы не устанавливало.
Соглашением от 14 октября 2011 года права и обязанности арендатора по договору аренды№ 07/2011от 25 июля 2011 года были переданыВиноградову И.С., а соглашением от 30 января 2012 года Сельских В.В. (т. 1,л.д. 87).
В ходе производства по делу об административном правонарушении Сельских В.В., а также его защитник факт строительства бетонной площадки не признавали, указывая, что отсутствуют доказательства возведения спорной площадки Сельских В.В. после заключения соглашения от 30 января 2012 года.
На протяжении всего хода рассмотрения дела сторонами представлялись различные доказательства, касающиеся периода возведения бетонной площадки.
Так, при предыдущем рассмотрении дела Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области в качестве обоснования вывода о возведении бетонной площадки после получения Сельских В.В. прав на земельный участок указывалось на показания свидетелей - должностных лиц Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской областиРоманова С.А., Мочаловой Я.В.о том, что в беседе с ними Сельских В.В. не отрицал возведение им указанной площадки, а также поясненияМочаловой Я.В.,, согласно которым по сведениям, размещенным в сети "Интернет", в 2011 году и 2013 году бетонной площадки не было.
В материалы дела Департаментом представлена информация из приложения GoogleEarth, где на фотоснимках, сделанных в июле 2011 года и августе 2013 года на берегу озера Рубское рассматриваемая бетонная площадка отсутствует, а на фотоснимке от мая 2018 года зафиксировано ее наличие (т. 1 л.д. 176-178).
Иной информации об обстоятельствах возведения спорной бетонной площадки материалы дела не содержат. При повторном рассмотрении дела установить период возведения бетонной площадки также не представилось возможным. Каких-либо доказательств, опровергающих доводы Сельских В.В. о возведении бетонной площадки на его участке до передачи земельного участка ему в аренду, Департаментом не представлено.
При этом Паспорт памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское", устанавливающий режим особой охраны (запреты и ограничения) на территории ООПТ, утвержден только постановлением Правительства Ивановской области от 15 апреля 2014 года № 148-п, вступившим в силу 10 мая 2014 года.
Отсутствие информации о возведении бетонной площадки не исключает, что указанная бетонная площадка была возведена до утверждения Паспорта памятника природы Ивановской области "Озеро Рубское", т.е. до установления правового режима особой охраны указанной территории и введения запретов, нарушение которых вменено в вину лицу, привлекаемому к административной ответственности.
В части разрешения доводов представителя привлекаемого лица, касающихся отсутствия у бетонной площадки статуса сооружения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, наземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Сторонам административного производства предлагалось представить доказательства отнесения спорного объекта к сооружению, либо опровергнуть указанное.
Допрошенный в качестве свидетеля главный инженер-проектор ООО «Актив» Демиденко А.А. показал, что в его должностные обязанности входит организация и проектирование объектов, руководством ему было поручено выполнение технического заключения на земельный участок по адресу: <адрес> При выезде на объект им было установлено наличие бетонной площадки из бетона класса 7,5 толщиной 2-3 см. Бетон, из которого изготовлена площадка, не применяется для строительства объектов и сооружений, является подбетонкой, подготовительным этапом, каких-либо в составе металлоарматуры в составе площадки обнаружено не было. Исходя из установленного состава возведенного объекта, бетонная площадка сооружением не является.
Привлеченная к участию в деле специалист Прокопец Н.В., работающая инженером-строителем в ООО «Мир проектов», показала, что, исходя из имеющихся в материалах дела фотографий, площадка возведена путем залива бетона, по краям среза видно, что это была съемная палубка, уровень перед площадкой немного выше основного уровня земли, объект представляет собой плоскостную фигуру, основанную на песчаном основании без заглубления в толщу земли, без применения армирования, путем залива в опалубку бетона марки класса Б7,5, возможна к использованию для проведения выступлений, а также мероприятий, которые не требуют силовых усилий, другое назначение у нее отсутствует. Под понятие сооружения площадка не подпадает, поскольку сооружение, кроме основной функции применения, еще и подразумевает при строительстве комплекс мероприятий между системами работ, которые в совокупности позволяют создать новый объект с определенным функциональным назначением и сроком использования. Указанная площадка сама по себе не несет определенных функций, этот предмет нельзя использовать в строительстве как один из элементов, нельзя использовать как фундамент, как площадку для размещения транспорта, т.к. требуется армирование, нельзя обозначить как дорожную одежду или линейную конструкцию, т.к. линейная конструкция предполагает протяженность в километрах.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Романов С.А. критически отнесся к показаниям свидетеля Демиденко А.А. и специалиста Прокопец Н.В. в части отсутствия у бетонной площадки статуса сооружения, представив фотоматериал бетонной плиты.
Других доказательств, касающихся отнесения бетонной площадки к сооружению, а также доказывающих обратное, участниками процесса суду представлено не было.
Как следует из показаний защитника Ананичевой Н.О., в настоящее время бетонная площадка демонтирована.
Таким образом, проверить доводы Сельских В.В. и его защитника, допрошенных свидетеля Демиденко А.А., специалиста Прокопец Н.В., в части отсутствия у бетонной площадки статуса сооружения, с учетом демонтажа спорной конструкции, возведенной на арендованном Сельских В.В. земельном участке, не представляется возможным.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению за отсутствием состава указанного выше административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельских В.В. за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Егорова М.И.