<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-217/2020
79RS0003-01-2020-000242-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 года ЕАО с.Ленинское
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Копыриной В.Г.,
при помощнике судьи Поповой Е.В.,
с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Молчановой Г.А.,
представителей ответчика Черных Н.В., Коваленко М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Сельскохозяйственный техникум», комитету образования Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности по оборудованию в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» приемно-карантинного отделения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» оборудовать в срок до 01.09.2020 приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний с отдельным входом, состоящим из: приемно-смотровой, не менее двух палат изолятора, буфета, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений (санитарного узла, душевой (ванной) комнаты) в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15; на комитет образования ЕАО при недостаточности денежных средств, выделенных на финансировании деятельности образовательного учреждения в срок до 01.08.2020 профинансировать работы по в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» по организации приемно-карантинного отделения; на правительство ЕАО в случае отсутствия (недостатка) денежных средств у комитета образования на финансирование ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» на оборудование приемно-карантинного отделения, в срок до 01.07.2020 выделить бюджетные средства комитету образования ЕАО на эти цели. В заявлении указал, что в нарушение законодательства «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.12 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8 (далее- СанПиН 2.4.3259-15) в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» отсутствует приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании и Уставом, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. Невыполнение ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» обязанности по оборудованию приемно-карантинного отделения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, пребывающих в данном учреждении, в том числе несовершеннолетних, не способных самостоятельно защищать свои права и интересы, а также создает угрозу здоровью и жизни указанной категории лиц, поскольку в техникуме не обеспечено незамедлительное проведение медицинского осмотра поступивших детей в ночное время и их временная изоляция от остальных детей по медицинским показаниям. Согласно Уставу, учредителем и сособственником имущества ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» является ЕАО. Функция и полномочия учредителя, осуществляется комитетом образования ЕАО, в ведении которого находится Учреждение.
В судебном заседании старший помощник прокурора Молчанова Г.А. исковые требования уточнила, просила суд обязать ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» оборудовать приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем вновь поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний отдельным входом, буфетной в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15, в сроки указанные в исковом заявлении 2021 года, в остальной исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчиков комитета образования ЕАО, правительства ЕАО-Коваленко М.Н., исковые требования не признала, пояснила, что согласно п. 1.4 СанПиН 2.4.3259-15 ранее построенные здания организаций для детей-сирот эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. Следовательно, СанПиН 2.4.3259-15 не распространяются на объекты, построенные до сентября 2015.Оборудование приемно-карантинного отделения в соответствии СанПиН 2.4.3259-15 предусматривает собой реконструкцию (перепланировку) здания, изменение его конструктивных особенностей, что потребует разработку проектно-сметной документации, согласование с уполномоченными органами для получения разрешения, а также существенных дополнительных денежных вложений. Предметом деятельности в соответствии с Уставом учреждения является предоставление среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования и организация профессионального обучения граждан. Учреждение, в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Учреждения, осуществляет свою деятельность в соответствии с государственным заданием, формируемым и утверждаемым учредителем (комитетом образования ЕАО). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется учредителем в виде субсидий областного бюджета. Мероприятия по реконструкции здания или его перепланировки не входят в субсидию для возмещения нормативных затрат на выполнение государственного задания. Таким образом, денежные средства для обеспечения мероприятий по реконструкции здания или его перепланировки с целью создания приемно-карантинного отделения могут выделяться из областного бюджета только в рамках субсидии на иные цели, в случае заложенных (имеющихся) в бюджете денежных средств. Вопрос об увеличении бюджетных ассигнований и выделении дополнительной субсидии может быть предложен к рассмотрению только при формировании проекта закона ЕАО об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Просила в удовлетворении исковых требований оказать.
В судебном заседании представитель ответчика ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» Черных Н.В., уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Техникум состоит из одного учебного 1968 года постройки, корпуса общежития 1989 года пристройки и производственной лаборатории. В здании общежития оборудовано карантинное отделение, состоящее из двух палат, санитарной комнаты, процедурного кабинета и кабинета медицинской сестры. Буфет согласно СанПиН 2.4.3259-15, не оборудован. Разработано положение о приемно-карантинном блоке. Согласно которому, питание детей, находящихся в отделении, происходит в соответствии с графиком приема пищи. Так же считала, согласно проекту здания общежития ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» приемно-карантинное отделение в учреждении не предусмотрено не было, таким образом считает, что эксплуатация здания должна происходить в соответствии с его проектом, поскольку устройство отдельного входа в приемно-карантинное отделение и буфета в соответствии со СанПин, предусматривает собой перепланировку здания, а это означает изменение конструктивных особенностей здания, реконструкция-установку дверных проемов в несущих стенах, что потребует более тщательного подхода. В случае удовлетворения исковых требований просила увеличить сроки исполнения судебного решения до 2023, поскольку для исполнения решения суда необходимо привести в соответствие документацию, заказать проект, который также требует финансовых затрат.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 155.1 СК РФ, под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей в образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 43 вышеупомянутого Постановления, организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
По смыслу статьи 1 приведенного Федерального закона, полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования включает в себя предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.
В соответствии с частью 4 статьи 2 закона Еврейской автономной области от 28.03.2014 N 488-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения в областных профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения по решению органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере опеки и попечительства, помещаются под надзор в эти образовательные организации. Обязанности опекуна или попечителя для таких детей в соответствии с законодательством Российской Федерации, возлагаются на данные образовательные организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 N 8 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3259-15 введены в действие с 1 сентября 2015 года.
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, физическому развитию, оздоровлению, реабилитации и реабилитации, а также уходу и присмотру в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в организациях, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства.
Пункт 1.12 СанПиН 2.4.3259-15 устанавливает, что организации для детей-сирот обеспечивают условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям настоящих санитарных правил.
Пункт 1.3 СанПиН 2.4.3259-15 устанавливает, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов организаций для детей-сирот: образовательных организаций, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 4.17 СанПиН 2.4.3259-15 в организации для детей-сирот предусматривается приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем вновь поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний.
При этом СанПиН 2.4.3259-15 предусматривают следующие требования к приемно-карантинному отделению:
п. 4.17.1. Приемно-карантинное отделение оборудуется отдельным входом и состоит из приемно-смотровой, не менее двух палат изолятора, буфета, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений (санитарный узел, душевая (ванная) комната).
п. 4.17.2. Палаты изолятора отделяются от остальных медицинских помещений шлюзом с умывальником. Площадь палат изолятора принимается из расчета 6,0 кв. м на 1 койку.
п. 4.17.3. Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.
п. 4.17.4. Буфетная приемно-карантинного отделения оборудуется моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.
В судебном заседании установлено, что ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» расположено в <адрес>.Из устава ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» следует, что учреждение является образовательной организацией, созданной с целью предоставления образовательных услуг населению, является юридическим лицом.
Согласно приказам управления по опеке и попечительству ЕАО от 01.09.2017, 31.08.2018, 16.10.2019, по надзору ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, с возложением обязанностей на Учреждение законного представителя.
Согласно справке ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» от 17.06.2020, среднегодовая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» с 2017-2020, составила 48 человек.
Согласно техническому паспорту, здание, в котором проживают воспитанники ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», построено в 1989 году, имеет 5 этажей. Общая площадь здания 3 855,40 кв.м., жилая площадь здания 2 025,5 кв.м. Капитальный ремонт и реконструкции не проводились. Свободные помещения отсутствуют.
Проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района ЕАО, в апреле 2020 установлено, ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», является организацией для детей-сирот, в которой приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем вновь поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний в соответствии с СаН ПиН 2.4.3259-15 не оборудовано (акт проверки от 14.04.2020, объяснение заместителя директора по УПР Гурского А.А. от 15.04.2020).
В адрес ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» прокурором района внесено представление.
15.04.2020 прокурором Ленинского района ЕАО возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» по ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлениями по делу об административном правонарушении №№ 12, 13 от 27.04.2020 юридическое лицо ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» и должностное лицо - заместитель директора Гурский А.А. за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, привлечены к административной ответственности: к наказанию в виде предупреждения.
На момент рассмотрения исковых требований в суде, представитель Черных Н.В. пояснила, что в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» приемно-карантинное отделение оборудовано без отдельного выхода и буфета. Вход и выход в отделение осуществляется через общий вход в здание, питание организовано в общей столовой.
Указанные доводы не оспаривались сторонами и подтверждаются материалами дела: положением о приемно-карантинном блоке, фотоотчетом, договором на сотрудничество по оказанию медицинских услуг и проведению оздоровительных мероприятий для обучающихся ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» от 01.01.2020 между ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» и ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», паспортом медицинского кабинета.
Учитывая названные нормы действующего законодательства, в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», как в организации для детей-сирот должно быть, оборудовано приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний в соответствии с действующим СанПиН 2.4.3259-15, в связи, с чем требования прокурора подлежат удовлетворению
Доводы представителей ответчиков, о том, что СанПиН 2.4.3259-15 не применим к спорным правоотношениям, со ссылкой на п. 1.4 СанПиН 2.4.3259-15, согласно которой ранее построенные здания организаций для детей-сирот эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены, следовательно, СанПиН 2.4.3259-15 не распространяются на объекты, построенные до сентября 2015, суд признает не состоятельными, поскольку ранее действовавшие СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.03.2003 N 13 также предусматривалось оборудование приемного отделения с самостоятельным выходом и наличием буфета.
Кроме того, исходя из п. 1.3 СанПиН 2.4.3259-15, санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов организаций для детей-сирот: образовательных организаций, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
По смыслу приведенной нормы, вопреки утверждению представителей ответчиков, применение СанПиН 2.4.3259-15 не ограничено отношениями по проектированию приемно-карантинного отделения вновь стоящихся и реконструируемых зданий.
Исходя из изложенного, учитывая, что дальнейшая эксплуатация приемно-карантинного отделения без отдельного входа, а организация питания в общей столовой приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья, обучающихся и сотрудников техникума, в связи с возможностью заражения инфекционными заболеваниями, оснований для освобождения ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» от обязанности привести приемно-карантинное отделение в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.3259-15, не имеется.
Согласно п. 1.7 Устава ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», учредителем и собственником имущества является Еврейская автономная область. Функции и полномочия учредителя в случае, если иное не установлено нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, осуществляются комитетом образования Еврейской автономной области, в ведении которого находится Учреждение.
При указанных обстоятельствах, требования прокурора к комитету образования ЕАО и правительству ЕАО, суд находит обоснованными.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть, исполнено, суд, считает, что срок, заявленный прокурором, отвечает принципу разумности и будет обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Учитывая, что комитет образования ЕАО, правительство ЕАО, в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, с ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Сельскохозяйственный техникум», комитету образования Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности по оборудованию в ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» приемно-карантинного отделения, предназначенного для размещения в нем поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний - удовлетворить.
Обязать областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум» оборудовать приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем вновь поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний отдельным входом, буфетной с моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15 в срок до 01.09.2021.
Обязать комитет образования ЕАО в случае отсутствия (недостатка) денежных средств у ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» на оборудование приемно-карантинного отделения в срок до 01.08.2021 выделить денежные средства ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» на эти цели.
Обязать правительство Еврейской автономной области в случае отсутствия (недостатка) денежных средств у комитета образования ЕАО на финансирование ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», на оборудование приемно-карантинного отделения, в срок до 01.07.2021 выделить денежные средства комитету образования на эти цели.
Взыскать с областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Сельскохозяйственный техникум» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 22.06.2020.
Судья В.Г. Копырина
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2020.
<данные изъяты>
<данные изъяты>