ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-21504/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 22 ноября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Шабаловой О.Ф., Татаринцевой Е.В.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 04RS0020-01-2021-001188-14 по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства, ООО «ЭкоАльянс» об обязании освободить земельный участок от отходов производства и потребления
по кассационным жалобам Республиканского агентства лесного хозяйства, общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Татаринцевой Е.В., объяснения представителей Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобоковой В.В., Сидорова В.Г., представителя ООО «ЭкоАльянс» Тайновой Е.А., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя Правительства Республики Бурятия Романовой О.С., полагавшей, что ответственность должно нести ООО «ЭкоАльянс», прокурора Рубан А.В., возражавшей против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой на основании информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в границах МО ГП «п. Кичера» выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Просил:
- обязать Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный (лесной) участок <данные изъяты> от отходов производства и потребления на площади 14 689 кв.м,
- обязать дминистрацию МО ГП «п. Кичера» в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный (лесной) участок <данные изъяты> от отходов производства и потребления на площади 3101 кв.м.
Определением суда от 15 июня 2021 г. в качестве соответчика по делу привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (далее – ООО «ЭкоАльянс»).
Определением суда от 6 августа 2021 г. в качестве соответчика по делу было привлечено Правительство Республики Бурятия, в качестве третьего лица на стороне истца – Департамент лесного хозяйства ДФО.
Определением суда от 24 сентября 2021 г. в качестве в третьего лица на стороне ответчика привлечено ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия».
Определением суда от 1 ноября 2021 г. производство по делу в части исковых требований к ответчикам - администрации МО ГП «п. Кичера» и Правительству Республики Бурятия было прекращено в связи с отказом истца от иска. Этим же определением было принято окончательное уточнение исковых требования по делу, в котором прокурор просил:
- обязать Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной <данные изъяты> на площади 14 629 кв.м;
- обязать ООО «ЭкоАльянс» в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный (лесной) участок <данные изъяты> от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 м?.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г. исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. Постановлено: обязать Республиканское агентство лесного хозяйство организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной <данные изъяты> на площади 11 825 кв.м в пределах границ Северобайкальского лесничества, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15 февраля 2019 г. №, в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать ООО «ЭкоАльянс» освободить земельный участок <данные изъяты>, расположенном в кадастровом квартале № в границах следующих координат поворотных точек
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 м? в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. С ООО «ЭкоАльянс» в доход муниципального бюджета МО «г. Северобайкальск» взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 27 июня 2022 г. решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30 ноября 2021 г. отменено. По делу постановлено новое решение, которым исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. Постановлено: обязать Республиканское агентство лесного хозяйство организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной <данные изъяты> на площади 14 629 кв.м в пределах границ Северобайкальского лесничества, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № от 15 февраля 2019 г. в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать ООО «ЭкоАльянс» освободить земельный участок <данные изъяты>, расположенном в кадастровом квартале № в границах следующих координат поворотных точек
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7365 м? в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ООО «ЭкоАльянс» в доход муниципального бюджета МО «г. Северобайкальск взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб.
В кассационных жалобах Республиканского агентства лесного хозяйства, ООО «ЭкоАльянс» изложена просьба об отмене судебного решения суда апелляционной инстанции, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Как полагает Республиканское агентство лесного хозяйства, оно в силу установленной компетенции не является собственником земель лесного фонда, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, право хозяйственного ведения и оперативного управления за ним не зарегистрировано. Перечень полномочий Агентства закрытый, и ликвидация несанкционированных свалок в него не входит. Считает также, что земельный участок, занятый отходами производства и потребления, находится вне границ земель лесного фонда Северо-Байкальского лесничества.
В кассационной жалобе ООО «ЭкоАльянс» указало, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, расположен на земельном участке, собственность на который не разграничена. Ранее земельный участок был поставлен на кадастровый учёт с кадастровым № и находился в собственности администрации Северобайкальского района, а впоследствии – в ведении администрации МО ГП «П. Кичера», при этом администрация МО ГП «п. Кичера» занималась содержанием спорной свалки за счёт бюджетных средств. Более того, в 2020 г. оказание услуг по транспортировке ТКО на территории МО ГП «п. Кичера» осуществляло ООО «Бабръ», которое в качестве стороны по делу не привлечено. Выложенная на регионального оператора обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в объёме 7 365 м? основывается лишь на показаниях директора ООО «Свал», при этом документы, свидетельствующие об оказании услуг подрядными организациями запрошены не были, а ООО «Свал» к участию в рассмотрении дела не привлечено. Кроме того, захламление земельного участка было выявлено на площади 17 790 м ?, обязанность ликвидировать свалку возложена на площади 14 629 м?, а вопрос о ликвидации несанкционированной свалки на площади 3 161 м? не разрешён.
На кассационные жалобы, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения и уточнения к ним.
На уточнённые возражения Республиканским агентством лесного хозяйства поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия, а именно, <данные изъяты> в кадастровом квартале № расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, координаты точек в системе координат МСК03, зона 5 указанной свалки определены при проведении инструментального обследования специалистом-экспертом Северобайкальского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО1
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Указанное обстоятельство подтверждается протоколом инструментального исследования от 23 сентября 2021 г.
Как следует из заключения Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 24 сентября 2021 г. №, при наложении координат поворотных точек было выявлено пересечение территории несанкционированной свалки <данные изъяты>, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства «Рослесхоз» от 15 февраля 2019 г. №, площадь пересечения составляет 1825 кв.м.
В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг» основными его целями и предметом является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (пункт 3.1 Устава, размещенного в открытом источнике, официальном сайте учреждения https://roslesinforg.ru/).
Одним из основных видов деятельности (работ, услуг), осуществляемых учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках государственного задания, является, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков) (пункт 3.2.3 Устава учреждения).
Таким образом, представленное в материалы дела заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № признано соответствующим указанным требованиям и допустимым доказательством.
Доводы представителя ответчика РАЛХ Баглаева И.М. о том, что земельный участок с кадастровым № был исключен из земель лесного фонда на основании постановления главы администрации Северобайкальского района от 10 января 1996 г. № 12, суд посчитал не обоснованными.
Поскольку земельный участок с кадастровым № полностью расположен в границах Центральной экологической зоны, Байкальской природной территории, был образован в 2002 г., его правообладатель не установлен, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельство указания вида разрешенного пользования участка как шлакозолоотвал не позволяет прийти к выводу, что данный участок в установленном законом порядке был исключен из земель лесного фонда.
Оценивая представленное истцом второе заключение ФГБУ «Рослесинфорг» №, составленное по материалам лесоустройства Северо-Байкальского лесничества, Верхне-Заимского участкового лесничества, из которого следует, что части земельных участков с кадастровым №, правообладателем которого является Республика Бурятия, и участка с кадастровым №, на котором располагается несанкционированная свалка, также имеют частичное пересечение с землями лесного фонда.
Из представленных письменных пояснений представителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» установлено, что земельный участок с кадастровым № является полосой отвода автомобильной дороги, при этом фактически автомобильная дорога <данные изъяты> на указанном земельном участке не находится.
Поскольку пересечение указанных участков с землями лесного фонда было выявлено только 10 ноября 2021 г., до рассмотрения вопроса о внесении изменений в ЕГРН в установленном законом порядке выявленные заключением № пересечения не позволили отнести части спорных участков к землям лесного фонда, в связи с чем суд посчитал, что в указанном случае при определении пересечения территории несанкционированной свалки с землями лесного фонда, находящихся в государственной собственности, подлежат применению сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, в который также внесены сведения и о границах Северобайкальского участкового лесничества, отраженные в заключении ФГБУ «Рослесинфорг» от 24 сентября 2021 г. №.
Из пояснений участников процесса, исследованных материалов дела установлено, что территория несанкционированной свалки <данные изъяты> ранее происходило размещение отходов шлака, образующихся при работе котельных, с 2017 г. указанная территория начала использоваться для размещения твердых коммунальных отходов неустановленным кругом лиц, в 2019-2020 гг. свалка использовалась для размещения твердых коммунальных отходов ООО «ЭкоАльянс», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения от 14 мая 2018 г., заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс».
Указанные обстоятельства подтверждаются отчетом из системы ГЛОНАСС, а также показаниями опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля руководителя ООО «СВАЛ» ФИО2
Из соглашения от 14 мая 2018 г., заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», следует, что ООО «ЭкоАльянс» как региональный оператор приняло на себя обязанность по приему твердых коммунальных отходов, а также обеспечению их сбора, транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению в соответствии с законодательством Российской федерации (пункт 2.1.3), соблюдению природоохранного законодательства, осуществлению мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды (пункт 2.1.13).
30 ноября 2018 г. между ООО «ЭкоАльянс» как региональным оператором и ООО «Чистый город» был заключен договор на оказание услуг, по условиям которого ООО «Чистый город» приняло на себя обязательство по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Северо-Байкальский район» в места их накопления и сбора в соответствии с приложением № 2, 4 к договору и их транспортированию и передаче в места приема и передаче твердых коммунальных отходов в соответствии с приложением № 3 к договору.
Согласно пункту 1.2 договора услуги по транспортировке оказываются в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 2016 г. № 540.
В силу пункта 5.1 договора ООО «ЭкоАльянс» как региональный оператор приняло на себя обязательство по осуществлению текущего контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов ООО «Чистый город» на основании информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации.
В приложении № 3 к договору объектом размещения ТКО (местом временного накопления) из мест образования отходов п. Кичера и с. Верхняя Заимка указан земельный участок с кадастровым №.
В соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 29 ноября 2016 г. № 540, действовавшей до 1 января 2020 г., объектом обработки, обезвреживания и размещения ТКО, расположенным в зоне деятельности регионального оператора на территории Северо-Байкальского района, был определен полигон ТКО сельского поселения «Ангоянское».
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 1 апреля 2019 г., заключенным между ООО «Чистый город» и ООО «Свал», в целях перевозки твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, образующихся в результате жизнедеятельности населения на территории населенных пунктов Кичера, Верхняя Заимка Северо-Байкальского района ООО «Чистый город» на период с 1 апреля по 31 декабря 2019 г. арендовало у ООО «Свал» транспортное средство - автомобиль ЗИЛ ММ 345085, государственный регистрационный знак №.
Как следует из отчета по системе ГЛОНАСС, в период с 25 апреля 2019 г. по 30 декабря 2019 г. указанный автомобиль неоднократно осуществляя выезд на территорию несанкционированной свалки.
Согласно представленной ООО «ЭкоАльянс» справке, общий объем вывезенных отходов на территорию несанкционированной свалки, находящейся <данные изъяты>, составил 7365 м?. Доказательств, подтверждающих, что размещение и хранение указанных отходов являлось временным, и в последующем данные отходы были вывезены, суду не представлено.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку несанкционированная свалка ТКО полностью расположена на землях государственного лесного фонда <данные изъяты> на площади 14 629 кв.м и удовлетворил исковые требования прокурора в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Республиканское агентство лесного хозяйства. Кроме того, установив факт причинения вреда окружающей среде ООО «ЭкоАльянс» путем неправомерного размещения на спорном участке твердых коммунальных отходов, суд удовлетворил требования прокурора о возложении на ООО «ЭкоАльянс» обязанности освободить земельный участок <данные изъяты> от незаконно размещенных твердых коммунальных отходов в объеме 7 365 м?.
Суд апелляционной интонации, отменив решение суда первой инстанции и перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, частично удовлетворил исковые требования, увеличив размер площади земельного участка, на которой на Республиканское агентство лесного хозяйства возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов до 14 629 м?, указав, что данная площадь несанкционированной свалки в установленных координатах определена заключением ФГБУ «Рослесинфорг» №.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указано в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила № 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст).
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В статье 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьёй 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (абзац 3 пункта 2).
В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации 31 декабря 2020 постановлением № 2399 (до 1 января 2021 г. – постановление от 30 августа 2001 г. № 643) утвердило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, согласно которому в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена, в том числе деятельность по обращению с вновь образуемыми отходами производства и потребления в части: размещения отходов производства и потребления, за исключением отходов IV и V классов опасности на специально оборудованных объектах (подпункт «а»); сброса в водные объекты и захоронения в них отходов, а также наземного и подземного захоронения отходов (подпункт «б») (пункт 23).
Доводы Республиканского агентства лесного хозяйства о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, отвергаются по следующим основаниям.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, является Рослесхоз.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 837.
В соответствии с Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. № 13, Агентство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному контролю (надзору), лесной охране в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий (пункт 1.1).
Для целей реализации полномочий, в соответствии с Положением, Агентство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (пункт 3.1.15), федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда, лесную охрану на землях лесного фонда (пункт 3.1.19), разрабатывает и утверждает проект рекультивации, осуществляет рекультивацию земель, разрабатывает и утверждает проект консервации земель, осуществляет консервацию земель в границах земель лесного фонда в случае отсутствия информации о лицах, деятельность которых привела к деградации земель, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (пункт 3.1.57).
В соответствии с пунктом 3.2.12 Положения с целью реализации предоставленных полномочий Агентству предоставлены право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, возмещение причиненного ущерба лесам, вызванных нарушением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в пределах своей компетенции, с целью пресечения фактов нарушения законодательства, в том числе выступать субъектом административных правоотношений в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством Республики Бурятия.
Следовательно, Агентство осуществляет на территории Республики Бурятия все названные в части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника земельного участка.
При этом Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, и Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, утвержденным приказом Росимущества от 16 декабря 2016 г. № 454 (в редакции от 28 мая 2019 г.), управление лесами, в том ликвидация несанкционированных свалок в лесу, не отнесено к полномочиям Росимущества и его территориального органа.
Доводы кассатора о том, что земельный участок находится за пределами границ лесного фонда, в связи с чем ответственность должен нести орган местного самоуправления – администрация муниципального образования «Северо-Байкальский регион», также являются несостоятельными.
Судом на основании заключения Бурятского филиала ФГБУ «Руслесинфорг» № установлено, и данное доказательство признано судом допустимым, что спорный земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда.
В постановлении от 13 октября 2015 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федера░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░ 2021 ░. № ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 7 365 ░?, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2019 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░., ░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░ 2018 ░.
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░ «░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 17 790 ░?, ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 14 629 ░?, ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 56, 59, 60, 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 390 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 379.7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░