Решение по делу № 33-12074/2024 от 27.09.2024

Судья Левочкина О.Н. дело № 33-12074/2024

УИД № 34RS0007-01-2024-001365-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2024 года город Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.

судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.,

при помощнике судьи Зубаревой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-968/2024 по иску прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах Тараненко А. И. к администрации Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» о возложении обязанности

по апелляционному представлению прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда <.......>

на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 13 августа 2024 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований об обязании администрации Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А. И. в жилое помещение <.......> а именно установить перед первой ступенькой ведущей на <.......> этаж подъезда № <...> многоквартирного дома <.......>, дополнительную ступеньку высотой 8 сантиметров в соответствии с пунктами 6.2.8; 6.2.11; 5.1.13 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 № 904/пр. – отказать».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав прокурора Курову Е.Н., истца Тараненко А.И. и его представителя Петраевскую О.М., поддержавших доводы апелляционного представления, представителей ответчиков и третьего лица – ТСЖ «На Жолудева» - по доверенности Щедрину Т.В., администрации Волгограда и администрации Тракторозаводского района Волгограда - по доверенностям Марченко Н.В., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда, действующий в интересах Тараненко А.И. обратился в суд с иском к администрации Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указал, что Тараненко А.И. является инвалидом <.......> группы. В ходе проверки, проведенной прокуратурой на основании обращения Тараненко А.И., были выявлены нарушения его прав, выразившиеся в ограничении его беспрепятственного доступа в жилое помещение. Установлено, что высота первой ступени лестничного марша, ведущего на <.......> этаж подъезда № <...> дома <.......> составляет 21 см, что нарушает положения СНиП. Выявленное несоответствие ограничивает перемещение Тараненко А.И., влияет на его здоровье.

С учетом измененных исковых требований просил обязать администрацию Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» в течение <.......> месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А. И. в жилое помещение № <...> дома <.......>, а именно установить перед первой ступенькой, ведущей на <.......> этаж подъезда № <...> многоквартирного дома <.......>, дополнительную ступеньку высотой <.......> сантиметров в соответствии с пунктами 6.2.8; 6.2.11; 5.1.13 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 № 904/пр.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда <.......> просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 7 Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тараненко А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <.......> группы по <.......>, данная группа инвалидности установлена <.......> В силу возраста и состояния здоровья у него имеются нарушения <.......>

Тараненко А.И. проживает в квартире <.......>

Управляющей организацией МКД <.......> является ТСЖ «На Жолудева».

Старшим помощником прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда <.......>. в рамках проведения проверки по обращению Тараненко А.И. составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что старшим прокурором совместно с представителем ТСЖ «На Жолудева» осуществлены замеры ступеней в подъезде № <...> многоквартирного дома <.......> по результатам которых установлено, что высота первой ступени входной группы составляет <.......>, высота оставшихся ступеней составляет <.......>

Как следует из материалов дела, Тараненко А.И. обращался в ТСЖ «На Жолудева» с заявлением о решении указанной проблемы, а именно об установке дополнительной ступеньки.

Согласно протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <.......> от ДД.ММ.ГГГГ решено: не устанавливать дополнительную ступеньку на входе перед лифтом <.......> подъезда в МКД <.......>

Получив результаты проведенного общего собрания собственников МКД, Тараненко А.И. обратился к прокурору Тракторозаводского района г.Волгограда о решении вопроса об установлении дополнительной ступеньки.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным специалистом <.......> помощником прокурора <.......> представителем ТСЖ «На Жолудева» <.......> и Тараненко А.И., высота первой ступени лестничного марша, ведущего на <.......> этаж подъезда № <...> дома <.......> составляет <.......> см., высота ступени до закругления составляет <.......>

Указанное обстоятельство, как следует из искового заявления и пояснений истца, затрудняет в передвижении – доступности к своему жилищу Тараненко А.И.

В связи с выявлением указанного, прокурором Тракторозаводского района г. Волгограда внесены представления председателю ТСЖ «На Жолудева» и <.......> об устранении нарушений жилищного законодательства.

В удовлетворении представлений прокурору было отказано, в связи с чем, он обратился в суд в интересах Тараненко А.И.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда к ТСЖ «На Жолудева», суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответственность за обеспечение инвалиду беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства. В связи с чем, довод апелляционного представления о наличии ответственности иных лиц является несостоятельным.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию Волгограда обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А.И. в жилое помещение № <...> дома <.......>, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом <.......> построен и введен в эксплуатацию в <.......> году, при этом никаких изменений в конструктивную особенность спорного лестничного марша никем не вносилось, решений о реконструкции или капитального ремонта МКД не принималось, а собственники проголосовали против внесения каких-либо изменений в конструктивную особенность лестничного марша. Решение вопроса о возможности и об определении способа обеспечения условий доступности жилого помещения для Тараненко А.И., с учетом оценки технической возможности и экономической целесообразности либо признании жилого помещения непригодного для проживания инвалида, действующее законодательство относит к исключительной компетенции муниципальной комиссии, подменять которую суд не вправе.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения, в соответствии с которым при новом проектировании и становлении общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (пункт 1.1).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (статья 15 Закона о социальной защите инвалидов).

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) в части 1 статьи 12 предусматривает, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, указание на применение положений части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, в связи с чем, действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о невозможности применения к зданию, в котором расположено жилое помещение, в котором проживает инвалид Тараненко А.И., требований СП 59.13330.2020, являются ошибочными.

В соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020, при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней – 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).

Пунктом 5.1.12 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней – от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.

С целью проверки доводов апелляционного представления, исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебной коллегией были приобщены и исследованы новые доказательства – Акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, заявление от ДД.ММ.ГГГГ и ответ администрации Тракторозаводского района Волгограда от <.......>

Так из Акта от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, в составе: <.......> – председатель комиссии, заместитель главы администрации Тракторозаводского района Волгограда, <.......> заместителя председателя комиссии, начальника <.......> <.......>. – ведущего специалиста <.......>, <.......> начальника <.......> <.......> – начальника отдела <.......>, <.......> – начальника <.......> – ведущего инженера <.......> было произведено обследование жилого помещения инвалида Тараненко А.И., расположенного в многоквартирном доме, по адресу<.......> в результате которого, установлено, что по информации, полученной от заявителя, существует необходимость в устройстве дополнительной ступени лестничного марша (от входной двери до 1 этажа) в многоквартирном доме для облегчения спуска-подъема инвалида по ступеням; первая (нижняя) ступень не соответствует СНиП, имеет высоту более <.......> см (вместо 15см). В результате данного обследования, Комиссия пришла к выводу о наличии технической возможности для реконструкции многоквартирного дома в целях приспособления общего имущества с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.

На коллективное заявление жителей <.......> подъезда дома <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Тракторозаводского района Волгограда был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по итогам обследования муниципальной комиссией составлен Акт о возможности произвести работы по изменению высоты ступени лестничного марша на <.......> этаже в подъезде № <...> МКД <.......>

Учитывая, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда, действующего в интересах Тараненко А.И. о возложении обязанности на администрацию Волгограда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А.И. в жилое помещение, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, в данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных исковых требований прокурора, установив на основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения решения - <.......> месяц со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 13 августа 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах Тараненко А. И. к администрации Волгограда о возложении обязанности, принять в данной части новое решение, которым указанные исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда – удовлетворить.

Обязать администрацию Волгограда в течение <.......> месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А. И. в жилое помещение – квартиру <.......>, а именно установить перед первой ступенькой, ведущей на <.......> этаж подъезда № <...> многоквартирного дома <.......>, дополнительную ступеньку высотой <.......> сантиметров в соответствии с пунктами 6.2.8; 6.2.11; 5.1.13 СП 59.13330.2020 Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр.

В остальной части решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 13 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда <.......> – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Левочкина О.Н. дело № 33-12074/2024

УИД № 34RS0007-01-2024-001365-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2024 года город Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.

судей Кудрявцевой А.Г., Марчукова А.В.,

при помощнике судьи Зубаревой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-968/2024 по иску прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах Тараненко А. И. к администрации Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» о возложении обязанности

по апелляционному представлению прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда <.......>

на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 13 августа 2024 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований об обязании администрации Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А. И. в жилое помещение <.......> а именно установить перед первой ступенькой ведущей на <.......> этаж подъезда № <...> многоквартирного дома <.......>, дополнительную ступеньку высотой 8 сантиметров в соответствии с пунктами 6.2.8; 6.2.11; 5.1.13 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 № 904/пр. – отказать».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав прокурора Курову Е.Н., истца Тараненко А.И. и его представителя Петраевскую О.М., поддержавших доводы апелляционного представления, представителей ответчиков и третьего лица – ТСЖ «На Жолудева» - по доверенности Щедрину Т.В., администрации Волгограда и администрации Тракторозаводского района Волгограда - по доверенностям Марченко Н.В., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда, действующий в интересах Тараненко А.И. обратился в суд с иском к администрации Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указал, что Тараненко А.И. является инвалидом <.......> группы. В ходе проверки, проведенной прокуратурой на основании обращения Тараненко А.И., были выявлены нарушения его прав, выразившиеся в ограничении его беспрепятственного доступа в жилое помещение. Установлено, что высота первой ступени лестничного марша, ведущего на <.......> этаж подъезда № <...> дома <.......> составляет 21 см, что нарушает положения СНиП. Выявленное несоответствие ограничивает перемещение Тараненко А.И., влияет на его здоровье.

С учетом измененных исковых требований просил обязать администрацию Волгограда, ТСЖ «На Жолудева» в течение <.......> месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А. И. в жилое помещение № <...> дома <.......>, а именно установить перед первой ступенькой, ведущей на <.......> этаж подъезда № <...> многоквартирного дома <.......>, дополнительную ступеньку высотой <.......> сантиметров в соответствии с пунктами 6.2.8; 6.2.11; 5.1.13 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 № 904/пр.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда <.......> просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 7 Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тараненко А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <.......> группы по <.......>, данная группа инвалидности установлена <.......> В силу возраста и состояния здоровья у него имеются нарушения <.......>

Тараненко А.И. проживает в квартире <.......>

Управляющей организацией МКД <.......> является ТСЖ «На Жолудева».

Старшим помощником прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда <.......>. в рамках проведения проверки по обращению Тараненко А.И. составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что старшим прокурором совместно с представителем ТСЖ «На Жолудева» осуществлены замеры ступеней в подъезде № <...> многоквартирного дома <.......> по результатам которых установлено, что высота первой ступени входной группы составляет <.......>, высота оставшихся ступеней составляет <.......>

Как следует из материалов дела, Тараненко А.И. обращался в ТСЖ «На Жолудева» с заявлением о решении указанной проблемы, а именно об установке дополнительной ступеньки.

Согласно протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <.......> от ДД.ММ.ГГГГ решено: не устанавливать дополнительную ступеньку на входе перед лифтом <.......> подъезда в МКД <.......>

Получив результаты проведенного общего собрания собственников МКД, Тараненко А.И. обратился к прокурору Тракторозаводского района г.Волгограда о решении вопроса об установлении дополнительной ступеньки.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным специалистом <.......> помощником прокурора <.......> представителем ТСЖ «На Жолудева» <.......> и Тараненко А.И., высота первой ступени лестничного марша, ведущего на <.......> этаж подъезда № <...> дома <.......> составляет <.......> см., высота ступени до закругления составляет <.......>

Указанное обстоятельство, как следует из искового заявления и пояснений истца, затрудняет в передвижении – доступности к своему жилищу Тараненко А.И.

В связи с выявлением указанного, прокурором Тракторозаводского района г. Волгограда внесены представления председателю ТСЖ «На Жолудева» и <.......> об устранении нарушений жилищного законодательства.

В удовлетворении представлений прокурору было отказано, в связи с чем, он обратился в суд в интересах Тараненко А.И.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда к ТСЖ «На Жолудева», суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответственность за обеспечение инвалиду беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства. В связи с чем, довод апелляционного представления о наличии ответственности иных лиц является несостоятельным.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию Волгограда обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А.И. в жилое помещение № <...> дома <.......>, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом <.......> построен и введен в эксплуатацию в <.......> году, при этом никаких изменений в конструктивную особенность спорного лестничного марша никем не вносилось, решений о реконструкции или капитального ремонта МКД не принималось, а собственники проголосовали против внесения каких-либо изменений в конструктивную особенность лестничного марша. Решение вопроса о возможности и об определении способа обеспечения условий доступности жилого помещения для Тараненко А.И., с учетом оценки технической возможности и экономической целесообразности либо признании жилого помещения непригодного для проживания инвалида, действующее законодательство относит к исключительной компетенции муниципальной комиссии, подменять которую суд не вправе.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения, в соответствии с которым при новом проектировании и становлении общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (пункт 1.1).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (статья 15 Закона о социальной защите инвалидов).

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) в части 1 статьи 12 предусматривает, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, указание на применение положений части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, в связи с чем, действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о невозможности применения к зданию, в котором расположено жилое помещение, в котором проживает инвалид Тараненко А.И., требований СП 59.13330.2020, являются ошибочными.

В соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020, при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней – 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м).

Пунктом 5.1.12 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней – от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.

С целью проверки доводов апелляционного представления, исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебной коллегией были приобщены и исследованы новые доказательства – Акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, заявление от ДД.ММ.ГГГГ и ответ администрации Тракторозаводского района Волгограда от <.......>

Так из Акта от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, в составе: <.......> – председатель комиссии, заместитель главы администрации Тракторозаводского района Волгограда, <.......> заместителя председателя комиссии, начальника <.......> <.......>. – ведущего специалиста <.......>, <.......> начальника <.......> <.......> – начальника отдела <.......>, <.......> – начальника <.......> – ведущего инженера <.......> было произведено обследование жилого помещения инвалида Тараненко А.И., расположенного в многоквартирном доме, по адресу<.......> в результате которого, установлено, что по информации, полученной от заявителя, существует необходимость в устройстве дополнительной ступени лестничного марша (от входной двери до 1 этажа) в многоквартирном доме для облегчения спуска-подъема инвалида по ступеням; первая (нижняя) ступень не соответствует СНиП, имеет высоту более <.......> см (вместо 15см). В результате данного обследования, Комиссия пришла к выводу о наличии технической возможности для реконструкции многоквартирного дома в целях приспособления общего имущества с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.

На коллективное заявление жителей <.......> подъезда дома <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Тракторозаводского района Волгограда был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по итогам обследования муниципальной комиссией составлен Акт о возможности произвести работы по изменению высоты ступени лестничного марша на <.......> этаже в подъезде № <...> МКД <.......>

Учитывая, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда, действующего в интересах Тараненко А.И. о возложении обязанности на администрацию Волгограда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А.И. в жилое помещение, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, в данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных исковых требований прокурора, установив на основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для исполнения решения - <.......> месяц со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 13 августа 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах Тараненко А. И. к администрации Волгограда о возложении обязанности, принять в данной части новое решение, которым указанные исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда – удовлетворить.

Обязать администрацию Волгограда в течение <.......> месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить беспрепятственный доступ инвалида <.......> группы Тараненко А. И. в жилое помещение – квартиру <.......>, а именно установить перед первой ступенькой, ведущей на <.......> этаж подъезда № <...> многоквартирного дома <.......>, дополнительную ступеньку высотой <.......> сантиметров в соответствии с пунктами 6.2.8; 6.2.11; 5.1.13 СП 59.13330.2020 Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр.

В остальной части решение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 13 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда <.......> – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

33-12074/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тараненко Александр Иванович
Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда
Ответчики
ТСЖ На Жолудева
Администрация Волгограда
Другие
ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району Волгограда
администрация Тракторозаводского района г. Волгограда
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгограда
Септаров Сергей Анатольевич
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Кудрявцева Алла Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
01.10.2024Передача дела судье
24.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024Передано в экспедицию
24.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее