дело №а-130/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 марта 2020 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности серии <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и Каспийский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании решения регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, выраженное в удалении сведений из ЕГРН на объект с кадастровым номером <данные изъяты> незаконным, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД привести в соответствие требованию закона запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с указанием всех необходимых сведений, признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД от ДД.ММ.ГГГГ, выраженное в отказе зарегистрировать переход право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, незаконным, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД зарегистрировать переход права собственности на нежилое здание площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль а/м Кавказ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и Каспийский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании административного ответчика привести в соответствие требованию закона запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с указанием всех необходимых сведений и обязании административного ответчика зарегистрировать переход права собственности на нежилое здание площадью 258,7 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль а/м Кавказ. К заявлению были приложены технический план здания в электронном виде (диск), государственный акт на земельный участок, кадастровый паспорт на здание, квитанция об оплате госпошлины. По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ была выдана выписка из ЕГРН, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право на указанное здание, правообладателем которого был указан ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО4 был заключен договор купли-продажи нежилого здания площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль а/м Кавказ, после чего через МФЦ было подано заявление о регистрации перехода права на указанный объект.
ДД.ММ.ГГГГ с нарушением срока истцу было выдано уведомление о у приостановлении гос. регистрации, в котором регистратор сослалась на то, что по сведениям ЕГРН отсутствует зарегистрированное право продавца. Другим основанием для приостановления послужило несоответствие представленных документов ст. 21 ФЗ № "О государственной регистрации недвижимости», при этом регистратором не указано, какой конкретно документ не соответствует закону и что именно не соответствует.
ДД.ММ.ГГГГ в очередной раз с нарушением срока истцу было выдано уведомление об отказе государственной регистрации права. Основанием для отказа послужило отсутствие зарегистрированного права продавца, а лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права распоряжаться данным объектом недвижимости. С указанным решением истец не согласен.
17.02.2020г. в Каякентский районный суд РД поступило заявление о об уточнении административно исковых требований ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и Каспийский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании решения регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, выраженное в удалении сведений из ЕГРН на объект с кадастровым номером <данные изъяты> незаконным, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД привести в соответствие требованию закона запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с указанием всех необходимых сведений, признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД от ДД.ММ.ГГГГ, выраженное в отказе зарегистрировать переход право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> незаконным, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД зарегистрировать переход права собственности на нежилое здание площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства представителем истца ФИО1 по доверенности серии <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 представлено суду письменное заявление об отказе от части административно исковых требований, а именно о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД зарегистрировать переход права собственности на нежилое здание площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> Просит в этой части производство по делу прекратить.
Определением Каякентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части административно исковых требований о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД зарегистрировать переход права собственности на нежилое здание площадью 258,7 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> прекращено в связи с отказом от административного иска.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО5 в судебном заседании подержала уточненные требования, дала пояснения идентичные административно исковому заявлению и просила суд удовлетворить и признать решения регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, выраженное в удалении сведений из ЕГРН на объект с кадастровым номером <данные изъяты> незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД привести в соответствие требованию закона запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с указанием всех необходимых сведений.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в судебном заседании административно исковые требования не признала, поскольку первичные регистрация была проведена с нарушением закона при отсутствии необходимых для регистрации правоустанавливающих документов. Представляла суду письменные возражения, из которых усматривается, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности по заявлению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, государственным регистратором было вынесено в связи с тем, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ, лицо указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
По сведениям Единого государственного реестра прав (ЕГРН) отсутствует «регистрированное право продавца, т.е. ФИО2 не является собственником и но имеет иных вещных нрав на здание площадью 258.7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>. расположенное по адресу: <адрес>. вдоль а/м «<данные изъяты>
Предоставленные в качестве правоустанавливающих документов договор купли-продажи и передаточный акт составлены при отсутствии зарегистрированных прав продавца.
В силу разъяснений содержащихся в и. 53 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и друг их вещных прав" - Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
В связи с тем, что ни истец, ни его представитель не обладают зарегистрированным правом собственности на выше обозначенное нежилое здание, они являются ненадлежащими истцами.
Касаемо нарушения сроков обработки документов, поданных на регистрацию перехода права собственности, о чем упоминает истец в своем исковом заявлении, поясняем, что уведомление о государственной регистрации прав сформировано с ДД.ММ.ГГГГ по 22.10.2019г., но по техническим причинам датировано 09.08.2019г. Однако, данное обстоятельство никак не может влиять на возникновение прав или прекращение прав у продавца.
Кроме того, также указывает, что не соответствуют действительности данные истца о том, что имеется Выписка из ЕГРН на здание площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, вдоль а/м «Кавказ», где собственником указан истец ФИО1.
Истец действительно обращался в декабре 2018 года за регистрацией права собственности на АЗС и магазин расположенные по адресу: <адрес>, вдоль а/м «Кавказ», в регистрации права собственности истцу было отказано в связи с тем, что представленные документы не соответствовали н.1 ст. 21 218-ФЗ, а именно: представлен государственный Акт о передаче в бессрочное (постоянное) пользование для строительства АЗС и магазина, а также отсутствует разрешительная документация на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Просила суд отказать в удовлетворении административно исковых требований.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, хотя надлежаще и заблаговременно извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО5, представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД по доверенности ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Аналогичные требования содержит часть 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
На основании абзаца 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Аналогичные требования содержит пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
На основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Аналогичные основания указаны в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017).
Так в соответствии с пунктами 3, 5, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Судом установлено, что 7 декабря 2018 года истцом через МФЦ было подано заявление о государственной регистрации нежилого здания площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль а/м Кавказ. К заявлению были приложены технический план здания в электронном виде (диск), государственный акт на земельный участок, кадастровый паспорт на здание, квитанция об оплате госпошлины.
Из выписки ЕГРН усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право на здание площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль а/м Кавказ, правообладателем которого был указан ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО4 был заключен договор купли-продажи нежилого здания площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль а/м Кавказ.
Решением в государственной регистрации права собственности по заявлению <данные изъяты>7 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в связи с тем, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ, лицо указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в судебном заседании не отрицает факт первичной регистрации права собственности на ФИО1 и удаление сведений с базы данных Росреестра.
Административный истец оспаривает действия государственного регистратора ссылается на незаконность решения регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, выраженное в удалении сведений из ЕГРН на объект с кадастровым номером <данные изъяты>.
Указанные требования административного истца суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно уведомления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> подписанного ФИО7 сведения ЕГРН о: «Наименование» «Государственный акт на право собственности землю, пожизненного наследуемого владения бессрочного (постоянного) пользования землей» удалены.
Из ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> выданной заместителем руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД ФИО8 усматривается, что согласно сведениям ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> государственным регистратором прав Управления была проведена государственная регистрация права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве документа устанавливающего право собственности указан документ о предоставлении земельного участка в пользование ФИО1 В последующем тем же государственным регистратором прав Управления, решением об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости сведения удалены.
Также отмечается, что по результатам проверки о внесении и об исключении внесенных сведений вынесенное заключение направлено в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.
Согласно ч. 1 ст. 61 ФЗ № "О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Глином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 61 в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Из анализа указанных норм права следует, что действия регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, выраженное в удалении сведений из ЕГРН на объект с кадастровым номером 05:08:000034:1120 суд считает незаконными, поскольку исправлением технической ошибки в записях и реестровой ошибки причинен вред и нарушило законные интересы правообладателя административного истца ФИО1 как собственника нежилого здания площадью 258,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> вдоль а/м Кавказ, который полагаясь на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ заключил с ФИО4 договор купли-продажи. Такое исправление, с учетом действующего законодательства производится только по решению суда.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и Каспийский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о признании решения регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, выраженное в удалении сведений из ЕГРН на объект с кадастровым номером <данные изъяты>, незаконным, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД привести в соответствие требованию закона запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с указанием всех необходимых сведений, с учетом приведенных требований закона, носящих императивный характер, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для удаления регистрации спорного объекта.
Руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и Каспийский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД удовлетворить.
Признать решение регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, выраженное в удалении сведений из ЕГРН на объект с кадастровым номером <данные изъяты>, незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД привести в соответствие требованию закона запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> с указанием всех необходимых сведений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течения месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья М.М. Гаджимурадов