№ 2а-1284/2021
УИД 75RS0025-01-2021-001385-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2021 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Галановой Д.И.,
при секретаре Базаровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации сельского поселения «Новокукинское» к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края» о признании незаконным и отмене требования №2 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения «Новокукинское» обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что 07.04.2021 Администрацией сельского поселения «Новокукинское» в лице главы Администрации Жежеруна В.Г. было получено требование № 2 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, вынесенное участковым лесничим Беклемишевского лесничества Яблоновского участкового лесничества Калашниковым С.В.. Согласно данному требованию на Администрацию сельского поселения «Новокукинское» возложена обязанность по устройству минерализованных полос вокруг населенных пунктов со сроком исполнения до 01.05.2021. Ссылаясь на то, что проверка исполнения требований лесного законодательства в отношении Администрации не проводилась, оспариваемое требование не содержит указания на земельный участок, находящийся в собственности или ином законном владении Администрации сельского поселения «Новокукинское», на территории сельского поселения находится несколько населенных пунктов, земельные участки в которых принадлежат гражданам, юридическим лицам на разных основаниях, в требовании не содержатся сведения о земельных участках, на которых должны быть устроены минерализованные полосы, а также населенные пункты, вокруг которых они устраиваются и то, что возложение обязанности по устройству минерализованных полос только на Администрацию неправомерно, просит суд признать незаконным и отменить требование №2 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, вынесенное участковым лесничим Беклемишевского лесничества Яблоновского участкового лесничества Калашниковым С.В в отношении Администрации сельского поселения «Новокукинское».
Представитель административного истца по доверенности Девятирикова Е.В. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» Резников И.Б. выразил несогласие с исковыми требованиями, представил письменные возражения.
Заинтересованное лицо Администрация муниципального района «Читинский район» извещена надлежащим образом, своего представителя не направила.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ (в редакции от 09.03.2021) под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной), осуществляемым уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора, понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В силу п.п.6-8 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч.2 ст.96 Лесного кодекса РФ).
Данным требованиям закона корреспондируют нормы Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора утвержденого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394, в п.10 которого также указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не препятствовать представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина присутствовать при проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, предоставлять должностным лицам юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), относящуюся к предмету проверки необходимую информацию, знакомить должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя или граждан либо их представителей с результатами мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране);
В силу п. 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ регулируется порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).
Данным законом предусмотрена обязательная процедура назначения и проведения проверок, оформление акта с указанием выявленных нарушений, а также принятие соответствующих мер реагирования.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, участковым лесничим Беклемишевского лесничества Яблоновского участкового лесничества Калашниковым С.В. в отношении Администрации сельского поселения «Новокукинское» выдано требование № 2 (без даты) о необходимости устранения нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, а именно устройства минерализованных полос вокруг населенных пунктов со сроком исполнения до 01.05.2021.
Из представленных по запросу суда ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» документов следует, что поручением Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 22.12.2020 №-20 определено И.о. директора ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» совместно с УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, привлечь к ответственности руководителей учреждений различной формы собственности, не завершивших в установленные сроки мероприятия по подготовке к пожароопасному периоду 2021 года в соответствии с Реестром объектов имеющих общую границу с землями лесного фонда, в случае необходимости провести рейды в срок до 13.01.2021.
Поручением ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» от 28.12.2020 № начальникам лесничеств поручено провести рейдовые мероприятия по границам лесного фонда, при выявлении нарушений привлечь к ответственности в соответствии с п.9.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (действовавшего в период вынесения поручения).
Распоряжением ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» поручено проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков Беклемишевского лесничества, Яблоновского лесничества квартала 19,20, 26-30,43 на основании плана-графика патрулирования лесов на 2021 год, Поручения №650 от 28.12.2020.
Из отчета о проведении мероприятий по контролю в лесах №10 от 05.04.2021 следует, что выявлены нарушения лесного законодательства, составлен протокол, в районе квартала 43 Яблоновского участкового лесничества выявлено отсутствие опашки ст.Лесная, находящейся на территории сельского поселения «Новокукинское», составлен акт проверки.
Из указанного акта следует, что участковым лесничим Калашниковым С.В., лесником Писаренко В.А., мастером леса Николаевым С.В. Яблоновского участкового лесничества составлен акт проверки (без даты), что была проведена проверка сельского поселения «Новокукинское». В ходе проверки выявлено, что на ст.Лесная, граничащей с кварталом № Яблоновского участкового лесничества выявлены следующие нарушения: отсутствие опашки территории и наличие заросшей сухой травы. Поселок находится в ведомстве Администрации сельского поселения «Новокукинское».
Вместе с тем в нарушение вышеприведенных норм закона административный истец не был ознакомлен с указанным актом, акт проверки в адрес администрации поселения не направлялся, в акте отсутствует дата его составления. Также материалы дела не содержат сведений об ознакомлении административного истца с результатами планового рейдового осмотра.
Проверяя законность требования, надлежит отметить, что поскольку требование исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, его исполнимость является обязательным условием, которое понимается как наличие реальной возможности у лица, которому оно обращено, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Таким образом, установлению подлежит факт того, выдано ли требование именно тому лицу, которое вправе принять меры, указанные в нем и которым допущены нарушения, на устранение которых требование направлено, а также исполнимо ли требование.
Требование должно содержать указание на нарушения, которые допущены и должны быть устранены, содержать ссылки на нормы нарушенного закона.
Кроме того, требование может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона.
Однако выданное требование не содержит сведений о дате его составления и дате вручения главе администрации, как и не содержит сведений о проведении в отношении администрации сельского поселения проверочных мероприятий по государственному контролю, при этом возлагает обязанность по устройству минерализованных полос вокруг населенных пунктов без указания определенных мест их расположения, земельных участков, на которых должны быть устроены минерализованные полосы, а также населенных пунктов, вокруг которых они устраиваются, что в свою очередь не может позволить сделать вывод о законности указанного требования, поскольку последнее возлагает на администрацию сельского поселения не конкретизированный объем действий, цель которых должна быть определена как устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности.
При этом определить самостоятельно достаточный объем подлежащих выполнению работ по обустройству опашек администрация лишена возможности.
С учетом изложенного административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.174-175 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить требование № 2 об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, вынесенное участковым лесничим Беклемишевского лесничества Яблоновского участкового лесничества Калашниковым С.В., в отношении Администрации сельского поселения «Новокукинское».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд.
Судья: Галанова Д.И.
Мотивированное решение составлено 28.06.2021