Гр. дело 2-2058/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьева Дениса Равильевича к Отделению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Республике Бурятия об установлении факта нахождения на иждивении, возложении обязанности назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Арефьев Д.Р. обратился в суд с иском, требуя с учетом принятого судом уточнения установить факт нахождения на иждивении Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований в иске указано, что истец обучается по очной форме обучения в ГБОПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» с ДД.ММ.ГГГГ. Мать истца Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Арефьев Д.Р. направил в Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ заявление об установлении пенсии по случаю потери кормильца. В назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца было отказано ввиду того, что не установлен факт нахождения на иждивении умершего кормильца. До момента смерти Б. Арефьев Д.Р. находился на ее иждивении, так как до своего совершеннолетия поступил на очную форму обучения, работать после учебы не имел возможности и не имеет ввиду занятости в техникуме.
В судебном заседании истец Арефьев Д.Р. и его представитель Арефьева Л.А., действующая на основании доверенности требования поддержали, Арефьев Д.Р. пояснил, что находился на иждивении мамы до момента ее смерти, иных источников дохода у него не было, отец не принимал участия в его содержании, с отцом он не проживал с 6 лет.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по ... Багдуев Р.А. заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном возражении.
В судебном заседании в качестве свидетелей допрошены Т., С., которые пояснили, что Арефьев Д.Р. проживал с матерью, она работала продавцом, Арефьев Д.Р. находился на ее иждивении.
Выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, родителями Арефьева Д.Р. являются Б. (Ловцова) А.А., Р., что следует из свидетельства о рождении истца.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Б. умерла, что подтверждается свидетельством о ее смерти.
Арефьев Д.Р. проживал со своей матерью Б. до момента ее смерти по адресу: ..., 6 мкр., ..., они были зарегистрированы по одному адресу.
Арефьев Д.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался по очной форме обучения по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Электрические станции, сети и системы» в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум», что подтверждается справкой образовательного учреждения.
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» представлена справка о доходах Арефьева Д.Р., согласно которой он получал стипендию с сентября 2018 года по декабрь 2018 года в размере 646,80 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Арефьев Д.Р. обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по ... с заявлением об установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по ... от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии Арефьеву Д.Р. отказано по причине того, что представленными документами не подтвержден факт нахождения на иждивении умершей матери Б.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В числе таких лиц - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (норма приведена в редакции, действующей на момент обращения за назначением пенсии).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1260-О-О.
К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Такое правовое регулирование было до ДД.ММ.ГГГГ.
Дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имели право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент принятия решения об отказе в назначении пенсии).
Согласно материалам дела, истец Арефьев Д.Р. являлся студентом очной формы обучения в ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» на момент смерти матери, он нигде не работал, то есть единственным источником его средств к существованию являлась помощь матери, с которой он проживал. Как следует из пояснений истца, свидетелей, отец материальной помощи не оказывал, длительное время с истцом не проживал, Б. работала продавцом, содержала сына, приобретала ему одежду, в подтверждение чему представлены товарные чеки.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что факт нахождения Арефьева Д.Р. достигшего совершеннолетия, на иждивении матери нашел свое подтверждение, поскольку истец не работал, самостоятельных доходов, достаточных для удовлетворения жизненных потребностей не имел, получал от матери материальную помощь, которая и являлась для него постоянным и основным источником средств существования. Поскольку Арефьев Д.Р. находился на иждивении своей матери до ее смерти, он имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с ДД.ММ.ГГГГ и до окончания обучения по очной форме, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Арефьева Дениса Равильевича удовлетворить.
Установить факт нахождения Арефьева Дениса Равильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (идентификатор ...) на иждивении Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения до момента ее смерти.
Обязать Отделение Пенсионного фонда РФ (ГУ) по ... назначить Арефьеву Денису Равильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (идентификатор ...) социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 августа 2022 года.
Судья А.В. Наумова