Решение по делу № 2-116/2024 (2-541/2023;) от 15.12.2023

11RS0007-01-2023-000717-33

Дело № 2-116/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вуктыл Республика Коми 6 мая 2024 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Мингазетдиновой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением гражданское дело по исковому заявлению Филимошиной Татьяны Николаевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по недоначисленным отпускным выплатам, взыскании задолженности по недоначисленным суммам выходного пособия и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Филимошина Т.Н. обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по недоначисленным отпускным выплатам, взыскании задолженности по недоначисленным суммам выходного пособия и компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) работодатель в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми не в полном объеме начислила истцу отпускные выплаты за ДД.ММ.ГГГГ, а именно: без учета материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда (иная дополнительная выплата, предусмотренная частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящая в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих).

Кроме того, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми не в полном объеме начислило и выплатило Филимошиной Т.Н. при увольнении выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Принимая во внимание вышеизложенное, Филимошина Т.Н. просила суд взыскать с ответчика в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в свою пользу следующие денежные средства:

<данные изъяты> - сумма недоначисленных отпускных выплат;

<данные изъяты> - сумма недоначисленного выходного пособия;

<данные изъяты> - сумма компенсации за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации;

<данные изъяты> - компенсация морального вреда.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Филимошина Т.Н. в полном объеме настаивала на заявленных исковых требованиях.

Представитель ответчика направил в адрес суда подробный письменный отзыв об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Филимошиной Т.Н., поскольку задолженность перед истцом у ответчика отсутствует.

Кроме того, ответчик указал о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав по периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, а также принимая во внимание позицию ответчика, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании приказа Государственной налоговой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ Филимошина Т.Н. принята на <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ Филимошина Т.Н. занимала <данные изъяты>.

На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Филимошиной Т.Н. прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ в связи с <данные изъяты>

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Частью 1 статьи50Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи50Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи50Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи37Федерального закона № 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему доплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (часть 13 статьи46Федерального закона № 79-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 1 апреля 2022 года № 554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 и отдельное положения акта Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся:
а)месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания);

б)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

в)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

г)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

д)ежемесячное денежное поощрение;

е)премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;

ж)единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

з)материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил дополнительно учитываются:

а)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
б)другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б)ежемесячная надбавка к должностному о кладу за особые условия гражданской службы;

в)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г)ежемесячное денежное поощрение;

д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е)материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж)единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1)оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3)ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4)ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5)премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6)ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7)единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств:

1)на выплату районного коэффициента (коэффициента);

2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;

3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:

а)должностных окладов;

б)окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

а)денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, вмещающим государственные должности Российской Федерации;

б)районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими информативными правовыми актами Российской Федерации;

в)повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;

г)других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными разовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными - нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручалось до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми также предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Установлено, что в период прохождения службы за период с ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачены суммы материального стимулирования.

Вышеуказанное обстоятельство не оспаривается стороной ответчика.

Принимая во внимание, что материальное стимулирование, выплаченное истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, оно должно учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, как указано в отзыве на исковое заявление, а также следует из представленных по делу доказательств, при расчете денежного содержания на период нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках в указанный период выплаты материального стимулирования не учитывались.

Следовательно, требования истца о взыскании доплаты к отпускным выплатам подлежат удовлетворению.

Как указывалось выше, служебный контракт с Филимошиной Т.Н. прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ в связи с <данные изъяты>

В соответствии с положениями статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Согласно положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Таким образом, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников данных выплат.

Вместе с тем, как установлено материалами гражданского дела, при начислении выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка, Управление Федеральной налоговой службы не включало в расчет суммы средств, выплаченных истцу Филимошиной Т.Н. в виде материального стимулирования в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню увольнения.

В части доводов о пропуске истцом срока исковой давности суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи196Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 200Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу частей 1, 13 статьи46Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
При увольнении из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в ДД.ММ.ГГГГ с истцом Филимошиной Т.Н. произведен полный расчет.

Таким образом, о своем нарушенном праве в связи с невыплатой доплаты к отпускным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно при окончательном расчете с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ), тогда как в суд за защитой нарушенного права истец обратился в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах годичного срока с момента окончательного расчета, следовательно, основания для отказа в удовлетворении иска о взыскании доплат к отпускным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с пропуском срока обращения в суд за защитой нарушенного права отсутствуют.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Как указано в тексте искового заявления, расчет фактически начисленных сумм отпускных выплат составил сумму <данные изъяты>.

Тогда как расчет сумм отпускных выплат с учетом включения материального стимулирования составляет <данные изъяты>.

Таким образом, разница фактически начисленных истцу Филимошиной Т.Н. ответчиком в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми отпускных выплат составляет <данные изъяты>

Кроме того, расчет суммы выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка составил сумму в размере <данные изъяты>.

Расчет сумы выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка составил сумму в размере <данные изъяты>.

Таким образом, разница фактически начисленных истцу Филимошиной Т.Н. ответчиком в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка составляет <данные изъяты>

Вышеуказанные суммы расчетов объективно подтверждены представленными суду материалами, которые являются достоверными и допустимыми.

Истцом Филимошиной Т.Н. заявлены требования о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты отпускных в порядке статьи236Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Данные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут быть применены и при разрешении спора работника, прекратившего трудовые отношения с работодателем, о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, допущенную в период трудовых отношений.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи21Трудового кодекса Российской Федерации).

Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи22Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Частью 1 статьи140Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно части 1 статьи142Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье236Трудового кодекса Российской Федерации.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи236Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.

В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.

При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и задолженности по заработной плате с процентами за задержку ее выплаты, если ранее эта задолженность не была погашена. С момента полного погашения работодателем задолженности по заработной плате надлежит исчислять установленный частью 2 статьи392Трудового кодекса Российской Федерации годичный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы (статья236Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ввиду того, что нарушение ответчиком трудовых прав истца задержкой выплаты отпускных выплат носило длящийся характер и имело место в течение периода с 2020 года по 2023 год, принимая во внимание, что истец обратилась в суд с иском в течение одного года после окончательного расчета, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности не пропущен и проценты подлежат взысканию в установленном законом порядке.

Судом проверен представленный истцом расчет компенсации за задержку выплаты отпускных выплат, который признается верным, соответствующим требованиям закона, в связи с чем, руководствуясь данным расчетом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца процентов в порядке статьи236Трудового кодекса Российской Федерации в размере <данные изъяты>.

В соответствии с частью 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что действиями работодателя, связанными с нарушением трудовых прав работника, истцу причинены нравственные страдания, с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда, которую с учетом характера и продолжительности нарушения прав Филимошиной Т.Н., требований разумности и справедливости суд считает возможным определить в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Филимошиной Татьяны Николаевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по недоначисленным отпускным выплатам, взыскании задолженности по недоначисленным суммам выходного пособия и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми <данные изъяты> в пользу Филимошиной Татьяны Николаевны денежные средства в размере <данные изъяты>, из которых:

<данные изъяты> - сумма недоначисленных отпускных выплат;

<данные изъяты> - сумма недоначисленного выходного пособия;

<данные изъяты> - сумма компенсации за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации;

<данные изъяты> - компенсация морального вреда.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми в соответствии с положениями статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева

11RS0007-01-2023-000717-33

Дело № 2-116/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вуктыл Республика Коми 6 мая 2024 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Мингазетдиновой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением гражданское дело по исковому заявлению Филимошиной Татьяны Николаевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по недоначисленным отпускным выплатам, взыскании задолженности по недоначисленным суммам выходного пособия и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Филимошина Т.Н. обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по недоначисленным отпускным выплатам, взыскании задолженности по недоначисленным суммам выходного пособия и компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) работодатель в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми не в полном объеме начислила истцу отпускные выплаты за ДД.ММ.ГГГГ, а именно: без учета материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда (иная дополнительная выплата, предусмотренная частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящая в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих).

Кроме того, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми не в полном объеме начислило и выплатило Филимошиной Т.Н. при увольнении выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Принимая во внимание вышеизложенное, Филимошина Т.Н. просила суд взыскать с ответчика в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в свою пользу следующие денежные средства:

<данные изъяты> - сумма недоначисленных отпускных выплат;

<данные изъяты> - сумма недоначисленного выходного пособия;

<данные изъяты> - сумма компенсации за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации;

<данные изъяты> - компенсация морального вреда.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Филимошина Т.Н. в полном объеме настаивала на заявленных исковых требованиях.

Представитель ответчика направил в адрес суда подробный письменный отзыв об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Филимошиной Т.Н., поскольку задолженность перед истцом у ответчика отсутствует.

Кроме того, ответчик указал о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав по периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, а также принимая во внимание позицию ответчика, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании приказа Государственной налоговой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ Филимошина Т.Н. принята на <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ Филимошина Т.Н. занимала <данные изъяты>.

На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Филимошиной Т.Н. прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ в связи с <данные изъяты>

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Частью 1 статьи50Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи50Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи50Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи37Федерального закона № 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему доплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (часть 13 статьи46Федерального закона № 79-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 1 апреля 2022 года № 554 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 и отдельное положения акта Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся:
а)месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания);

б)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

в)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

г)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

д)ежемесячное денежное поощрение;

е)премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;

ж)единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

з)материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил дополнительно учитываются:

а)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
б)другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б)ежемесячная надбавка к должностному о кладу за особые условия гражданской службы;

в)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г)ежемесячное денежное поощрение;

д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е)материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж)единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1)оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3)ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4)ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5)премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6)ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7)единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств:

1)на выплату районного коэффициента (коэффициента);

2)на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;

3)на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи51Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:

а)должностных окладов;

б)окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:

а)денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, вмещающим государственные должности Российской Федерации;

б)районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими информативными правовыми актами Российской Федерации;

в)повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;

г)других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными разовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными - нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручалось до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми также предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Установлено, что в период прохождения службы за период с ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачены суммы материального стимулирования.

Вышеуказанное обстоятельство не оспаривается стороной ответчика.

Принимая во внимание, что материальное стимулирование, выплаченное истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, оно должно учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, как указано в отзыве на исковое заявление, а также следует из представленных по делу доказательств, при расчете денежного содержания на период нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках в указанный период выплаты материального стимулирования не учитывались.

Следовательно, требования истца о взыскании доплаты к отпускным выплатам подлежат удовлетворению.

Как указывалось выше, служебный контракт с Филимошиной Т.Н. прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ в связи с <данные изъяты>

В соответствии с положениями статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Согласно положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Таким образом, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников данных выплат.

Вместе с тем, как установлено материалами гражданского дела, при начислении выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка, Управление Федеральной налоговой службы не включало в расчет суммы средств, выплаченных истцу Филимошиной Т.Н. в виде материального стимулирования в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню увольнения.

В части доводов о пропуске истцом срока исковой давности суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи196Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 200Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу частей 1, 13 статьи46Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
При увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
При увольнении из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в ДД.ММ.ГГГГ с истцом Филимошиной Т.Н. произведен полный расчет.

Таким образом, о своем нарушенном праве в связи с невыплатой доплаты к отпускным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно при окончательном расчете с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ), тогда как в суд за защитой нарушенного права истец обратился в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах годичного срока с момента окончательного расчета, следовательно, основания для отказа в удовлетворении иска о взыскании доплат к отпускным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с пропуском срока обращения в суд за защитой нарушенного права отсутствуют.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

Как указано в тексте искового заявления, расчет фактически начисленных сумм отпускных выплат составил сумму <данные изъяты>.

Тогда как расчет сумм отпускных выплат с учетом включения материального стимулирования составляет <данные изъяты>.

Таким образом, разница фактически начисленных истцу Филимошиной Т.Н. ответчиком в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми отпускных выплат составляет <данные изъяты>

Кроме того, расчет суммы выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка составил сумму в размере <данные изъяты>.

Расчет сумы выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка составил сумму в размере <данные изъяты>.

Таким образом, разница фактически начисленных истцу Филимошиной Т.Н. ответчиком в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка составляет <данные изъяты>

Вышеуказанные суммы расчетов объективно подтверждены представленными суду материалами, которые являются достоверными и допустимыми.

Истцом Филимошиной Т.Н. заявлены требования о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты отпускных в порядке статьи236Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Данные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут быть применены и при разрешении спора работника, прекратившего трудовые отношения с работодателем, о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, допущенную в период трудовых отношений.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи21Трудового кодекса Российской Федерации).

Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи22Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Частью 1 статьи140Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно части 1 статьи142Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье236Трудового кодекса Российской Федерации.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи236Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.

В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.

При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и задолженности по заработной плате с процентами за задержку ее выплаты, если ранее эта задолженность не была погашена. С момента полного погашения работодателем задолженности по заработной плате надлежит исчислять установленный частью 2 статьи392Трудового кодекса Российской Федерации годичный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы (статья236Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ввиду того, что нарушение ответчиком трудовых прав истца задержкой выплаты отпускных выплат носило длящийся характер и имело место в течение периода с 2020 года по 2023 год, принимая во внимание, что истец обратилась в суд с иском в течение одного года после окончательного расчета, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности не пропущен и проценты подлежат взысканию в установленном законом порядке.

Судом проверен представленный истцом расчет компенсации за задержку выплаты отпускных выплат, который признается верным, соответствующим требованиям закона, в связи с чем, руководствуясь данным расчетом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца процентов в порядке статьи236Трудового кодекса Российской Федерации в размере <данные изъяты>.

В соответствии с частью 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что действиями работодателя, связанными с нарушением трудовых прав работника, истцу причинены нравственные страдания, с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда, которую с учетом характера и продолжительности нарушения прав Филимошиной Т.Н., требований разумности и справедливости суд считает возможным определить в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Филимошиной Татьяны Николаевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по недоначисленным отпускным выплатам, взыскании задолженности по недоначисленным суммам выходного пособия и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми <данные изъяты> в пользу Филимошиной Татьяны Николаевны денежные средства в размере <данные изъяты>, из которых:

<данные изъяты> - сумма недоначисленных отпускных выплат;

<данные изъяты> - сумма недоначисленного выходного пособия;

<данные изъяты> - сумма компенсации за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации;

<данные изъяты> - компенсация морального вреда.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми в соответствии с положениями статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева

2-116/2024 (2-541/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Филимошина Татьяна Николаевна
Ответчики
Управление Федеральной Налоговой службы России по РК
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Судья
Сергеева Евгения Евгеньевна
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2023Передача материалов судье
19.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2024Судебное заседание
15.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее