Дело № 2-525/2024
УИД 56RS0024-01-2024-000785-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 августа 2024 года п.Новосергиевка Оренбургская область
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Каменцовой Н.В.,
при секретаре Волковой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Головко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании совершить определенные действия, в обоснование требований, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере ЖКХ администрацией муниципального образования. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области схема теплоснабжения муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области не приведена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», а именно схема не отвечает установленным требованиям, не содержит всех предусмотренных законодательством разделов и информации, содержащейся в каждом разделе.
Установлено, что постановлением администрации МО Новосергиевский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема теплоснабжения муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области.
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО Новосергиевский поссовет прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, удовлетворено. В тоже время, должные меры по устранению выявленных нарушений не принято.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по приведению схемы теплоснабжения муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан) на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести схему теплоснабжения муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденную постановлением администрации МО Новосергиевский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Головко М.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области требований законодательства в сфере ЖКХ.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", к вопросам местного значения сельского поселения организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.2 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Пунктом 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (ч. 1 ст. 18 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
В силу ч.ч. 2 и 3 ст. 23 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:
1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;
2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;
3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;
4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;
5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;
7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;
8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (далее - Требования).
Согласно п.4 Требований к схемам теплоснабжения в схему теплоснабжения включаются следующие разделы:
а) раздел 1 "Показатели существующего и перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа, города федерального значения";
б) раздел 2 "Существующие и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей";
в) раздел 3 "Существующие и перспективные балансы теплоносителя";
г) раздел 4 "Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения";
д) раздел 5 "Предложения по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и (или) модернизации источников тепловой энергии";
е) раздел 6 "Предложения по строительству, реконструкции и (или) модернизации тепловых сетей";
ж) раздел 7 "Предложения по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения";
з) раздел 8 "Перспективные топливные балансы";
и) раздел 9 "Инвестиции в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию";
к) раздел 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)";
л) раздел 11 "Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии";
м) раздел 12 "Решения по бесхозяйным тепловым сетям";
н) раздел 13 "Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетических систем России, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения";
о) раздел 14 "Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения";
п) раздел 15 "Ценовые (тарифные) последствия".
Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.
Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения.
Проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения (далее - генеральный план), за исключением случая, указанного в пункте 8 настоящего документа.
В случае если на дату принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения срок действия генерального плана составляет менее 5 лет либо отсутствует утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генеральный план, то проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 10 лет.
Согласно п.10 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" (далее - переходный период), подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.
В соответствии со ст.5 Устава муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области, установлено, что администрацией муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области схема теплоснабжения муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области не приведена в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО Новосергиевский поссовет прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, удовлетворено. В тоже время, должные меры по устранению выявленных нарушений не принято.
В ответ на представление глава администрации МО Новосергиевский поссовет прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области сообщил, что представление принято к сведению, нарушения будут устранены по мере поступления дополнительных средств в бюджет МО Новосергиевский поссовет.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по приведению схемы теплоснабжения муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан) на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установленных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных правовых норм, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст.204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь положениями ст.204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет совет Новосергиевского района Оренбургской области срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения суда, что будет соответствовать требованиям разумности, соблюдению баланса интересов всех лиц и согласуется с разъяснениями, изложенными в ч.2 ст.11 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести схему теплоснабжения муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденную постановлением администрации МО Новосергиевский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области.
Председательствующий Н.В. Каменцова
Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2024 года.
Председательствующий Н.В. Каменцова